По словам разработчиков, к составлению компьютерных пособий были привлечены педагоги-предметники. Так, авторами программного репетитора по русскому языку названы Козлова Анна Анатольевна, кандидат филологических наук, и Васева Наталья Борисовна, кандидат филологических наук, сотрудник Института общего среднего образования РАО, а в работе над репетитором по математике участвовали Тиссен Елена Гергардовна, заведующая лабораторией дистанционного обучения МОУ ДПОС «Центр медиаобразования» из Тольятти, Стрункина Татьяна Викторовна, преподаватель математики, и Пантелеева Елена Ивановна, доцент, преподаватель математики МПГУ.

В распоряжении пользователя есть также и инженерный калькулятор

Как указано в сопроводительной документации к системе компьютерных репетиторов, при разработке ее тематических рубрикаторов использовались кодификаторы элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ. Последние были созданы на базе российского стандарта полного среднего общего образования базового уровня по соответствующим дисциплинам.

Программные репетиторы по каждому предмету содержат по нескольку тысяч тестовых заданий, сопровождаемых сотнями информационно-иллюстративных объектов, таких как рисунки, анимации, диаграммы, схемы, графики, текстовые описания и формулы. Например, репетитор по математике включает более 2 тыс. заданий и около 500 информационно-иллюстративных объектов, а репетитор по русскому языку — около 4 тыс. заданий и более 150 иллюстративных объектов.

Репетиторы по отдельным предметам объединены общим рабочим интерфейсом, образующим Рабочий стол сборника программ. Он реализует доступ к каждому из репетиторов и одновременно предоставляет консолидированную статистическую информацию о результатах тестирования учеников. С любой из программ сборника «Репетиторы 2009» могут работать сразу несколько пользователей, доступ для каждого из них через единый интерфейс защищен паролем. Чтобы изучать материал было удобнее, рекомендуется познакомиться с электронным справочником — оперативный доступ к нему предоставляется практически из каждого окна программы.

Главное меню системы этих репетиторов открывается щелчком мыши на кнопке «Меню», расположенной в нижней части Рабочего стола, называемой Панелью задач. Назначение некоторых из семи пунктов этого меню — «Предметы», «Каталог вузов», «Журнал результатов», «Результаты мониторинга», «Справка», «Справочник», «Завершить работу» — понятно из их названий, а об остальных речь ниже.

Пункт «Каталог вузов» знакомит с информацией об университетах, институтах и академиях России: там приведены адреса, названия, статусы, факультеты, формы обучения. При выборе пункта «Справка» раскрывается подменю с доступом к сведениям о программе «Репетиторы 2009» «Кирилла и Мефодия», к справке о нормативно-правовых документах по ЕГЭ, списку образовательных интернет-ресурсов, каталогу продуктов компании «Кирилл и Мефодий», информации о версии данной программы. Пункт «Результаты мониторинга» позволяет познакомиться с результатами проверок знаний учащихся, зарегистрированных как пользователи системы репетиторов. Пункт меню «Справочник» реализует доступ к электронному справочнику по отдельным школьным дисциплинам, включенным в состав сборника «Репетиторы 2009».

Расположенная на Панели задач кнопка «Настройка тестирования» открывает доступ к четырем режимам проверок знаний: свободному тренингу, свободному экзамену, ЕГЭ и мониторингу знаний. Они становятся доступными по щелчку на любом из активных значков, расположенных в центральной части Рабочего стола системы и соответствующих установленным программным репетиторам по школьным предметам из состава сборника.

Работа пользователя в каждом из режимов тестирования поддерживается так называемым плеером тестов. С его помощью можно (в зависимости от режима тестирования) получать доступ к подсказкам, правильным ответам, справкам, электронному инженерному калькулятору (необходимому для выполнения заданий с расчетами). Через «Cветофор» (зеленый-желтый-красный) он оперативно оповещает об ошибках в ответах, а по завершении теста выдает краткую справку об общих результатах. Плеер позволяет управлять последовательностью выполнения заданий, выстраивая ее в наиболее комфортном для пользователя виде, например, откладывать непонятные, чтобы не потерять темп прохождения теста.

В режиме свободного тренинга можно охватить одну или сразу несколько тем выбранного предмета. Его применяют и как обучающий благодаря возможностям оперативно получить контекстные справки и подсказки непосредственно по ходу его выполнения. В данном режиме тестирования результат проверки ответа на каждое задание выводится сразу же, как только подтвердится выбор ответа. Задание можно завершить в любой момент. После данного сеанса предлагается провести работу над ошибками. Результаты тестирования заносятся в журнал результатов, и по ним ведется персональная статистика. Для неправильно выполненных упражнений допускается провести работу над ошибками.

Свободный экзамен предлагает cделать работу из двадцати заданий по выбранной теме или разделу. Итоги тестирования хранятся в «журнале результатов», а для неправильно выполненных заданий предлагается провести работу над ошибками, однако справочные материалы в этом режиме недоступны.

Поскольку в режиме ЕГЭ всего пять вариантов, перед тем как обращаться к нему, имеет смысл максимально потренироваться в предварительных режимах. Все это позволит школьнику подготовиться к сложным организационным и психологическим условиям проведения выпускных экзаменов по новой технологии, чтобы соответствовать уровню требований, заложенных в ЕГЭ. Правда, в этом режиме ограничено время выполнения заданий. Для упражнений с развернутым ответом (в ЕГЭ имеются и такие) предусмотрена методика субъективной оценки результатов. Персональная статистика прохождения ЕГЭ также накапливается в специальном журнале. Разумеется, в данном режиме невозможно использовать материалы справочника, зато разрешено провести работу над ошибками для неправильно выполненных заданий.

Мониторинг знаний предназначен для того, чтобы оценить подготовленность ученика по выбранному предмету в рамках всей школьной программы. Этот режим помогает оперативно выявить пробелы в знаниях школьника по конкретным темам. К нему полезно обращаться как в начале подготовки к ЕГЭ, так и непосредственно перед итоговым экзаменом. Кстати, в данном разделе возможность работы над ошибками не предусмотрена и материалы справочника недоступны. Количество заданий здесь свое для каждой из дисциплин. Результаты трех последних тестирований отображаются в модуле «Результаты мониторинга» в виде графиков, которые в процентном отношении показывают степень знаний ученика по конкретным темам выбранных школьных предметов.


Репетиторы 2009

Системные требования: Pentium III-500, 256-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 24Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программы работают в среде Windows 2000 (SP4) и выше.
Разработка: «Кирилл и Мефодий»
Издание: NMG

2655