Как показывают исследования, возраст типичного ИТ-специа­листа немногим более 40, он женат, имеет детей школьного возраста и стаж работы в отрасли около 15 лет. Это радикально отличается от картины, наблюдавшейся в начале моей карьеры, когда типичный ИТ-специалист был вчерашним выпускником университета, не имел семьи и снимал квартиру.

Конечно, в отрасль понемногу вливаются новые люди, но общие изменения приводят к тому, что для выполнения той же работы требуется меньше специалистов. Поэтому, когда кто-нибудь уходит, замена часто бывает не нужна. В целом потребность в свежих силах уменьшается. ИТ-подразделения с несколькими администраторами в штате в 2000 году теперь в основном сокращены до единственного сотрудника либо их функции и вовсе переданы стороннему исполнителю.

В карьере ИТ-специалистов и разработчиков есть огромные различия. Судьба последних всегда напоминала мне научно-фантастический фильм 70-х годов «Бегство Логана». В мире Логана людям было разрешено жить лишь до определенного возраста (30 лет), по достижении которого они должны были явиться к властям для усыпления.

Еще в 90-х мне приходилось читать в группах новостей и на таких сайтах, как Slashdot, что разработчикам очень трудно найти работу в возрасте около 40 лет. Время от времени в ходе судебных исков, подаваемых в Кремниевой долине, тоже приходится слышать, что разработчикам среднего возраста труднее найти работу, чем молодым. Кривая карьеры разработчиков разительно отличалась от карьеры знаменитых системных администраторов UNIX, которые даже в 1990-е годы могли соперничать с Гэндальфом в длине седой бороды.

У «старения» ИТ-специалистов есть несколько примечательных последствий, в частности иное, возможно, более рассудительное отношение к переменам и преходящим увлечениям в отрасли. Многие из них начинали в ИТ-индустрии лет 20 назад, когда им было около 30. И многие компании нанимали на работу администраторов в возрасте за 50. В одной из фирм, где я работал, из 150 человек мало кто был моложе 40 лет, а многим сотрудникам было около 50. И этому есть объяснение — любая работа, с которой может справиться молодой ИТ-специалист, скорее всего, будет отдана на исполнение на сторону. Основная деятельность состоявшихся компаний часто предполагает участие высококвалифицированного сотрудника, а это, вероятнее всего, будет уже специалист в возрасте. К тому же, если компания поддерживает устаревшие технологии, новые сотрудники, по всей вероятности, не будут заинтересованы в их изучении. Пусть сейчас преобладают лозунги о том, что все движется в «облако» и «все на работу с Большими Данными», но старые системы все еще на своих местах и прекрасно работают. На самом деле руководству таких компаний приходится беспокоиться о том, кем заменить «старую гвардию». Возможно, в компании есть сотрудник, который начинал свою карьеру сразу после колледжа, работая с IBM в 1961-м. А кто-то из ее работников в том году только появился на свет.

Как рассказал один из моих слушателей, он начал работу в ИТ-индустрии в 1969 году, еще будучи учеником колледжа. Его интересы и увлечения менялись: язык ассемблера, PL/1, FORTRAN, блок-схемы, APL, таблицы решений, DEC Basic, DEC Coral, Cи, C++, PC DOS, Vermont Views (первоначальный конкурент Windows), TCL/tk, Visual C и многое другое. Некоторые привязанности сохранились: COBOL, Windows, C#, Visual Basic и SQL. Он видел, как появлялись и исчезали компании, в его резюме можно встретить фирмы, которые превратились в тени прошлого: их купили более удачливые или они просто закрылись… ИТ-индустрия не статична.

Действительно, если кто-то думал, что будет всю жизнь ремонтировать персональные компьютеры, то он заблуждался. Карьеру в ИТ-отрасли можно сравнить с профессией врача — учиться приходится постоянно. И с возрастной дискриминацией сталкиваются многие. А зачастую сами ИТ-про не стремятся работать в компаниях, предпочитающих молодых сотрудников, ведь обычно в них требуется работать «от зари до зари», без оплаты сверхурочных и в ожидании премии, которую никогда не дадут. А сотрудники зрелого возраста уже набили шишек и сталкивались с разными ситуациями в своей карьере. В общем, факт остается фактом, можно быть весьма квалифицированным специалистом, на чье резюме будут многочисленные отклики, и все равно на каждом собеседовании вас сразу спросят про возраст.

Здоровый скептицизм

ИТ-профессионалы всегда были консерваторами по натуре — не в политическом смысле, конечно (хотя некоторые и в нем тоже). Я имею в виду принцип «работает — не трогай». Разработчики же по натуре любят пробовать новое. ИТ-про в принципе тоже новинки не игнорируют, но пробуют их в хорошо настроенной тестовой среде и имеют более высокие требования в отношении понимания практической пользы от новшества, прежде чем внедрять его в реальной рабочей среде.

