Часть 2

(часть 1 см. "Компьютер в школе" № 7, сентябрь 1999, стр. 40 - 41)

Феликс Широков

 

   От редакции "КвШ": Уважаемые преподаватели информатики! Обсудите с вашими коллегами-математиками метод, предлагаемый автором. Предложите вашим подмастерьям-старшеклассникам самостоятельно убедиться в изяществе метода, предложите им порыться в книгах и на сайтах Интернета. Приключения в царстве цепных дробей почище толкиеновских. Такие странствия раскроют для вас и для них мир необычной математики - той, которую сегодня все чаще называют алгоритмикой. Как насчет факультатива "Мастерская Методов"?

   Мы показали (см. часть 1), как с помощью цепных дробей решить простенькое квадратное уравнение:

z2 - 3z + 2 = 0             (1)

   с корнями 1 и 2. При этом было введено и само понятие цепной (непрерывной) дроби.
   Конечно, это был не просто пример, а иллюстрация метода. Он, этот метод, может систематически применяться для исследований и практических вычислений.
   Уравнение (1) приводит к цепной дроби для корня 1:

          (2)

   (В части I допущена опечатка, формулу (7) в ней следует заменить данной формулой).
   Если взять другое уравнение:

z2 - 4z + 3 = 0              (3)

   с корнями 1 и 3, то оно приведет нас к другой цепной дроби для корня 1:

            (4)

   C подходящими дробями

...               (5)

   еще более "выразительно" сходящимися к 1.
   Таким образом, одно и то же число 1 имеет различные представления цепными дробями (2) и (4). Эти дроби представляют корни соответствующих уравнений, а не просто число. Взяв еще одно уравнение:

z2 - 5z + 4 = 0           (6)

   мы получим еще одну цепную дробь, сходящуюся к 1.
   Мы ввели также некоторое представление уже для самих чисел. Такую цепную дробь можно назвать каноническим представлением числа x, которое в нее разлагается:

         (7)

   где а0 - целое, а а1, а2, ... аn, ... - натуральные (т. е. целые положительные) числа. Шлейфом такой дроби мы назвали последовательность ее (целочисленных) элементов:

а0; а1, а2, ..., аn, ...

   Разложения (2) и (4) отнюдь не являются каноническими разложениями корня 1.
   Для подходящих дробей, например (5), можно написать их канонические разложения:

          

   У них короткие шлейфы
   [0; 1, 3], [0; 1, 12], [0; 1, 39],
   которые, если угодно, сходятся к шлейфу [0; 1] для числа 1. Здесь весь шлейф стабилизируется, а его последний элемент быстро растет.
   Мы приходим к представлению об элементах шлейфа как функциях переменного х:

а0 = а0(х), а1 = а1(х), ...аn = аn(x)          (8)

   когда само х бежит по числовой оси, его шлейф меняется (как по своей длине, так и по величине элементов).
   Мы рекомендуем читателю построить графики нескольких начальных элементов шлейфа как функций от х. Скажем, графики первых четырех элементов аi(x), 0 < i < 3.
   Это прием "learn by doing", с его помощью читатель хорошо почувствует скачки шлейфа.
   Математика - это не просто выстраивание логических цепочек, это еще и эмоциональное, выразительное мышление. Видение объектов "внутренним взором". В этом "секрет" любой из наук; в этом смысле математика от них не отличается.
   Ситуация со шлейфом чем-то напоминает шахматную партию. В шахматах "качество" позиции резко меняется при перемещении любой фигуры. Можно попробовать ввести числовые характеристики "уютности" положения отдельных фигур. В начальной позиции белая ладья на поле А1 чувствует себя "уютно". Уютность пропадает, когда с развертыванием партии ладья оказывается под угрозой. "Шлейф уютности" резко меняется от хода к ходу шахматной партии.

 

   Шлейф - это часто встречающееся в науке и в жизни явление. Это - некоторая символьная строка, сопровождающая (и характеризующая) объект, чаще всего формализованная. Номер электронной почты является шлейфом владельца этого номера, человека Х. Его история болезни также является шлейфом.

