Теперь же речь пойдет о том, как с помощью пакета HyperMethod (www.hypermethod.com) осуществлялась сборка мультимедиа- приложения.

Для создания диска я решила воспользоваться пакетом HyperMethod. В интерактивной среде этой программы разработчику предоставляется возможность создавать мультимедиа приложение способом, напоминающим верстку в обычном текстовом редакторе. Конечно, только с помощью пакета HyperMethod невозможно создать мультимедиа-приложение, и мне пришлось работать с такими пакетами, как Adobe PhotoShop, Adobe Premiere – ну и конечно, с текстовым редактором MS Word. Об этих пакетах также пойдет речь, но позже.

HyperMethod — это система для создания авторских мультимедиа-приложений. Мне повезло, и я уже имела лицензионную версию этого пакета, которую выиграла на городской конференции по информатике.

Рис. 1. Создание коллекции.

Почему же все-таки я выбрала HyperMethod? В общем, выбор был небольшой. Создать действительно то, что мне хотелось, ни на Паскале, ни на Delphi мне оказалось не под силу. Действительно, я не настолько сильный программист. С другой стороны, всегда есть возможность сделать свое приложение в формате HTML, но здесь я немного разочаровалась, хоть и получила в подарок HyperMethod за свою прошлогоднюю работу в HTML. Для того, чтобы сделать приложение в HTML, надо знать DHTML, который ненамного проще Delphi, и потом, я ни разу не видела серьезной энциклопедии, созданной в HTML, а ведь именно мультимедиа-энциклопедии были для меня главным ориентиром при разработке диска.

В то же время с пакетом HyperMethod я освоилась довольно быстро. Для того, чтобы создать действительно красивое приложение, мне пришлось довольно серьезно изучить этот пакет, и в некоторых случаях использовать свои знания по программированию.

Рис. 2. Создание нового кадра.

В этой статье я расскажу о первых шагах работы с пакетом HyperMethod. Мы рассмотрим создание новой коллекции, создание новых кадров, оформление кадров, ввод текста, сохранение кадров, установку гипертекстовых связей, вставку рисунков и видео.

Первый шаг, который необходимо сделать для создания мультимедиа приложения в HyperMethod — создать коллекцию. Коллекция — это база, в которой будет храниться вся информация.

При создании коллекции на жестком диске компьютера создается папка, в которой будут размещаться необходимые файлы. Коллекция создается с помощью команды новая меню коллекция.

Рис. 3. Меню формат

Вся информация, которая составляет структуру приложения в пакете HyperMethod, хранится в кадрах. Кадр – это обычный документ, с которым возможны все стандартные операции: открытие, закрытие, сохранение. Создается кадр командой создать меню кадр. Потом в этот кадр можно вставить видео, звук, текст, фотографии, различные фигуры и картинки. Все это похоже на верстку в редакторе Word.

Меню формат в HyperMethod практически полностью повторяет меню формат в Word. Здесь есть все возможности редактирования текста: шрифты, маркеры, стили. В общем, для оформления текста в кадре мне не пришлось изучать что-то новое.

Рис. 4. Диалоговое окно Оформление кадра

Но кадр имеет и несколько отличий от обычного документа Word. Главное отличие заключается в том, что для кадра задаются размеры и положение его на экране монитора. Выглядит кадр как обыкновенное Windows-окно, и, естественно, имеется возможность задать параметры оформления кадра, задав для него обои с помощью команды оформление меню кадр.

Обои могут быть определенного цвета; они могут быть и картинкой, которую можно выбрать, нажав в появившемся диалоговом окне на кнопку пролистать.

Выбранную для обоев картинку можно позиционировать, размещая ее по центру, в углах, или же заполняя ею все экранное пространство. С помощью другой команды того же меню формат команды окно, можно задать параметры окна.

Рис. 5. Диалоговое окно Оформление кадра

В этом диалоговом окне вы можете задать полосы прокрутки, отказаться от отображения или же согласиться с ним в окне заголовка кадра, определить его положение и размеры на экране монитора (задать размеры можно и просто мышкой, но в этом диалоговом окне можно задать размеры предельно точно, что иногда необходимо). Для того, чтобы главное меню диска заполняло весь экран, я установила соответствующие размеры кадра и указала в качестве обоев заранее подготовленный рисунок. Все рисунки обоев для кадра я создавала в Adobe PhotoShop.