Как уже отмечалось выше, среднестатистический ИТ-про уже не так молод. И теперь в расчет берутся, с одной стороны, молодые разработчики, способные написать сложный код, а с другой — уже зрелые профессионалы, задумывающиеся о смысле жизни и многом другом.

Учитывая эту консервативную природу ИТ-про и добавив к ней некий налет природного скептицизма, который присущ каждому, кто начинал молодым в совершенно новой индустрии и видел, как появлялись и исчезали технологии, начинаешь понимать, почему не все в ИТ-индустрии стремятся расставаться с тем, что у них есть, и не переходят на революционные технологии, как только они появляются. Некоторые компании, например, до сих пор используют старые версии операционных систем, Windows Server 2003 и Windows XP, и не спешат все бросить и перейти к Azure, Server 2012 R2 и Windows 10.

Возможно, ИТ-про и рады были бы перейти на новые технологии (и обойти их, где возможно), но они не намерены делать это прямо сейчас. Многие из них работают с Windows 10 дома, но даже и не думают о модернизации компьютеров компании, пока старое не ломается. И многих постоянно спрашивают, скоро ли компания перейдет в «облако» или как она будет справляться с Большими Данными, но все дело в том, что и поныне 20-летние системы выполняют свою работу замечательно, хотя и не способны взаимодействовать с «облаком». А переход к новым системам будет стоить миллионы и сопровождаться огромными рисками. Многие компании, возможно, отстают лет на пять-шесть от новейших технологий, если брать в целом. И только сейчас отказываются от Windows Server 2003, да и то, возможно, переходят к Windows Server 2008, поскольку старые приложения, которые они используют, не поддерживаются 64-разрядной операционной системой. С точки зрения ИТ-специалиста, опасность заключается в том, что нужно потратить годы на то, чтобы гарантировать работоспособность и надежность систем, и, завершив успешно эту работу, услышать, что все ваши труды уже канули в прошлое и компания приняла решение перейти на новую технологию. Сейчас практически невозможно найти новых администраторов для настройки VМS и базы данных RDB, и, если вдруг кто-то из старых сотрудников, обслуживающих такие системы, уволится, заменить их будет некем, потому что никто из новичков не захочет осваивать старые системы: администраторы UNIX предпочитают изучать Linux, а администраторы Windows углубляют знания по VMware или другим технологиям виртуализации. Но компаниям-то нужно эксплуатировать существующие системы. И им необходимо планировать подготовку персонала таким образом, чтобы решать обе задачи — получение навыков поддержки имеющихся технологий и обучение технологиям, которые придут им на смену завтра.

Иногда описываемую ситуацию можно представить как «сопротивление дополнительной работе», а не как «сопротивление изменениям». Но жизнь показывает, что если можно реализовать изменения без больших временных, трудовых и прочих затрат в рамках уже выполняемых рабочих обязанностей (а не затевать крупные проекты, требующие дополнительных часов работы и т. д.), то такие изменения специалистами по ИТ всегда по душе.

Резюмируя сказанное, отмечу, что опытные ИТ-про представляют собой камень преткновения для компаний, имеющих штат сотрудников по продвижению новой продукции, чья задача состоит в увеличении продаж последних новинок. На одной из конференций организаторы твердо стояли на том, что все материалы и обсуждения должны быть посвящены продуктам, выпущенным компанией в последние 12 месяцев. Я потратил немало времени на то, чтобы объяснить, что среднестатистический посетитель конференции, вероятнее всего, не работает с продуктами, выпущенными за последние 12 месяцев, и скорее хотел бы услышать, что делать с теми технологиями, которые применяются у него в компании или на производстве и возраст которых может быть 5-10 лет, а то и более.

Я догадываюсь теперь, почему в некоторых компаниях руководители перестали слушать ИТ-специалистов. Просто потому, что они не знают, как вести с ними разговор. Им проще обращаться к разработчикам, потому что те, скорее всего, молоды, следят за модой и готовы бросить то, чем занимались, ради чего-то совершенно другого, пусть это «другое», возможно, даже и «не выстрелит». Ответственным за продажи тяжело общаться с закаленными профессионалами, чья задача состоит в том, чтобы все работало без заминок, и которые умеют определять, увенчаются ли потраченные на реализацию изменений усилия успехом.

Новые трюки для старой собаки

Windows Server 2016 привносит в индустрию технологии, которые требуют коренных изменений в подходе к созданию ИТ-систем. Это и NanoServer, и Windows Server вместе с Hyper-V и контейнерами. И еще больший акцент на среде сценариев PowerShell, способной создавать инструменты автоматизации вроде PowerShell Desired State Configuration (DSC). Если эти технологии планируется реализовывать на корпоративных серверах, то Microsoft потребуется дать возможность ИТ-про быстро изучить огромный объем информации и показать новые способы выполнения операций.

