Согласно ноябрьскому отчету компании IBISWorld, кукуруза (сырье для биотоплива), альтернативная энергетика (солнечная и ветровая) и IP-телефония становятся ключевыми факторами роста экономики США. VoIP обещано устойчивое развитие вплоть до 2016 года. Начиная с 2006-го темпы измеряются двузначными цифрами: только за последний год доходы американских операторов IP-телефонии выросли более чем на треть — до 16 млрд долларов.

Американский рынок VoIP имеет все признаки зрелости: около 50% оборота приходится всего на четыре компании: Vonage Holdings и трех операторов кабельного телевидения — Comcast, Cox Enterprises и Time Warner Cable. Последние предоставляют телефонию в общем пакете услуг по коаксиальному кабелю, для первой VoIP является основным направлением бизнеса.

На долю Vonage приходится немногим более 2 млн абонентов, при этом общее число пользователей IP-телефонии в США — около 26 млн, а в мире — более 120 млн.

Рынок корпоративной IP-телефонии развивается сопоставимыми темпами: согласно чуть более раннему, октябрьскому, отчету Infonetics Research, за прошедший год продажи услуг виртуальных УАТС выросли на 22%, а в 2015 году общий объем услуг IP-телефонии (корпоративных и розничных) достигнет 76 млрд долларов.

По оценкам Synergy Research, все эти процессы сопровождаются заметным снижением продаж традиционных УАТС (-9% за год в регионе EMEA). При этом нельзя исключать ситуацию, когда покупатели таких систем лишатся технической поддержки вследствие закрытия направления или даже банкротства производителя.

В России темпы развития IP-телефонии заметно скромнее. По данным компании «Мегаколл Центр», в Перми, одном из типичных российских городов-миллионников, аппаратные IP-УАТС используют лишь 3% компаний, а доля виртуальных УАТС едва достигает 0,3%.

Около половины участников опроса продолжают пользоваться аналоговыми УАТС. При этом около 70% компаний, не испытывая потребности в увеличении номерной емкости, хотели бы обзавестись многоканальными линиями, а более половины мечтают о снижении затрат на связь и/или готовы рассматривать предложения о замене УАТС.

 

Рисунок 1. Аргументы в пользу облачной телефонии: малый и средний бизнес.

 

КУДА МИГРИРОВАТЬ?

Рано или поздно задача перехода с унаследованных телефонных систем встанет перед всеми компаниями. Вопрос, куда мигрировать, уже решен — разумеется, на IP. За ним следует другой — приобретать ли собственную аппаратную IP-УАТС, установить программную УАТС или сразу уходить в облака?

Ответ на него в отрыве от текущей экономической ситуации вряд ли возможен. Продолжающийся кризис привел к тому, что многие компании стремятся передать на аутсорсинг компетенции, которые не являются ключевыми для ведения бизнеса. Столкнувшись с тем, что поддержание и развитие собственных сервисов IP-телефонии не приносит им дополнительных конкурентных преимуществ и выгод, такие предприятия всерьез рассматривают возможность перевода непрофильных задач на аутсорсинг.

Дополнительными драйверами облачной телефонии становятся простой доступ к телефонным приложениям, таким как индикация присутствия, центры обработки вызовов, интеграция с CRM- и ИТ-системами, и возможность простого и эффективного решения массы других специализированных задач, реализация которых до этого для отдельной компании была слишком затратна или даже невозможна.

Провайдеры облачной телефонии, благодаря созданию массовых и легко тиражируемых услуг, могут снижать цены, а быстрая разработка позволяет находить наиболее привлекательные сегменты рынка и продвигать на них новые, специально адаптированные приложения.

Казалось бы, вывод очевиден — в облака? Ответ, однако, не так прост и тесно увязан с особенностями IP-телефонии и наиболее популярного сегодня протокола SIP и, кроме того, осложнен тонкостями преодоления межсетевых экранов и систем трансляции адресов (NAT).

