На Форуме лидеров горнодобывающей отрасли в рамках международной выставки горного оборудования и технологий MiningWorld Russia менеджеры ведущих российских горнодобывающих компаний рассказали о том, с какими вызовами они столкнулись за последние два месяца и какие методы применили для реакции на них. На мероприятии также были озвучены меры, принимаемые Минпромторгом для поддержки промышленности в условиях логистических проблем из-за сложной геополитической и экономической ситуации.

Один из главных тезисов во всех выступлениях — необходимость быстрого принятия решений. Уже во вступительном слове модератор пленарной дискуссии — управляющий директор ГК «Цифра» Павел Растопшин — подчеркнул, что все вопросы, касающиеся критической инфраструктуры, должны быть решены в 10 раз быстрее, чем это планировалось ранее. Среди наиболее серьезных вызовов он назвал экспортно-импортные логистические ограничения, потерю доступа к технологиям и вопросы восстановительного ремонта, а также сложную финансовую ситуацию в целом. В частности, Павел Растопшин привел несколько цифр, описывающих сложность текущего положения отрасли: «В РФ более 10 тысяч карьерных самосвалов, из которых приблизительно половина — БелАЗ, порядка 20% — Caterpillar, и около трети приходится на Hitachi, Komatsu и других производителей. Все меняется каждый день, но на сегодняшний момент БелАЗ и Caterpillar продолжают поставлять и выполнять обязательства в полном объеме. Это означает, что 30% техники находится под риском — новые поставки, поддержка и ремонт».

Большинство участников дискуссии пришли к выводу, что наиболее важным их решением за последние два месяца было ускорение закупок и продаж и отказ от формализма. «Бюрократия и формализм губят антикризис. Если мы находимся в сложной обстановке и нужно принимать быстрое решение, надо забывать про контроль и про регламенты, конечно на допустимом уровне, но ни в коем случае не пытаться за них держаться как за якоря», — комментирует Сергей Дунаев, директор по информационным технологиям «Северсталь Менеджмент». С ним согласился Джахангир Махмудов, директор по трансформации УГМК: «В прошлой жизни мы могли принимать решения и подписывать договоры на большие деньги по основным технологическим материалам на протяжении полугода. Сейчас же мы уперлись в закупки, проанализировали всю нашу сетку по инвестициям, ремонтам, замене оборудования, запчастям, и увидели, что у нас 25 тысяч позиций, которые так или иначе критичны, — импортные. За три недели мы это количество снизили до 2,5 тысяч».

Вице-президент по развитию корпоративного и нового бизнеса МТС Олег Алдошин также выделил ускорение и сокращение процессов среди основных антикризисных мер. «Мы пересматриваем лимиты на закупку оборудования, или вообще пересматриваем процессы внутри закупки оборудования. Мы столкнулись с тем, что при продаже оборудования цикл занимает 3-4 недели, а в текущих реалиях за 3-4 недели цена меняется 8 раз, клиент уже идет к другому — бизнес-модель рушится. Сейчас такое время, которое заставляет нас вкладываться во внутреннюю автоматизацию и сокращение процессов», — прокомментировал Олег Алдошин.

Помимо быстроты принятия решений, участники отметили важность в текущих условиях такого качества, как сотрудничество. «Важное тактическое решение, которое мы приняли — это подставили плечо крупнейшим горнодобывающим компаниям в части поставки запасных частей, компонентов и локализованных технологий», — прокомментировал Игорь Семенов, председатель совета директоров «АРМЗ Горные машины», исполнительный директор АО «Первая горнорудная компания».

О партнерстве в решении логистических проблем говорил также представитель Минпромторга. «Это вопрос не одного дня, и это вопрос и государства, и бизнеса, и посредников, и интеграторов, и, конечно, вопрос цифровых инструментов и их грамотного применения, — подчеркивает директор департамента цифровых технологий ведомства Владимир Дождев. — Поэтому то, с чего мы начали как министерство в партнерстве с бизнесом, — в начале марта заново посмотрели на наши цифровые возможности с точки зрения предоставления компаниям инструментария по подбору партнеров, комплектаторов, с тем, чтобы покупка комплектующих, узлов, агрегатов, сырья, материалов, стала проще и быстрее. Мы начали с переосмысления нашего партнерства с торговыми площадками, с маркетплейсами, b2b-площадками. Первой из таких площадок стал Газпромбанк, с которым мы запустили на базе их электронной торговой площадки сервис импортозамещения. На сегодняшний день мы готовы к партнерству в таком же режиме абсолютно со всеми сервис-провайдерами, крупными или малыми». Кроме того, Дождев сообщил, что около 90% мер поддержки, которые предоставляет Минпромторг напрямую и через подведомственные фонды, были перестроены на тематику технологического суверенитета и импортонезависимости.

Помимо этого, на сессии были подняты вопросы реализации цифровых инициатив в условиях кризиса. Ирина Власова, директор по автоматизации и цифровизации Угольного Дивизиона СУЭК отметила важность сохранения основных проектов развития.