Юрий Середа

Часть первая: “То, с чего начали”

В следующем году многие преподаватели информатики будут отмечать 15-летие своей работы на этом поприще. За это время образование пережило несколько этапов внедрения информационных технологий (ИТ).

1. Середина 80-х ознаменовалась бурным всплеском этого направления в среднем и высшем образовании. В школах, техникумах и вузах появилась техника, ранее казавшаяся недоступной и ненужной для учебных заведений. Отечественные заводы стали поставлять “Электроники”, БК, ДВК и т. п. Срочно приглашались преподаватели из различных НИИ – естественно, не имеющие необходимой педагогической подготовки. Однако под их руководством ученики не только занимались изучением языков программирования, но и составляли учебные программы, делали разработки по автоматизации бухгалтерии, учебной части, закладывали основы сетевых технологий.
Отсутствие материальных средств, конечно, сказывалось. Но эта проблема не казалась достаточно серьезной: отечественные заводы только начинали разворачиваться, и все надеялись, что динамика развития сохранится.
2. Был запущен проект “Пилотные школы”. Появилась зарубежная компьютерная техника, которая стала использоваться не только в курсе информатики, но и в преподавании других предметов. Все больше учителей стали знакомиться с содержанием работы незнакомых им ранее фирм (КУДИЦ, ИНТ, НЦПСО и т. д.). Появление современной техники западных фирм наглядно продемонстрировало наше отставание. Однако малочисленность пилотных школ не позволяла говорить о массовом внедрении ИТ в учебный процесс.
3. Некоторые школы оснастили компьютерами Apple Macintosh (1993-1994). Речь зашла не просто об использовании компьютеров на уроках, а о технологиях этого использования. Огромную роль в этом процессе сыграла деятельность Московского института повышения квалификации работников образования и Института новых технологий в образовании. Различные семинары и клубы, появившиеся благодаря работе этих организаций, свели в одном месте и побудили заниматься одной проблемой преподавателей разных дисциплин: математиков, физиков, учителей русского и английского языков, биологов и т. д. Вопрос стоимости техники стал вторичным. Мы стали задаваться вопросом об эффективности использования компьютеров в образовании.

Казалось, это прорыв. Вот сейчас все сдвинется, жизнь закипит, и в школах появятся новые направления: ИТ в учебных дисциплинах, телекоммуникации, издательская деятельность, видеостудии…
Да, появились. Но... не во всех. А там, где появились, за основу брали одно-два направления – информатика плюс что-то еще: в одной школе то, в другой – другое. Основная масса учителей в этих школах наблюдала за усилиями своих коллег со стороны. И в результате – хотели как лучше....
Почему? Вот некоторые предположения.

1. Да, конечно, сыграл свою роль и уровень материальной заинтересованности учителей в работе над новыми для них проектами – 15-процентная надбавка. На первоначальном этапе, когда нужно было:
а) садиться за изучение незнакомого и пугающего устройства;
б) думать над разработкой новых методик (а это, согласитесь, уже вузовский полет);
в) чудом встраивать “компьютерные” часы в сложившееся расписание;
г) вести переговоры с “хозяевами” кабинетов – учителями информатики и т. д. и т. п.

Это была не та сумма, за которую можно бороться и потом отчитываться. Понимаю, что больше не было, но... результат был предсказуем. Согласитесь, человеком движет интерес! Не всегда он материальный, но сейчас, в эпоху “интересных” экономических преобразований, он у квалифицированного преподавателя далеко не на последнем месте. Однако, несмотря на это, в некоторых школах все-таки произошли необратимые изменения в плане содержательного изпользования техники. Но только в некоторых. А ведь планировалось, чтобы во всех, где такая техника имеется.

2. Руководители многих организаций не были готовы к такой революционной перестройке. Во-первых, они в большинстве своем не умели общаться с этим “аппаратом”. Поэтому весь эксперимент опять свалился на учителей информатики, у которых своих-то проблем было предостаточно (методики нет, программ нет, вирусы новые, сеть надо изучать, выставки и конференции не пропускать...). Во-вторых, директора не знали и не понимали тех задач, которые возникли у них с появлением дорогой техники. Одно дело – просто имеется компьютерный класс (и тогда родителям можно уверенно говорить, что введен новый предмет “Информатика”), но совсем другое дело – организовать совместную работу нескольких педагогов. Это уже из другой категории, проблемы совершенно другого плана.
3. Основная же причина, на мой взгляд, в отсутствии строгого контроля со стороны вышестоящих организаций. Да, было организовано обучение, спрашивали с руководства школ отчеты, но продуманной заранее программы принятия необходимых и непопулярных мер не было. В результате в некоторых учебных организациях к поставленной мультимедийной технике (какие суммы потрачены!!!) не притрагивались несколько лет! В любой коммерческой фирме в аналогичной ситуации или передали бы данную технику в другой отдел, или продали бы другой фирме, или уволили бы руководителя проекта. В данном случае ни один из вариантов не был использован.