SIP: ОСОБЕННОСТИ

С одной стороны, SIP позволяет отделить обработку управляющей информации от передаваемых медиапотоков и тем самым снизить нагрузку на серверы провайдера и каналы клиента и сократить затраты на коммутацию внутренних вызовов. С другой — проблемы преодоления NAT и межсетевых экранов по-прежнему не имеют универсальных, стандартизованных решений.

По словам Александра Красникова, технического директора компании «Телфин», нагрузку на службу поддержки при подключении клиентов удалось снизить только в результате внедрения системы централизованной обработки сетевой трансляции адресов (Far-End NAT Traversal) и объединения голосовых и сигнальных потоков в одном канале (до этого в большинстве случаев, несмотря даже на поддержку протокола STUN, требовалась подстройка параметров соединения вручную). Подобный подход используют и компания «Телефонные системы» (Oktell) и, насколько можно судить по доступной информации, некоторые другие производители IP-УАТС.

Итак, сигнализацию и медиапотоки, для упрощения настройки, лучше передавать вместе, по единым маршрутам. В принципе, это даже нельзя назвать недостатком. Скорее, это особенность текущих реализаций, без которой, к тому же, не обойтись в ситуациях, когда требуется запись разговоров сотрудников. Тем не менее, когда IP-УАТС размещена за пределами офиса, в арендуемом ЦОД, частном или публичном облаке, нагрузка на канал связи при внутренних вызовах удваивается.

Маленький пример: для внешнего вызова в случае использования кодека G.711 потребуется симметричная (в каждом из направлений) полоса 80 Кбит/с, для внутреннего — 160 Кбит/с! При этом полоса довольно критичная к задержкам и потерям пакетов, что, при заметном объеме внутренних разговоров, сразу скажется на расчетах с провайдером или качестве связи.

Видимо, именно по этой причине большинство опрошенных нами экспертов рекомендуют использовать виртуальные и облачные УАТС прежде всего в небольших компаниях, где внутренний телефонный трафик, как правило, невелик или не столь существенен.

АППАРАТНЫЕ IP-УАТС: РЕКОМЕНДАЦИИ

Николай Школьников, руководитель отдела маркетинга и продаж АТС в «Панасоник Рус», считает виртуальные IP-УАТС решением быстрого развертывания, главным преимуществом которого является мобильность, а целевой аудиторией — небольшие и недавно созданные предприятия. По мере роста и развития всем этим компаниям потребуются собственные «железные» решения с высокой надежностью и централизованным управлением.

При аварии в сети IP аппаратная IP-УАТС позволяет сохранить функции телефонии благодаря возможности непосредственного подключения к городской телефонной сети по TDMили даже аналоговым каналам.

Несмотря на больший срок окупаемости, использование аппаратных решений позволяет избежать жесткой привязки к оператору и поставщику услуг. Еще одна проблема программных решений — обеспечение безопасности: при неграмотной настройке резко возрастает возможность нелегального трафика.

Тем не менее Денис Букашин, генеральный директор компании «Телефонные Системы» рекомендует использовать программные УАТС с открытой архитектурой. Главная причина их популярности — широкая функциональность, гибкость настроек, связь с базами данных и системами CRM, интеграция в существующую инфраструктуру ИТ. Возможность установки программной УАТС на любой компьютер или на облачный сервер означает отсутствие зависимости от конкретного производителя «железа». Кроме того, такие решения неограниченно масштабируются, а все новые технологии связи, новые функции и новые возможности доступны в виде обновлений.

Михаил Кириллов, директор по ИТ компании ZyXEL, уверен, что любую современную IP-УАТС можно рассматривать как облачное решение — все зависит от места ее размещения (или хостинга). Главные преимущества аппаратных IP-УАТС — локальная коммутация голосового трафика (в том числе внутреннего) и возможность подключения к городским линиям TDM для резервирования связи. Кроме того, несколько упрощается настройка сети благодаря непосредственному доступу к IP-УАТС и детально прописанным производителем регламентам развертывания и восстановления.

