Проекционное оборудование

Совсем недавно школы, оснащенные проекционной техникой (ПТ), считались богатыми. Сейчас такой аппаратурой в среднем учебном заведении никого не удивишь. Как не удивишь и использованием ПТ, которое, к сожалению, не приводит к изменениям в технологии преподавания отдельных дисциплин. А ведь это должно быть главным критерием при вложении средств в такую технику. Считаю, что сегодня ПТ можно и нужно использовать в трех направлениях.

1. При работе с учащимися над различными проектами (я не буду подробно останавливаться на прогрессивном — не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения использования технических средств, — на мой взгляд, методе проектов: желающие могут посмотреть сайт school-sector.relarn.ru. Школьники, осваивая технологию проектирования, приобретают большой опыт интеллектуальной, творческой деятельности. Защита проекта должна происходить в присутствии учителей, представителей администрации школы, учащихся. Естественно, ПТ значительно повышают эффективность выступлений, внося определенные положительные качества в воспитательную работу.

2. Для показа видео- и компьютерной информации на уроках. В современной ПТ имеется возможность одновременной работы с несколькими устройствами. Таким образом, подключив к проектору видеомагнитофон и компьютер «Макинтош» с программой Virtual PC, учитель может использовать весь спектр программной продукции и видеоинформации.

3. Для проведения различных семинаров, педсоветов и т. п. Это позволит значительно повысить качество мероприятий и сократить их продолжительность.

Большое значение имеет вопрос наработки и тиражирования методик проведения различных занятий с использованием ПТ. И здесь, мне кажется, один из возможных выходов — использование проекторов с РCMCIА-картами, «картами памяти». В силу разных причин такие карты не нашли применения в коммерческих структурах, но для системы образования это просто находка! Учитель может провести «генеральную» репетицию в пустом классе, записать изображения с различных источников информации на карту, а затем на уроках пользоваться только проектором и экраном. Многие возразят, что то же самое можно сделать, используя PowerPoint. Согласен. Но если рассматривать комплексно вопросы эффективности материальных вложений, широкого распространения прогрессивных методик – вариант с PCMCIA-картами является, на мой взгляд, наиболее выгодным.

Для оптимального решения вышеназванных задач желательно в учебном заведении выделить один класс, оборудованный:

  • современным компьютером;
  • проекционным оборудованием и экраном;
  • видеомагнитофоном;
  • принтером и сканером;
  • аппаратурой, позволяющей проецировать на экран разнообразную информацию со слайдов, книг и т. п. (видеоимиджер, оверхед-проектор, эпипроектор).

При таком наборе учитель легко задействует любой учебный материал. Кроме того, данный технический комплекс можно использовать как издательский центр и школьную видеостудию.

Вывод: проекционная техника нужна школам. Однако она нужна там, где хотя бы два-три сотрудника (конечно, этого мало, но с чего-то нужно начинать!) имеют представление о ней и желание использовать ее в учебной деятельности. Отрадно, что появляются компании, желающие поддержать образовательный рынок. Так, совсем недавно о своей маркетинговой программе для образовательных учреждений объявила компания Polymedia при поддержке корпорации Mitsubishi Electriс. Программа включает в себя не только ценовые скидки, но и бесплатное обучение учителей, желающих использовать современные презентационные технологии в процессе обучения. Хочется надеяться, что к этой программе в скором времени присоединятся и другие коммерческие фирмы.

Интернет

Школа должна подготовить учащегося к «плаванию» в нашем интересном мире. Сделать это, не имея доступа в Интернет, достаточно сложно. К сожалению, очень часто в школах наблюдается ситуация, когда ученики владеют большей информацией, чем их наставники. Как исправить положение?

Один из выходов — организацию доступа в Интернет берет на себя управление образования. Вот пример: Московский комитет образования в сотрудничестве с компанией «МТУ-Информ» предоставил многим школам доступ в глобальную информационную сеть. Некоторые школы по достоинству оценили этот ход, сделали в компьютерном классе из одной машины прокси-сервер и повесили объявление: «Интернет-класс работает с ... до ... для всех учащихся». За-ме-ча-тель-но!!! Осталось только напечатать адреса образовательных сайтов, включиться в различные телекоммуникационные проекты по литературе, географии, химии, экологии и т. п. – и у учащихся сразу же возрастет желание посещать школу!

