Началось все еще в далекие 90‑е, когда владельцы видеосалонов зарабатывали шальные деньги на желании жителей приобщиться к западному искусству. За 1 руб. с носа в жутком помещении будущие россияне как завороженные пытались разобраться, что же там на экране телевизора происходит. Телевизоры были небольшие, но никто не жаловался — домашний видеомагнитофон тогда был еще роскошью. Однако после периода первичного накопления капитала стали появляться первые домашние кабельные сети. Именно этот момент можно считать отправной точкой развития premium-телевидения в России, которое за два десятка лет хотя и претерпело несколько технических революций, но в своей конечной точке под названием IPTV осталось тем же «домашним кабельным телевидением», только цифровым, высокой четкости и с новыми функциями, которые в 90‑е могли только сниться рядовому телезрителю.

Если раскрыть аббревиатуру IPTV и перевести ее буквально, она обозначает телевизионный эфир, переданный по протоколу IP. Многие путают его с интернет-ТВ, о котором мы, видимо, расскажем в следующий раз. Сейчас IPTV — пик развития телевидения. Однако вследствие нескольких серьезных причин, он не получает того распространения, на которое рассчитывали его создатели из Precept Software. Точнее, они всего лишь придумали термин, впоследствии получивший статус официального.

Со времени представления прототипов систем IPTV в 1995 г. до момента первого коммерческого запуска прошло семь лет, но с 2002 г. они развивались более высокими темпами. В Европе и США, где за телевидение привыкли платить, внедрение новой технологии представлялось гораздо более легкой задачей, чем в странах СНГ. В то время как в 2006 г. в Северной Америке по IPTV начали передавать программы телеканалов в HDTV, в России происходил расцвет кабельного телевидения. Другими словами, мы отставали от цивилизованного мира на несколько десятков лет.

Про

К тому же на все это накладывались и проблемы русского менталитета. Если на Западе уже давно отошли от концепции «100 каналов за три копейки», то сейчас прогрессивного подхода придерживается разве что НТВ+. Остальные же компании, запуская платное телевидение, пытаются дать побольше каналов, а то, что из них интересно смотреть лишь пару десятков, — дело десятое. Первые предложения IPTV строились именно по такому принципу — в силу технологии компании могут предлагать хоть тысячу каналов, так как в отличие от кабельного телевидения у них нет ограничений. Вещание в IPTV на последней миле происходит по принципу one-to-one, тогда как кабельное телевидение вещает по принципу one-to-many. Другая «фишка» IPTV, использующая эту особенность, — сервис Video-on-demand, когда абонент может заказать просмотр выбранного фильма и включить его не тогда, когда он будет транслироваться по каналу «Кинозал», а когда ему того захочется.

Еще одна характерная особенность IPTV — интерактивность, выводящая потребление телевизионного и видео­контента на принципиально новый уровень. Вряд ли кто-то не видел рекламу функции Time Shift, позволяющей в прямом смысле поставить телеэфир «на паузу», а впоследствии прокручивать перерывы на рекламу. Также IPTV позволяет записывать передачи без участия пользователя, чему способствует возможность получения интерактивной программы телепередач. В сети одного из операторов Москвы была реализована еще одна возможность технологии — интерактивные теле­игры, в которые одновременно играют большое количество телезрителей. В целом функциональность IPTV в каждом конкретном случае сейчас ограничена лишь платформами, на которых оператор строит собственный сервис. Например, у одного оператора доступны все возможности технологии, включая просмотр эфира и на компьютере, а у другого можно пользоваться лишь телевизором.

Промежуточный вариант между кабельным и IPTV — спутниковое телевидение. С одной стороны, оно обеспечивает передачу высококачественного телесигнала и способно вести трансляцию в режиме HDTV, с другой — имеет все интерактивные возможности IPTV, ограниченные лишь стоимостью, ведь спутниковый Интернет стоит на порядки дороже наземного, так что такая интерактивность выливается в круглую сумму для абонента.

Контра

Если все так хорошо, то почему же сейчас численность абонентов IPTV не превышает 350 тыс. человек, основная часть из которых проживает в двух крупнейших городах России, тогда как количество потенциальных абонентов, имеющих широкополосный доступ (ШПД), больше 12 млн.? А все потому, что есть у IPTV и оборотная сторона, скрывающая недостатки. О них не сообщают операторы, когда предлагают подключить IPTV, но с ними столкнется каждый, кто польстится на «технологии завтрашнего дня», которые вроде бы доступны уже сегодня.

Распределение абонентов по регионам в России

Первое и самое главное — вопрос качества. В принципе все вроде бы хорошо, но IPTV в России становится заложником концепции one-to-one, ведь в данном случае все зависит от канала передачи данных, а его величина обычно заметно отличается от декларируемых оператором мегабитов. И пусть передача телевизионного контента идет «мимо роутера», толщину «трубы» это никак не увеличивает, и когда канал перегружен, то, вместо высококачественной картинки и Dolby Digital звука, вы получите «замерзший» экран и тишину. К сожалению, это не лечится, и если уж появилось, то не исчезнет до тех пор, пока на вашем участке не заменят оборудование.