   Сейчас в разных странах вводятся единые пластиковые карточки, несущие на себе обширные шлейфы их владельцев. Такой шлейф характеризует социальное положение человека. Элементы "магнитного разума", все шире и шире проникающие во все уголки и закоулки нашей жизни, прочитывают с пластиковой карточки те или иные элементы шлейфа и регулируют нашу жизнь. Автомат в метро, прочитав магнитный билет, разрешает (или не разрешает) пассажиру пройти. И тут человек вступает в борьбу со шлейфом. Он искусно заклеивает на билете ту зону, в которой находится счетчик числа поездок. Счетчик перестает уменьшаться и "полезность" билета возрастает...
   Но вернемся к нашим корням, к нашим цепным дробям. Можем ли мы быть уверены, что метод цепных дробей применим к любым квадратным уравнениям с (различными) вещественными корнями?
   Да, можем! Мы скоро убедимся в этом.
   А что будет, если корни комплексны? Цепная дробь, порожденная уравнением с вещественными коэффициентами, "не подозревает" о таком подвохе. Да и вообще комплексные числа - это сравнительно недавнее творение разума. В мире реальных геометрических фигур, поверхностей, объемов их как будто бы нет.
   Цепная дробь должна как-то выразить свое негодование. У нее нет другого выхода, и она начинает "капризничать".
   Но в чем же будет заключаться ее каприз?
   Рассмотрим квадратное уравнение

z2 - 2z + 2 = 0           (9)

   "чуть-чуть" отличающееся от уравнения (1). Имеем

z2 - 2z + 2 = 0 =>

   и мы приходим к цепной дроби

            (10)

   с подходящими дробями:

0, = 1,

   и, о ужас!

            (11)

   Вот оно! Цепная дробь просто перестает существовать как осмысленное числовое выражение! У подходящей дроби возникает нулевой знаменатель.
   Символическое выражение (10) остается, но оно теряет свой "арифметический смысл". Дробь не только отказывается сходиться, она отказывается существовать.
   Аналогично будет вести себя и ее напарница, порождаемая формулой

z2 - 2z + 2 = 0 => z2 = 2 -           (12)

   И здесь, в этой математической миниатюре, мы сталкиваемся с одним исключительно важным общенаучным явлением. С вопросом о наличии "смысла" у символов, порождаемых "чистым разумом".
   Чаще всего мы слышим о "физическом смысле" в среде физиков-теоретиков. Аргумент об отсутствии физического смысла действует убийственно.
   Математики говорят об этом значительно реже. Их работа состоит в том, чтобы раздвинуть границы своих рассуждений, построить новые сущности, вскрыть их природу и достигнуть как можно более широкого "пространства рассуждений" (space of discourse).
   Неудачные попытки канут в небытие. Удачные - такие, как построение "сферы" комплексных чисел, входят в золотой фонд математических основ знания. С математического Олимпа очередные пророки (и очередные догматики) несут свет знания язычникам.
   Никаких сомнений! Лектор-оракул всегда прав; но рожа дьявола тотчас появляется в окне. Не потому ли большие лекционные аудитории часто строят без окон, без "дневного света"...
   Мы беседуем с вами на исходе второго тысячелетия христианской эры. Но в самом начале этого тысячелетия велись споры между номиналистами и реалистами.

 

   НОМИНАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen имя, nominalis именной, отсюда название), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных единичных вещей (крайний, или строгий, номинализм И. Росцелин и др.), или чисто мыслительными образованиями, существующими в уме человека (концепты, отсюда название этого "умеренного номинализма" концептуализм; основан П. Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа).
   Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия http://www.km.ru/base/bes_98