Часть вторая: “То, что есть сегодня”


Появление современной техники привело к созданию учебной мультимедийной продукции, учебных курсов по различным дисциплинам с использованием видео- и фотоматериалов, звуковым сопровождением. Появились родители, которые всерьез стали задумываться: стоит ли их ребенку ходить в не любимую им школу? Не выгоднее ли (не в материальном – в моральном плане!) обучаться дома и сдавать экзамены в экстернате? Тем более что интересных учебных книг на прилавках магазинов достаточное количество, а еще есть различные компьютерные энциклопедии, репетиторы – Интернет, в конце концов!
Как следствие, руководителям школ пришлось срочно перестраиваться. Речь уже не шла о 15%-ной надбавке за внедрение ИТ. Директора подошли к такой ситуации, когда они готовы изыскивать средства для создания в своем учебном заведении современной инфраструктуры. Как вывести школьную информатику на современный уровень? Как использовать технику не для трех-четырех учителей, а для большинства? Как сделать, чтобы ученики в компьютерных классах занимались проектами по географии, истории, литературе? Как не потерять учащихся?
Проблема, естественно, затронула и учителей: учеников в школах стало меньше, дети стали уходить на экстернат. И теперь призыв директора срочно освоить имеющуюся технику у некоторых педагогов вызывает только отторжение. Констатируем: адаптационный период у руководителей школ переходит в завершающую фазу.
Однако остается “небольшая” проблема: техника. Тем, у кого Macintosh, повезло: внутри, по сути, та же Windows 95, нет проблем с использованием данных компьютеров в математике, физике, издательской деятельности, проблема обучения учителей решается в течение четырех-пяти занятий. Даже про сеть не надо думать – она уже есть! Нужно только решить некоторые оргвопросы, но для этого и существует администрация…
Тем же, кто заполучил РС-286-486, повезло меньше. Нужно изыскивать необходимые суммы для получения хотя бы Pentium-100/8/1GB. А это – время на поиск технического решения (каждая фирма предлагает свое) и на поиск финансов (“сумма прописью” у всех фирм разная). Опять же не так прост и вопрос сети (если, конечно, над ним думать).
Novell или NT? Нет, не в общем случае, а для системы образования: что более эффективно и экономически выгодно и почему?
Остается только посочувствовать директорам-гуманитариям.

Вывод

Руководители средних образовательных учреждений уже “доросли” до понимания проблемы. Однако теперь им “сверху” помочь никто не в силах по вполне понятной причине: из-за отсутствия средств. Как и где их найти – знаю не больше вас. Попробую ответить на вопрос: как потратить, если вдруг они появились?

Часть третья: “Что делать?”

Н-да, название, конечно, обязывает... Некоторые станут читать дальше с интересом: что же предлагает им коллега? Другие же будут стараться с самого начала искать изьяны в моей позиции. Что ж, я высказываю здесь свою личную точку зрения только с одной целью: хочу, чтобы школ, активно использующих ИТ по разным направлениям, было не единицы, а тысячи.

Покупка компьютерной техники

Дилемма достаточно проста: Macintosh или РС? У автора этих строк имелась прекрасная возможность в течение пяти лет работать в школе, имеющей оба типа техники (соотношение 50:50). К сожалению, многим читателям компьютер Macintosh известен только по рекламе и редким статьям в прессе. Однако в некоторых регионах России этот тип техники доминирует над всеми другими: на Камчатке, в Башкирии, в Карелии и т. п. Следует признать, что выбор компьютера для образовательных учреждений ограничен в настоящее время двумя вышеназванными типами машин. Причем, если для одной платформы достаточно написать iMac-350/64/6GB, то для компьютеров другой платформы соответствующая запись будет намного длиннее и разнообразнее (каждый специалист предложит свой вариант).
Большинство руководителей и сотрудников школ при выборе типа техники руководствуются популярным в компьютерной прессе критерием “цена–качество”. Я считаю, что для нужд среднего образования этого критерия недостаточно. Нужно рассматривать как минимум еще четыре позиции:
· затраты времени на включение в учебный процесс большинства преподавателей;
· защита от “чайника”;
· надежность;
· простота в эксплуатации.