Второе и не менее важное — стоимость «входного билета». Даже если вы уже внутренне смирились с абонентской платой в размере 20—30 долл., то вас может ждать еще один сюрприз. В отличие от кабельного телевидения, которое легко установить вместо антенны, IPTV передается по оптоволоконному проводу. Его если куда и можно подсоединить, то только к компьютеру или маршрутизатору. И еще учтите, что для получения и трансляции телевидения на вашу большую плазменную панель вам понадобится специальная приставка (STB), куда, собственно, и подключается многострадальный кабель. И тут начинается самое интересное. Не все приставки одинаково полезны: у одних, например, нет винчестера, а значит, не удастся сохранять передачи и ставить эфир «на паузу», у других нет HDMI, и следовательно, не судьба насладиться полноценной HDTV-картинкой, и наконец, далеко не все приставки оснащены достойным аудиовыходом, так что прощай, звук Dolby Digital.

Стоимость телевизионной приставки составляет около 100 долл., но некоторые заботливые операторы готовы отдать этот агрегат в аренду, вследствие чего придется добавить еще 5—10 долл. к абонентской плате. Но если вы думаете, что на этом все заканчивается, то глубоко ошибаетесь. В том случае, когда у вас организована домашняя сеть на основе Wi-Fi-маршрутизатора, то, вполне возможно, вам понадобится дополнительный сетевой коммутатор, так как практически во всех сетях IPTV в России потребуется поддержка Multicast, но на это не способны дешевенькие точки доступа Wi-Fi, обычно приобретаемые при подключении к ШПД.

Если подсчитать все затраты, включая стоимость соединительных кабелей, то «входной билет» может обойтись в 5—6 тыс. руб., которых вполне хватит на оплату годового абонента традиционного кабельного телевидения. Все эти ограничения и привели к ничтожно низкому проникновению IPTV в российские дома.

На сладкое

История IPTV — это рассказ об упущенных возможностях. Если в середине 90‑х, когда технология была актуальной, для нее не было разработано технической инфраструктуры и каналы еще не могли обеспечить достойное качество, то в начале 2000‑х, когда в США и Европе повсеместно стали строиться высокоскоростные сети, оказалось, что пользователи самостоятельно могут найти, приобрести и переписать необходимый контент. Сейчас, в 2010 г., трудно убедить абонента полноценного ШПД платить за то, что он может получить вполне бесплатно. Возможность просмотра на большом телевизоре интернет-контента за рубежом вовремя оценили производители домашних игровых систем Microsoft и Sony, а в 2006 г. к ним присоединилась и Apple, правда традиционно опоздав к раздаче слонов.

Распределение абонентов по операторам (по стране, тыс.)

В настоящее время Xbox 360 и Sony Play Station 3 обеспечивают доступ к таким сервисам, как Netflix, где библиотеки фильмов заведомо превышают предложение любого оператора. Кроме того, в этом году Microsoft нанесла сокрушительный удар и по кабельным сетям США, анонсировав полный доступ к спортивным трансляциям соревнований по американскому футболу. Корпорация Apple, попытавшись зацепиться за последний вагон стремительно уходящего поезда, анонсировала облегченный вариант своей телеприставки за 99 долл., имеющей лишь одно, хотя и спорное преимущество — доступ к iTunes. Так или иначе IPTV придется трансформироваться под потребности пользователей, не желающих платить за дополнительное устройство. Но для наших потребителей более актуальным остается приобретение приставки за 100 долл. от оператора, нежели покупка полноценной консоли для домашних развлечений, стоимость которой начинается от 300 долл.

Приходится констатировать, что административный ресурс в России творит чудеса. Ярким примером того может послужить оператор «Дальсвязь», работающий в Дальневосточном регионе. В настоящее время он занимает второе место среди всех оте­чественных операторов IPTV, а такое количество подключений ему удалось достичь не только в результате достаточно эффективной рекламной кампании, но и благодаря обширному каталогу VoD и гибкой тарифной политике. Впрочем, государственные компании могут позволить себе поэкспериментировать. На фоне их доходов расходы на внедрение IPTV выглядят крошечными, тогда как для коммерческих операторов, старающихся окупить каждую вложенную копейку, такая политика по отношению к новым, пусть и перспективным сервисам не слишком доступна.

По оценкам аналитиков, следящих за рынком IPTV, количество абонентов в России к концу 2010 г. не превысит полумиллиона человек. Если учесть, что ШПД шагает по нашей стране твердо и уверенно, а Microsoft уже анонсировала скорый запуск своего сервиса Live! в России, то эта цифра вполне справедлива. Все-таки свой шанс развиться в массовый и полноценный сервис в России IPTV упустило.