   ... Во времена Архимеда не было символа п. Он появился значительно позднее. Но Архимед выполнил огромную исследовательскую работу, позволившую ввести этот символ. Он установил, что многие коэффициенты пропорциональности для круглых тел - шаров, сфер, цилиндров и т. д. содержат один и тот же множитель. Например, каково соотношение между объемами шара и цилиндра, в который вписан этот шар?
   Надо сказать, что эта задача, решенная Архимедом, даже не упоминается в современных школьных курсах.
   Архимед, по-видимому, владел какими-то представлениями о цепных дробях; во всяком случае, полученные им результаты совпадают с подходящими дробями очень высокого порядка для таких чисел как v3. Об этом мы напишем в дальнейших частях нашего микрокурса.
   Здесь же нам важно другое. За две-три тысячи лет своего развития математика выработала обширнейшую символику. Мы не задумываясь швыряемся такими символами, как п или "мнимая единица" i (v-1) и т. п.
   Но вернемся снова к нашим дробям.
   Итак, будут ли сходиться наши (не канонические!) цепные дроби к корням, если корни вещественные? Пусть для простоты оба корня положительные; a - меньший из них, b - больший.

0 < a < b < oo             (13)

   Мы знаем, что коэффициенты уравнения

z2 + bz + c = 0

   связаны с корнями формулами

b = - ( a + b ), с = ab             (14)

   и значит, дробь для меньшего корня

   имеет вид

                   (15)

   Построение подходящих дробей можно производить рекуррентно

z0 = 0, ,

   И вообще

, n = 1, 2, ...          (16)

   Легко видеть, что все эти числа положительные; кроме того, они монотонно возрастают. Формула (16) сразу же показывает, что разность zn-zn-1 имеет тот же знак, что и предыдущая разность zn-1-z n-2.
   Действительно,

zn - zn-1

            (17)

   Монотонность роста и дает сходимость.
   Аналогично рассматриваются и другие случаи расположения корней.
   Истолкуем теперь наше уравнение

z2 + bz + c = 0

   как геометрическую задачу отыскания пересечения двух линий.
   Введем оси координат X и Y и рассмотрим параболу

y = x2              (18)

   и прямую

y = -bx - c            (19)

   Их пересечение в точке (x,y) равносильно выполнению равенства

x2 = -bx - c

   С точностью до обозначения (x вместо z) это и есть наше уравнение.


Рис 1. Парабола y = x2

Рис 2. Прямая y = -bx - c

   Нам удобнее теперь переобозначить -b через b и -с через с, т. е. истолковывать уравнение

x2 = bx + c               (20)

   как задачу пересечения кривых: параболы

y = x2                (21)

   и прямой

y = bx + c            (22)

   Парабола (21) - это фиксированная кривая, а прямая (22) образует семейство с параметрами b и с
   Параметр b - это наклон (тангенс угла наклона) прямой (21) к оси х. Зафиксируем наклон и будем менять параметр с:

- oo < C < oo.

   Мы получим семейство параллельных прямых. При больших отрицательных с прямая не пересекается с параболой. При больших положительных с она имеет две точки пересечения с параболой. При некотором критическом с она касается параболы. Случай больших положительных с - это случай двух различных вещественных корней.
   Случай больших отрицательных с - это случай отсутствия вещественных корней (комплексные корни).
   Случай критического с - это момент перехода из одной "фазы" в другую. Случай перехода между вещественной и комплексной фазами.


Рис. 3. Семейство параллельных прямых y = bx + c, - oo < c < oo

Рис. 4. "Фазовый" переход

   Когда параметр с, имеющий значение больше критического, "начинает опускаться", корни уравнения левый и правый начинают сближаться. Левый движется направо, правый - налево. Сближение происходит до достижения параметром с своего критического значения. После чего вещественные корни, слившись в одной точке, уходят в "комплексное небытие".
   Найдем критическое значение с и положение слившихся корней. Для этого нам надо будет прибегнуть к простейшему приему из анализа.
   В средних школах такой страны, как Сирия, учащиеся (etudianter) изучают основы анализа, основы дифференциального и интегрального исчисления. Там сохраняются традиции французских лицеев. Сирия долго оставалась под французским господством.
   В России Obercommando Минобра (тьфу ты, привязалась эта тевтонско-милитаристская терминология!), вело кое-какие разговоры о введении в школах анализа. Они начались, по-видимому, вскоре после второй мировой войны, и, кажется, так никогда и не кончались. Воз и ныне там.
   О чем же идет речь?
   Возьмем на параболе две близких точки с абсциссами х' и х'' и проведем через них секущую.
   Если устремить точки x' и x'' к одной предельной точке х0, например:

x' -> x0 <- x'',

   то секущая перейдет в свое предельное положение - положение касательной. Касательная, разумеется, проходит через точку (х0,х02), и нам нужно только знать ее наклон.