Данные критерии сложно представить в цифрах, но по степени важности для образования они первостепенны.

РС
Плюсы

· Большое количество русифицированных учебных программ.
· Открытость архитектуры. Вы найдете много специалистов, которые знают данную технику.
· Доступная цена (данное утверждение справедливо только для отечественных производителей-сборщиков).
· Современная операционная система (ОС), по которой имеется достаточно информации.

Минусы

· Сложность внедрения в учебный процесс. Данная техника предназначена для использования в коммерческой деятельности, поэтому после ее покупки приходится решать достаточно много технических и организационных проблем: подключение к сети (сетевые карты, провода), к Интернет (модем), защита от случайного удаления, сотрудничество с антивирусными центрами и т. п.
· Надежность данного типа компьютеров зависит от производителя. А так как таких тысячи, что-то конкретное и положительное можно сказать только по отношению к технике крупных западных фирм.
· Регулярное обновление операционной системы для компьютеров данного типа ничего, кроме дополнительных проблем, для образования не приносит: угнаться за этим сложно, а разработать учебную программу на перспективу в три-пять лет просто нереально.
· Период старения имеющейся литературы для данного типа компьютеров – два-три года. Кроме этого, учителю необходимо постоянно читать многочисленные газеты и журналы, в которых описываются “заплатки” к новой системе.

Macintosh
Плюсы

· Компания Apple Computer – единственный производитель техники этого модельного ряда. Как следствие, высока ее надежность, отказоустойчивость. Как минимум пять лет вы не будете знать проблем с ремонтом и модернизацией. Для школы, оснащенной такой техникой, директору нужно искать не специалиста-программиста, а преподавателя, знающего, как использовать компьютерную технику в учебном процессе.
· Компания Apple Computer позиционирует свою технику для рынка образования. Соответственно для этих компьютеров разработан хорошо продуманный интерфейс для обычного пользователя. Освоив и закрепив основные команды и действия в одной программе, не нужно переучиваться при работе с другим “софтом”: гарантирована совместимость по горизонтали и по вертикали всех программных продуктов.
· Создано достаточное количество программ по различным дисциплинам (спасибо Институту новых технологий в образовании). На самом деле программ в несколько десятков раз больше, но они на английском языке (а может, это и лучше – дети быстрее выучат иностранный язык?).
· Внутри уже есть все: звук, видео, модем, сетевая плата, динамики. Технология включения и подключения к сети Интернет аналогична подключению современного кухонного комбайна: для “чайников” прилагается видеоролик, демонстрирующий весь процесс.
· Дизайн. Есть много в России прекрасных городов, но Москва – одна. То же и с компьютерами Apple – по части дизайна равных им нет. Покупка такой техники аналогична покупке дамой сумочки: потом она “под нее” покупает туфли, пальто, перчатки и т. п. Кабинет с такой техникой будет в школе самым необыкновенным по части оформления.
· Компактность. Все – в одном блоке. Нет висящих проводов, вставных плат, дополнительных блоков: монитор, клавиатура, мышь, модем, динамики.
· Ориентация программных разработок именно на системы образования: пользователи не могут по ошибке удалить программу; преподаватель имеет “видеть” экраны учеников и “управлять” ими; с компьютером поставляется необходимый “софт” для создания текстовых документов, оформления табличных данных; имеются средства для создания мультимедийных разработок и т. п.
· Отсутствие вирусов. Нет, конечно, они есть, но их надо искать! Система-то незнакомая, закрытая, книг нет, поэтому и разбираться в ней не хочется. Тем более что пять (!) лет назад данная проблема была решена на программном уровне: при вставке дискеты компьютер немедленно проверял ее на вирус. А современные модели Apple Macintosh вообще лишены флоппи-дисководов: сетевая работа является приоритетной. При такой “закрытости” преподавателю не нужно тратить время на изучение соответствующей технической литературы, сотрудничество с антивирусными центрами и т. д.
· Возможность (если очень хочется) изучения Windows 95 (а сейчас, по-моему, и Windows 98). Программа-эмулятор прекрасно решает данную проблему.