Как мы видим по результатам опросов, среднестатистический ИТ-специалист уже не похож на юнца. Кто-то может предположить, что он уже не так способен к обучению. Но реальность такова, что любому ИТ-про постоянно приходится чему-то учиться, поскольку практически невозможно задержаться в компьютерной индустрии более чем на 10 лет и быть не способным усваивать и применять нужные знания достаточно быстро.

Однако то, что ИТ-про среднего возраста стремятся получать новые знания, совсем не означает, что все стили обучения им подходят. Покажите им структурированный и продуманный путь обучения, и они мгновенно ухватят суть дела. Оставьте их наедине с технологией с минимальным объемом документации и руководств, и они отложат ее изучение до лучших времен, когда у них, возможно, будет время заняться этим. Что, скорее всего, будет означать, что они не узнают о ней всего. И не потому, что не хотят узнать, а просто потому, что их время занято выполнением другой работы, а не изучением возможностей технологий. Вряд ли информация о том, что большим достоинством NanoServer является сокращение времени, затрачиваемого на перезагрузки, подтолкнет ИТ-специалиста к тому, чтобы потратить несколько свободных часов в неделю на эксперименты с новой технологией.

Я собьюсь со счета, перечисляя, сколько раз я демонстрировал ИТ-специалистам какую-либо функцию в продукте, который они использовали уже длительное время. И они смотрели на меня с изумлением, потому что и не догадывались о наличии такой возможности. И не потому, что они не любознательны, и совсем не оттого, что у них не хватало компетенции получить от технологии то, что она может. А просто потому, что у них не было времени повозиться с продуктом, и они не смогли оценить все его возможности. В этом случае единственный способ гарантировать полное понимание ИТ-про всех возможностей используемого продукта — это показать им все функции, какие только есть. И предоставить поэтапный план обучения, который поможет им изучить продукт от и до.

Эта ситуация в корне отличается от взаимодействия с разработчиками, которые по натуре больше нацелены на самообучение. Большинство разработчиков любит тестировать, отлаживать и пробовать все самостоятельно. Разработчики в принципе всегда пытаются сами отыскать те области, где они могут применить продукт, поскольку их работа заключается в создании нового, о чем еще никто и не думал. Вы не сможете создать уникальный код, оставаясь на проторенной другими тропе.

А ИТ-специалисты — именно те люди, которым необходимо изучать созданные разработчиками новые технологии, если разработчики хотят, чтобы те получили широкое распространение за самое короткое время. Будут ли такие технологии, как Nano Server, контейнеры в Windows Server и Hyper-V, PowerShell DSC и многие другие, взяты на вооружение компаниями за короткое время, как того хочет Microsoft, зависит во многом от качества поэтапного обучения, обеспечиваемого предприятием и его партнерами, с подробным описанием того, как использовать технологии для выполнения практических задач.

Если выпуск технологии сопровождается несколькими веб-трансляциями, сообщениями на сайте и немногочисленными материалами в TechNet (для продвижения технологии среди разработчиков этого в общем случае достаточно), то только особо заинтересованная группа ИТ-про, но никак не большинство системных администраторов сможет вникнуть в технологию и начать работать с ней.

Наилучший способ научить старую собаку новым трюкам — это учесть ее повадки, то есть стиль обучения, и не предполагать, что ИТ-про и разработчики воспринимают новые технологии одинаковым образом. Подавляющее большинство ИТ-специалистов предпочитают изучать структурированную и грамотно написанную информацию о продуктах, с отличной документацией и примерами из практики. Просто сообщить им о выходе продукта — это значит заранее обречь его на весьма скромные успехи.

Известия о смерти Windows Server 2003 несколько преувеличены

Практика показывает, что спустя многие месяцы после завершения поддержки операционной системы многочисленные компьютеры с Windows Server продолжают функционировать в серверных помещениях и центрах обработки данных.

Летом я побывал на конференции в Редмонде. Когда я спросил собравшихся, у кого из них в производственной среде имеется хотя бы один компьютер с Server 2003, примерно треть подняли руки. Приблизительно в то же время я поинтересовался, следует ли продолжать публиковать материалы о завершении поддержки Server 2003, и понял, что многие мои собеседники по-прежнему имеют дело с этой операционной системой в своей повседневной работе.

Разговор с участниками конференции подтвердил мои подозрения. Прежде всего, сами ИТ-специалисты давно хотели отказаться от Server 2003, но для руководителей компаний обновление не является приоритетной задачей. Если только сама операционная система не перестанет функционировать, миграция начнется, когда компания будет к этому готова, не раньше. В предстоящие месяцы я рассмотрю проблемы, возникающие при использовании операционной системы, не поддерживаемой поставщиком. Моя цель — разъяснить пользователям старой операционной системы необходимость перехода на новую версию Windows Server или, возможно, выбора альтернативного решения.