15.08.2025
В Sitronics KT рассказали о дальнейших перспективах внедрения автономной навигации в России
Компания Sitronics KT (входит в Sitronics Group) реализовала проект по разработке технологии автономного судовождения в рамках ОКР «Безэкипажное судовождение коммерческого флота», и на сегодняшний день имеет подтвержденный опыт эксплуатации систем на судах различного назначения. Об этом Евгений Шишенин рассказал во время своего выступления на площадке проектно-образовательного интенсива «Архипелаг».
За шесть лет системами для автономного судовождения были оснащены 8 судов, 2 из которых – железнодорожные паромы «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» ФГУП «РОСМОРПОРТ». Они получили официальный сертификат морских автономных надводных судов (МАНС), подтвержденный РМРС. Паромы прошли под управлением автономной навигационной системы уже более 200 тысяч миль. Сегодня также продолжается опытная эксплуатация автономного навигационного комплекса и для внутренних водных путей. Компанией был разработан и внедрен тренажер для обучения капитанов управлению автономными судами, в т.ч. и для работы на берегу. Результатом деятельности всего морского сообщества страны стало появление нормативно правовой базы для эксплуатации МАНС.
Евгений Шишенин отмечает, что все это время компания продолжала работать над речными безэкипажными системами, которые имеют определенные отличия от морских систем. Внедрение технологии на суда, перевозящие грузы на коротком плече на несколько километров и на дальние расстояния, в России востребована. Перспективным является применение технологии для работы паромных переправ, обслуживания шельфовых проектов, судов технического флота, а также речных караванов и, в целом, логистики на внутренних водных путях. Сами решения – различные системы управления и контроля – уже на рынке есть. С развитием направления безэкипажных катеров встают уже вопросы по нормативно–правовой базе для данного типа судов.
По словам генерального директора Sitronics KT, сегодня компания также приступила к реализации проектов в направлении безэкипажных катеров гражданского назначения – для решения исследовательских задач, экологического мониторинга акваторий, поисково-спасательной деятельности, доставки грузов и других направлений. Так, сейчас в компании работают над новой автономной навигационной системой «Аист», которая обеспечивает движение автономного катера по заданной траектории с заданной скоростью хода с дистанционного поста или в автономном режиме, выполнение маневров расхождения с окружающими объектами, диагностику исполнительных механизмов и другие функции.
«Сегодня мы имеем большой задел по системам управления, маневрирования, расхождения, отработали различные системы связи. В целом, мы смотрим на отрасль судоходства визионерски и понимаем, что все идет к тому, что навигация тоже станет цифровой. Но для этого необходимо создать единое информационное пространство и на море, и на внутренних водных путях, обеспечить бесшовное взаимодействие смежных акваторий и информационных систем, создать и внедрить унифицированные цифровые сервисы. Кроме того, многое требует проработки и закрепления на уровне нормативной базы», – отметил в своем выступлении генеральный директор Sitronics KT Евгений Шишенин.