Минусы

· Отсутствие на рынке большого количества русскоязычных обучающих программ. Однако решить данную проблему можно, используя (с помощью эмулятора) программы, написанные для РС.
· Дорого. Да, это как “Мерседес” и “Жигули”: по цене и качество, и дополнительные возможности. Но что лучше: или отдать сейчас и пять лет ни о чем не думать, или купить “Жигули”, с тем чтобы пять лет докупать запчасти и иметь “своего” мастера?

Вывод:

Покупая Macintosh, вы обеспечиваете мгновенное использование данной техники в учебном процессе и, как минимум на пять лет избавляете себя от разговоров на техническую тематику. Время широкого внедрения данной техники в учебный процесс зависит только от вашего административного опыта и от педагогической квалификации учителей. Покупая РС, вы покупаете “Жигули”: дешевле, будете ездить, но техобслуживание, модернизацию, проблемы антивирусной защиты и т. п. нужно заранее же продумывать, и средства для этого – изыскивать. А к вопросу включения в другие дисциплины этой техники придется подготовиться достаточно серьезно.

Программное обеспечение


Очень долгое время разработка и создание учебных программных продуктов была прерогативой учителей информатики. Ситуация изменилась с появлением пилотных школ. Стало очевидно, что сделать качественные программы по отдельным дисциплинам невозможно без участия учителей-методистов и, что немаловажно, не так это просто.
В настоящее время на российском образовательном рынке имеется достаточно большое количество программ по биологии, физике, математике, русскому языку и другим дисциплинам. Однако в основном они предназначены для домашнего обучения.
Есть, конечно, и программы, использование которых в рамках учебного процесса, возможно, повысит его эффективность. Одно только “но”: для этого требуется другое техническое решение. Во-первых, обычный учитель теперь не в состоянии серьезно проанализировать все программные продукты, имеющиеся на рынке: нет у него ни времени, ни сил. Когда, например, ему изучать диски по математике, разработанные компаниями “Физикон”, “Компьюлинк”, “1С” и т. д.? Пока он это сделает, пройдет немало времени. К этому затем прибавится время на установку программы (это в “Руководстве” написано, что для установки требуется не более получаса, в действительности это время трудно выдержать с учетом различных будничных школьных проблем), согласование расписания с учебной частью, наработка опыта и методик... И пока все это длится, велика вероятность, что данный продукт уже устареет. Разработчики, конечно, позвонят вам и предложат новую, более интересную версию, может быть, даже бесплатно. Но – опять учителю нужно начинать сначала. Еще хуже, если новая версия будет лучше у другой фирмы. Тогда что?
Считаю, что сейчас в области информатизации образования наступает четвертый этап: массовое появление обучающих CD. Действия учителей, администрации, руководителей образования, мне кажется, должны быть следующими.
· Не стоит сейчас навязывать учителям какой-то конкретный современный продукт на CD. Во-первых, их так много, что при их использовании в учебном процессе ни один завуч не сможет составить расписание для учителей-экспериментаторов. Во-вторых, техническая база массовой школы не готова: школы, у которых техника iMac или Pentium, можно пересчитать по пальцам.
· Нужно стремиться создавать медиатеки, лучше всего для этого использовать уже имеющийся кабинет информатики. Однако к нему желательно докупить CD-библиотеку с возможностью установки 25-50 дисков. Да, это стоит немалых денег. Но уже есть учебные заведения (к сожалению, только высшие), которые поняли, что выход в этом.
· Старайтесь отбирать программное обеспечение, ориентированное на межплатформенное решение, т. е. выполненное в HTML-формате.
· Предлагайте учащимся такие домашние задания, для решения которых необходима работа с конкретным учебным CD.

Тогда процесс внедрения данных продуктов будет плавным, станет развиваться по возрастающей. Нравится учителю программа, есть возможность вставить его урок в сетку расписания – замечательно. Нет такой возможности – дети работают с программой в медиатеке.

Вывод

Учителя всех дисциплин должны знакомиться с учебным программным обеспечением так же, как они знакомятся с новыми учебниками. Однако стремление угнаться за прогрессом и внедрять современные программные продукты без продуманной методологической и организационной политики вряд ли приведет к повышению качества обучения.

(продолжение следует)

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ:
Середа Юрий Алексеевич – к. п. н., заместитель директора по информатизации школы № 1126
Тел.: (095) 450-8126 факс: (095) 450-7707
E-mail: mailto:sereda@ads.msk.ru