А что делать, если а) не дали доступа к сети Интернет или б) нужен постоянный доступ? Мне кажется, в этом случае возможен другой, более сложный, но зато и более интересный подход. Во многих городах появляются «домашние» сети: ребята (школьники, студенты) соединяют свои компьютеры, формируют наполнение своих Web-серверов и... ищут пути выхода в Интернет. И тут встает проблема человеческих взаимоотношений: нет доверия друг к другу, не всем (в силу разных причин) нужен сейчас Интернет (а платить за него нужно сейчас) и т. п. Вот тут-то школа и могла бы стать связующим звеном: она и политически нейтральна, и рекламный спонсор неплохой (родителей сколько!), и авторитет имеет перед вышестоящими инстанциями, и помещение может выделить для Интернет-центра. Взамен нужно сделать сервер школы, иметь возможность пользоваться электронной почтой и ориентироваться на 250-300Мбайт трафика ежемесячно. Но написать, реализовать это достаточно сложно. Для этого в школе должно быть как минимум два человека, заинтересованных в решении данной задачи (директор плюс сотрудник, отвечающий за ИТ), и домашние сети в соседних со школой домах. Проблем на этом пути очень много. Но плюсы бесспорны. Это не только возможность пользоваться доступом к сети Интернет, но и, в перспективе, — реализация проекта дистанционного образования, проведение дискуссий по различным темам, создание служб социальной помощи и т. д.

Начинать же необходимо, на мой взгляд, с обучения директоров: информировать их не через телефонограммы, а с использованием электронной почты, а также собирать отчетность, назначать совещания и т. д. Если начать делать это сейчас — года через два-три будут определенные успехи.

Система повышения квалификации

Считаю, что система подготовки учителей по системе «один раз в неделю в течение полугода» не совсем эффективна. Во-первых, весь процесс обучения растягивается практически на три четверти. Экспериментировать в конце учебного года никому из обученных преподавателей не хочется. Во-вторых, учитель, значительно повысив свою квалификацию и не получив материальной заинтересованности в своей школе на следующий год, начинает присматриваться к деятельности других учебных заведений (и часто — негосударственных). Как следствие – заявление летом об уходе по собственному желанию. В-третьих, за это время (один год — не так уж и мало) и техника, и технологии меняются.

Понимаю, что мое предложение вызовет возражения коллег, однако все-таки выскажу его: повышение квалификации нужно проводить в течение одной четверти, 1 раз в неделю по 4 часа (основы работы с графикой, текстом, таблицами, базами данных — всего 32-36 часов) и заканчивать во время каникул (4-5 дней по 6 учебных часов). Остальное же время использовать для консультаций, для посещения учебных заведений, достигнувших определенных успехов в данном направлении, для работы и участия в различных семинарах и в клубной деятельности.

Могут быть и другие решения. Но я — за уменьшение длительности обучения, за возможность освоения учителем полученных знаний на практике оперативно, в текущем учебном году. Только тогда это будет и морально, и экономически оправдано!

P. S. Хотелось бы затронуть проблему информированности учителей и учащихся в отношении новых учебных программных разработок. Их авторы утверждают: «Программы хорошие — те, кто их используют, очень довольны. А школы, учителя про них не знают!» Можно, конечно, ответить, что многие разработчики вряд ли сами сейчас свободно владеют информацией обо всей имеющейся литературе по их тематике (математике, физике и т. д.). Однако не буду вдаваться в полемику. Выход из этого вижу один: для того чтобы решить данную проблему, в школе должен быть определен «регламентом» хотя бы один компьютер (желательно, конечно, – компьютерный класс), на котором должны находиться демоверсии данных программ; такой «демоцентр» должен быть доступен ученику и учителю во внеучебное время. При этом лучше всего:

— данную информацию хранить на школьном сервере (снимаются многие оргвопросы);

— в школе организовать свободный доступ в компьютерный класс для знакомства с данными программами.

Тогда и домашнее задание «изучить сайт, разобраться с СD-ROM» будет нормой.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:

Середа Юрий Алексеевич — к. п. н., заместитель директора по информатизации школы № 1126


Школа № 1126 сравнительно молодая — ей пять лет.

В 1994 году, как многие новостройки, она получила два компьютерных класса: PC-386/4/120 (13 компьютеров) и Macintosh LC-III/4/80 (15 компьютеров). В настоящее время она располагает четырьмя компьютерными кабинетами, современным учебным центром (авторизован компанией Apple Computer), видеостудией, издательским центром, административно-хозяйственным комплексом, имеет свой Web-сервер, выделенный Интернет-канал, ведется работа по созданию дистанционных курсов для учащихся. В компьютерных классах работают преподаватели математики, физики, биологии, географии, русского и английского языка, черчения.

В апреле 1998 года школе был присвоен статус Apple Distinguished School. Школа активно участвует в организации и проведении различных мероприятий (семинары, конференции, worcshop) по проблемам эффективного использования современных технических средств в образовании (наиболее масштабные: всероссийские конференции «Информатизация непрерывного образования ‘97», «Современные технологии в начальном образовании ‘99»), в организации и проведении образовательных проектов.