В отечественной ИТ индустрии наблюдается растущий интерес к разработке и внедрению инновационных решений для гражданской авиации. Компании активно ищут новые возможности для улучшения безопасности, оптимизации процессов управления и повышения эффективности работы авиапредприятий.

Глеб Головченко, генеральный директор «РИВЦ-Пулково»: «Сейчас нельзя игнорировать тренд на импортнезависимость, рост отечественных продуктов и объединение отраслей для развития. Последние несколько лет «РИВЦ-Пулково» занимается большим количеством новых решений. Работаем с партнерами в направлении датчиков специальной связи на перроне, применяем технологии чат-ботов для коммуникаций с сотрудниками и пассажирами, работаем в направлении технологии цифровых двойников и искусственного интеллекта.
Отечественная гражданская авиация развивается. Пассажиропоток в прошлом году упал не так сильно, как прогнозировалось сразу после введения санкций. Это помогло во многом благодаря системной государственной поддержке, которая продолжит развивать отрасль и в будущем.

Учитывая исход зарубежных провайдеров, нам всем вместе необходимо в кратчайшие сроки реализовать новые импортонезависимые решения, которые обеспечат предприятиям гражданской авиации технологический суверенитет и позволят в дальнейшем конкурировать на мировых рынках».

Еще одним важным трендом в индустрии ИТ-решений для гражданской авиации является технология видео-аналитики. Ее внедрение позволяет повысить эффективность работы предприятий и обеспечить безопасность пассажиров и персонала.

Софии Номан, руководителя аналитической службы «АвиаПорт»: «Мы видим практическую пользу для аэропортов от инструментов видео-аналитики. Сейчас в большинстве аэропортов управление потоками и очередями осуществляется на основании наблюдений и замеров. Такие методы не отличаются точностью, оперативностью и регулярностью. Перспективными решениями могут стать программы видео аналитики, связанные с планами аэровокзалов и программами управления ресурсами. Так, например, при фиксации на видео выхода конца очереди за установленные метки или увеличение заданного количества людей в секторе, может подаваться сигнал о необходимости открытия новых стоек регистрации, линий досмотра и т.д.».

Аэропорты – предприятия с высокой долей ручного рутинного труда, который вполне способен выполнять робот. Современные технологии позволяют создавать автономные роботизированные системы, которые могут выполнять различные задачи в сфере авиации.

«Мы уже наблюдаем привлечение роботов-уборщиков в ряде азиатских аэропортов, думаю, что их повсеместное внедрение – вопрос времени. В свою очередь, роботы-грузчики могли бы оптимизировать процессы обработки багажа, но пока высокая стоимость такого оборудования ограничивает скорость распространения технологии. Ещё одна сфера для роботов – информирование пассажиров. Автоматизированные колл-центры уже внедрены во многих аэропортах, следующий шаг – замена агента на стойке информации онлайн помощником, который может предоставить пассажиру всю интересующую информацию, от номера стойки регистрации, времени прилёта рейса, до построения маршрута до кафе, здравпункта или туалета», – уверена С. Номан.