Рис. 6. Первый оформленный кадр

После определения точных размеров кадра и задания для него обоев кадр принял следующий вид:

Как уже говорилось, текст можно набирать в кадре, как в обыкновенном текстовом редакторе; также можно копировать текст из буфера обмена. После набора текста и его форматирования кадр принял следующий вид:

Рис. 7. Кадр с набрапнным шрифтом и иалоговое окно Шрифт.

После создания кадра его необходимо сохранить с помощью команды сохранить меню кадр.

Аналогично я создала еще три кадра, которые соответствуют трем разделам прототипа диска. Далее передо мной встала задача сделать так, чтобы щелчком мышки по названиям разделов в главном меню открывались соответствующие кадры. Для этого было необходимо выделить соответствующий фрагмент текста (это опять-таки делается, как и в любом редакторе, с помощью мышки или комбинации клавиш Shift+стрелки) и воспользоваться командой связь меню новая. После этого в диалоговом окне выбирается нужный кадр.

Программа HyperMethod имеет два режима работы: режим правки и режим просмотра.

Если вставка текстов, картинок, да и вообще любое изменение содержимого кадра должно производиться в режиме правки, то просмотреть, как происходит переход по связям, работает ли видео и звук можно в режиме просмотра. Переключиться из режима правки в режим просмотра очень просто: меню вид команда режим правки\просмотра.

Рис.8. Диалоговое окно сохранить кадр.

Размещение в кадре видео или рисунков не должно вызвать особых трудностей. Для вставки рисунков предназначена команда вставить меню рисунок. В открывшемся диалоговом окне нужно указать путь к тому рисунку, который требуется вставить. Для того, чтобы вставить видео, достаточно нажать на кнопку на панели инструментов «Элементы управления». Эта панель по умолчанию всегда появляется с левой стороны экрана, но если ее там нет, то ее можно вызвать на экран с помощью команды вид | панели инструментов | элементы управления.

Рис. 9. Диалоговое окно Связать с...

По двойному щелчку на вставленном объекте открывается диалоговое окно свойств объекта, где можно задать имя файла, который требуется проиграть. Видео запускается двойным щелчком после перехода в режим просмотра.

Итак, я показала, как создаются кадры в пакете HyperMethod, как они форматируются, как вставляются видео и рисунки, как вводится и форматируется текст, и как устанавливаются гипертекстовые связи. Может показаться, что все это вполне возможно делать и в других пакетах, например, в FrontPage (в формате HTML), это действительно так, но диск «Ленинград в блокаде» занимает около 540 Мб (даже учитывая то, что видео занимает порядка 400 Мб, диск содержит около 100 разделов, больше 300 кадров, 200 страниц текста, 60 слайд-шоу рисунков к основным разделам, порядка 500 перекрестных ссылок), и только благодаря возможностям пакета HyperMethod, я завершила эту работу.

Необходимо отметить, что в любом мультимедиа-проекте удобная навигация по представляемому материалу и красивый дизайн играют не менее важную роль чем содержательная часть. При разработке эффектного и эффективного дизайна в пакете HyperMethod я использовала:

  • звуковое сопровождение
  • трансформируемые меню
  • видеоиллюстрации к излагаемому материалу
  • маскирование видеофрагментов
  • автоматические слайд-шоу

Рис. 10. Диалоговое окно свойства «Элемента Мультимедиа»

После первых двух недель работы над диском я уже достаточно освоилась с пакетом HyperMethod, а также поняла, как разбить текстовой материал на логические части (структурировать его), я поняла какая структура будет у моего диска, составила список материала, который мне еще предстояло найти. Кроме содержательной части работы определилась я и с ее оформлением: разработала анимационные эффекты, которые войдут в работу, составила перечень музыкальных произведений и их расположение в работе, придумала оформление и дизайн главного меню и разделов.

Рис.11 Экран с видео из блокады в режиме правки и режиме просмотра.

Надо отметить, что в этой статье я рассказала только о самых простых возможностях этого пакета, и, конечно же, возможности HyperMethod этим не ограничиваются. Дальнейшее знакомство с пакетом HyperMethod будет проходить в следующих статьях. Мы будем знакомиться с тем, как делать разные эффекты в других пакетах, а конечный результат представлять в HyperMethod.

(продолжение следует)