Александр Красников рекомендует использовать аппаратные IP-УАТС для офисов, где требуется организовать более 200 телефонных портов. В подтверждение он приводит пример клиента, у которого два больших офиса в Москве и Санкт-Петербурге оснащены аппаратными IP-УАТС и подключены SIP-транками к сети «Телфин» для осуществления междугородных вызовов. А для связи с небольшими филиалами по всей стране (около 100 телефонных портов) он пользуется услугами виртуальной АТС «Телфин». Такой подход позволил обеспечить надежную связь в регионах и единый телефонный номерной план для всех пользователей корпоративной сети.

Алексей Бессарабский, руководитель отдела маркетинга компании «Манго Телеком», считает целевой аудиторией аппаратных решений компании, в которых внутренние коммуникации доминируют над внешними (как правило, это крупные предприятия с небольшими филиальными сетями) и/или существует необходимость собственного управления рисками (в зависимости от размера и типа организации).

Антон Салов, заместитель директора по новым технологиям компании Softline, как и большинство участников нашего опроса, рекомендует аппаратные IP- УАТС крупным организациям с одним офисом и устоявшейся структурой, использующим для связи с «внешним миром» традиционную телефонию.

ОБЛАКА

Главным препятствием на пути облачных АТС Николай Школьников называет неразвитость …облачной инфраструктуры и сервисов. Компания уже предоставляет в США услуги облачной телефонии предприятиям малого и среднего бизнеса: клиентам устанавливаются IP DECT-телефоны Panasonic KX-TGP500, позволяющие подключать до 6 пользователей. Несмотря на планы продаж этой модели на российском рынке и успешные тесты с операторами, целесообразность запуска соответствующих облачных проектов Panasonic будет рассматриваться лишь при росте рынка облачных услуг и приближении его к американскому уровню. Тем самым компания дает фору конкурентам.

Антон Салов считает главным преимуществом облака простоту настройки и эксплуатации: всю сложную, рутинную и ответственную работу по поддержанию работоспособности системы будут выполнять высококвалифицированные специалисты организации, предоставляющей услугу. Клиенту не нужно ни следить за состоянием «железа» и программного обеспечения, ни решать проблемы масштабируемости и производительности. Все сложные низкоуровневые компоненты сервиса абстрагированы и скрыты от него.

Михаил Кириллов уверен, что наиболее востребованными станут IP-УАТС в частном облаке: рано или поздно компании поймут, что частное облако у них уже есть и что оно является удобной серверной архитектурой, главная задача которой — предоставлять сервисы. При этом механизмы их предоставления скрыты от пользователя, существуют независимо и их не надо ассоциировать с виртуальными машинами. С учетом того, что облачные УАТС многократно упрощают настройку телефонии, останется лишь объяснить пользователям и руководству зависимость телефонной связи от качества интернет-каналов и предупредить об угрозе для телефонной связи со стороны DoS-атак в сети IP. Следует отметить, что эти проблемы характерны для всего Интернета, а для дополнительной защиты голосового трафика предусмотрены правила доступа ACL и средства шифрования протокола SRTP — вместе они обеспечивают даже больший уровень безопасности, чем в традиционной телефонной сети.

Александр Красников подчеркивает, что клиенту «Телфина» не придется вникать в настройки виртуальной УАТС: достаточно прислать техзадание в произвольной форме, а вся настройка и поддержка УАТС будут произведены сотрудниками техотдела. Более того, благодаря резервированию аппаратной части и каналов доступа (на стороне клиента) обеспечивается повышенная надежность предоставления услуг.