Рис. 5. Секущая к параболе, проходящая через точки (x', x''2) и (x'', x''2) с абсциссами x' и x''

Рис. 6. Наклон секущей = x' - x''

   Наклон секущей равен

   Но x''2 - x'2 = (x'' - x')(x" + x') > x0
   И поэтому наклон секущей равен

x'' + x'.

   При x', x" -> x0 получаем наклон касательной. Это просто 2х0
   Поэтому уравнение касательной к параболе имеет вид

(у - у0) = 2х0(х - х0)             (23)

   или, что то же самое

(у - х02) = 2х0(х - х0)            (24)

   Поэтому прямая семейства

у = bx + с

   придет в критическое положение тогда, когда будут выполняться условия

b = 2x0                    (25.1)
c = -x02                    (25.2)

   Отсюда

x0 = b/2                   (26.1)
c = -b2/4                   (26.2)

   Прямая y = bx + c встречается с параболой y = x2 в одной точке тогда и только тогда, когда c = -b2/4; точка имеет координаты (b/2, b2/4).
   Иначе говоря, уравнение

z2 = bz - b2/4            (27)

   является критическим в том смысле, что при меньших с, т. е. при

с < -b2/4                      (28.1)

   оно не имеет вещественных корней, а при

c > -b2/4                      (28.2)

   у него два различных вещественных корня.
   Легко показать, что эти корни симметрично располагаются относительно абсциссы точки касания.
   Иначе говоря, когда с растет и переходит через критическое значение -b2/4, корни начинают расходиться влево и вправо симметрично относительно точки x0 = b/2.
   Вместе с тем цепные дроби, построенные для этих корней, сохраняют "арифметический смысл" при c > -b2/4 и теряют его при с < -b2/4.
   Цепные дроби, "ничего не зная" о сфере комплексных чисел, чувствуют некую "потустороннюю" силу, которая мешает им не только сходиться, но и существовать.
   В заключение второй части воспоминаний о забытом исчислении сделаем еще одно замечание.
   Если у нас есть два уравнения, каждое их которых имеет по два различных вещественных корня, то можно построить преобразование, переводящее одно уравнение в другое.
   Пусть это - уравнение

z12 + b1z1 + c1 = 0               (29.1)

   с корнями a1 и b1 и уравнение

z22 + b2z2 + c2 = 0               (29.1)

   с корнями a2 и b2.
   Тогда можно построить линейное преобразование переменных

z2 = pz1 + q

   или (обратное преобразование)

z1 = rz2 + 1

   Первое уравнение переходит во второе, а второе (при обратном преобразовании) - в первое.
   Достаточно подобрать коэффициенты p и q так, чтобы

a2 = pa1 + q                             
b2 = pb1 + q                  (30.1)

   или подобрать коэффициенты r и s так, чтобы

a1 = ra2 + s                             
b1 = rb2 + s                   (30.2)

   Легко связать цепные дроби для отыскания корней первого уравнения с цепными дробями для отыскания корней второго.
   Можно показать, что эти пары цепных дробей ведут себя одинаково.
   Это означает, в сущности, что теоремы сходимости дробей к своим пределам достаточно доказать для какого-то одного уравнения. На другие они распространятся автоматически.
   Это мы фактически и проделали. Уравнение (1) из первой части нашего микрокурса:

z2 - 3z + 2 = 0

   и было таким (надеемся, удачным) представителем всего класса уравнений с вещественными, различными корнями.
   Теперь мы ждем обратной связи от читателей журнала "КвШ".
   Разбирать примеры и выполнять расчеты "врукопашную" неудобно. Нужны программы! Нужны компьютерные тренажеры!

   Объявление
   Редакция журнала "Компьютер в школе" не только премирует авторов лучших программ бесплатной подпиской на годовой комплект журнала, но и поместит их рекламу на своем сайте в сети Интернет (напоминаем, наш адрес в Сети - www.school.ru/school/ ).