Алексей Бессарабский среди преимуществ облачных УАТС выделяет быструю телефонизацию офисов (практически за день), значительное (до 70%) сокращение расходов на связь и оптимизацию (с помощью сервисов IP-УАТС) бизнес-процессов главных генераторов прибыли компании — отдела продаж и отдела по работе с клиентами. Помимо этого, он указывает на эластичность этих решений и их масштабируемость: по количеству внутренних абонентов и телефонных номеров, по телефонной нагрузке (поддержанной общими резервами вычислительных мощностей), номерной емкости и числу каналов связи с ТФОП.

Для того чтобы на базе аппаратной УАТС реализовать функционал, сопоставимый с возможностями облачной УАТС, придется потратить несопоставимо большую сумму.

МОДЕЛИ

Классифицируя облачные УАТС, Антон Салов утверждает, что их услуги могут предоставляться по сценариям как SaaS, так и PaaS. В случае PaaS клиенту обеспечивается административный доступ к системе, которая развертывается в инфраструктуре компании, предоставляющей услугу. При этом необходимым условием превращения IP-УАТС в полноценную платформу PaaS является наличие API, с помощью которого можно управлять настройками платформы и интегрировать ее с другими информационными системами заказчика. Именно эту услугу можно назвать виртуальной УАТС. У клиента в данном случае больше возможностей по настройке и немало забот.

Сценарий SaaS предполагает, что клиенту предоставляются типовые, тиражируемые услуги, востребованные большинством заказчиков. Например, заказчик «Виртуального офиса» может настроить распределение входящих вызовов между абонентами по определенным правилам или дать различные права на доступ к междугородной связи разным сотрудникам компании. При этом нюансы сопряжения с провайдером телефонии не потребуют ни настройки, ни мониторинга. Клиент может менять только самые необходимые настройки, поэтому пользоваться такой системой проще.

Антон Бессарабский считает, что облачные коммуникации можно выделить в отдельный класс — коммуникации как услуга (Communications as a Service, CaaS), подчеркивая при этом условность термина. С ним трудно не согласиться. Тем более что гораздо важнее, пожалуй, другое: голос сам по себе становится приложением. Более того, некоторые компании, занимающиеся предоставлением облачных сервисов, публикуют открытые интерфейсы (API) к своим платформам. Это позволяет независимым разработчикам с минимальными затратами времени и финансовых ресурсов создавать приложения, объединяющие голос, текстовую информацию и средства распознавания речи и использующие для обработки вызовов уже имеющиеся облачные ресурсы. Среди характерных примеров таких платформ — Tropo, Twilio и некоторые другие.

Продвигая приложение, использующее для связи портал провайдера, разработчик делится с провайдером частью полученного дохода или его клиенты оплачивают трафик, коммутируемый платформой. Бульон получается быстрый и наваристый: среди показательных примеров можно назвать облачный центр обработки вызовов для радиостанций, заказ пиццы для пользователей мобильных телефонов, экстренный вызов службы 911 одним нажатием телефонной кнопки — список бесконечен.

IP-КОММУНИКАЦИИ: ДЕКОМПОЗИЦИЯ

В начале ноября Cisco анонсировала две системы унифицированных коммуникаций — Cisco Business Edition 6000 и Cisco Business Edition 3000, — демонстрирующие удачный пример декомпозиции. Во-первых, из названий исчезли всякие упоминания о связи: просто бизнес, ничего лишнего. Во-вторых, заметная часть интеллекта — функции присутствия, взаимодействие с внешними приложениями и т. д. — вынесена в облако и доверена серверу Cisco Jabber. В офисе устанавливается IP-УАТС с минимальной функциональностью, задача которой — коммутация пакетов и голосовых каналов.

Как знать, может быть, именно такими — гибридными и декомпозированными — и должны быть облачные IP-УАТС? Особенно с учетом грядущего торжества видео- и конференцсвязи и генерируемых ими нагрузок на сеть.

Георгий Башилов — научный редактор «Журнала сетевых решений/LAN».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями