Год 1994-й. Показы мод, цветное фото, cмерть Ким Ир Сена, «Газель», свадьба Пугачевой и Киркорова, МММ, «Черный вторник», новые автомобильные номера, убийство Отари Квантришвили, супермаркеты, роликовые коньки, Кучма и Лукашенко, возвращение Солженицына, раскол в «Правде», вывод войск из Германии, «Нирвана» и Курт Кобейн, пейджеры, «Властилина» — «Чара», убийство Дмитрия Холодова, звезды НХЛ в России, клубы, начало войны в Чечне, визит Елизаветы II в Москву, карточки и банкоматы, Анталия — всероссийская здравница, Тарантино.

Интернет в России

Несомненно, увлекательная статья В. Б. Яблонского «Неформальные коммуникации: сеть FidoNet» привела в мир электронных коммуникаций немало неофитов.

Гипертекстовое представление информации в веб-браузере NCSA Mosaic, «Мой адрес — не дом и не улица…»  (№7/1994, с. 145) «Министерство связи РФ прилагает все усилия для прекращения международных коммуникаций: повышает цены, ограничивает время доступа к международной телефонной связи, постоянно «теряет» письма, а если и не «теряет», то доставляет их в течение нескольких месяцев», — констатировал М. В. Донской в заметке «Электронная почта», подчеркивая значение электронной почты как буквально единственного доступного средства связи и обмена информацией на глобальном уровне в то время.

«Подпитанные полноценным долларом, а не вздрагивающим на валютном ветру синеватым от недоедания рублем, они (зарубежное оборудование и капитал. — Прим. авт.) в самом ближайшем будущем смогут взять под контроль информационное и коммуникационное пространство страны, составить труднопреодолимую конкуренцию для нарождающихся национальных сетевых компаний», — предостерегает В. А. Шлемин в материале «Запутавшись в компьютерных сетях».

Поэтому совсем не удивительно появление в «Мире ПК» обстоятельной аналитической статьи «Мой адрес — не дом и не улица…» подготовленной А. И. Волковым, начальником лаборатории системного программирования РНЦ Курчатовского института (стоявшей наряду с «Релкомом» у истоков Рунета. — Прим. авт.). В ней разбираются как технические, так и прикладные аспекты сетевого взаимодействия за рубежом и в странах бывшего СССР.

Но опять же налицо явное недопонимание того, сколь яркое и удивительное будущее суждено Интернету. Последний, по словам Волкова, относится к «развитым информационно-поисковым системам, способным создать у пользователя иллюзию интеграции информации, на самом деле распределенной по многим компьютерам в разных частях света».

Гипертекстовое представление информации в веб-браузере NCSA Mosaic, «Мой адрес — не дом и не улица…»

Впрочем, охотно верим: Интернета в России тогда, собственно, и не существовало, ведь стандарт WWW утвержден 17 мая 1991 г., а днем рождения непосредственно Рунета, отечественного сегмента Сети, принято считать 7 апреля 1994 г. — дату получения доменом .RU официального статуса национального домена РФ. И все же проницательные люди находились всегда и везде. Например, как вам фраза: «Если бы я был молодым, то не стал бы растрачиваться на бессмысленный серфинг по Интернету, но попробовал бы представить, что будет после Интернета, и запланировать свою роль в этом», — это слова Тома Килбёрна (Tom Kilburn), создавшего вместе с Фредериком Уильямсом (Frederick Williams) в июне 1948 г. первую вычислительную машину с запоминаемой программой.

Сбылось буквально каждое пред-положение, сделанное Уильямом Макгенри в жизнеутверждающем материале «Бизнес через Internet: прекрасная возможность для России?»: «С приходом Internet эпоха специализированных сетей завершается», «В недалеком будущем с помощью Internet станет возможным заключение большого количества сделок купли/продажи», «Отправление и получение электронных сообщений может стать единственным эффективным способом организации деловых контактов между российскими компаниями и иностранными фирмами», «Важной проблемой представляется выполнение заказов, присланных, допустим, из Милуоки и Висконсина в Томск, поскольку транспортные и таможенные тарифы высоки, а поведение таможенников зачастую бывает непредсказуемым».

Но где же провидцы в самой России? Почему мы по-прежнему зависимы от Запада в сфере ИТ как по аппаратным средствам, так и в создании принципиально новых проектов? Неужели мы до сих пор следуем библейскому «нет пророка в своем отечестве»?

Лучшие продукты на российском рынке в 1993 г.

Тестовая лаборатория «Мира ПК» опубликовала в результаты опроса, проведенного среди читателей с целью выяснить их предпочтения и тенденции, наблюдаемые в их среде. Эту статистику можно считать первой публикацией в российской прессе масштабных данных, охватывающих все значимые ИТ-сегменты отечественного рынка.

Цены прошлых лет (№6/1994, с. 24)Так, в 1993 г. пользователи предпочли настольные компьютеры производства IBM, HP и Compaq, тогда как в группе портативных ПК лидируют Toshiba, Dell и Compaq. В категории лазерных и струйных принтеров, а также сканеров победила HP, сегмент матричных устройств вывода на печать всецело принадлежит Epson. Свой выбор вендоров в отношении мониторов российские пользователи остановили на NEC. Что касается жестких дисков, то лучшей признана Seagate, модемов — ZyXEL, манипуляторов — Microsoft, Logitech и Genius.

Читатели утверждают, что MS-DOS и Windows 3.1 — их выбор среди настольных операционных систем, а Novell NetWare — среди сетевых ОС. Позиция в отношении текстовых редакторов, электронных таблиц и баз данных неоднозначна: несмотря на лидерство Microsoft Word, Excel и FoxPro, не менее популярны «Лексикон», Borland Quattro Pro и Paradox. Среди утилит безоговорочное первенство у Symantec Norton Utilities. Примерно равноценны Aldus PageMaker и Ventura Publisher в приоритетах выбора настольных издательских систем. За векторную графику «отвечает» CorelDraw, также занимающий первое место в сегменте ПО подготовки презентационной графики и второе, после ZSoft PC Paintbrush, в категории решений для растровой графики. Респонденты заявили, что предпочитают Borland C++ и Turbo Pascal всем остальным языкам программирования.

PDF: от идеи к признанию

Кто бы мог подумать, что появившийся 15 июня 1993 г. Adobe Acrobat 1.0 for Macintosh с малоперспективной, казалось бы, идеей безбумажных публикаций через 15 лет, 1 июля 2008 г., получит официальную стандартизацию ISO своего формата файлов PDF (Portable Document Format).

Суть идеи проста: представить документы всех видов, от деловых отчетов до технических руководств, в электронном виде так, что их просмотр и печать не будут зависеть от типа компьютера, операционной среды, наличия шрифтов и прочих обязывающих условий, — документ должен всегда выглядеть одинаково, делится Анита Деннис в заметке «Документы — по проводу».

Путь Acrobat не был легок, особенно учитывая неважную маркетинговую составляющую: первая версия Acrobat Reader, средства для обычного просмотра, но не создания PDF, предлагалась за 50 долл., тогда как, например, фирма No Hands Software с альтернативным пакетом Common Ground позволяла встраивать в каждый электронный документ средство автономного просмотра MiniViewer без всяких отчислений. И все же, справившись с рядом серьезных проблем, к концу 1990-х гг. Adobe, понимая влияние и неумолимое распространение Интернета, вытеснила конкурентов, монополизировав обширный сегмент решений для унифицированного представления документов.

Из истории компакт-диска

Caddy — футляр для компакт-дисков в ранних версиях приводов CD-ROM«Что делать, если вам надоело то и дело менять компакт-диски в един-ственной кассете caddy, поставляемой с дисководом CD-ROM, и жаль тратить деньги на покупку таких кассет для каждого диска?» — обращает на себя внимание фрагмент опубликованной новости.

Оказывается, в ранних CD-приводах использовался специальный контейнер, или футляр, для укладки в него компакт-диска перед загрузкой с целью защиты механизма и оптики привода от пыли, а также для загрузки в вертикально ориентированный CD-ROM. Понятно, решение правильное, но и более затратное для конечного потребителя, нежели привычные устройства с выдвигающимся лотком (tray-loading) или со щелевой загрузкой (slot-loading).

Сегодня caddy-формфактор дисков можно встретить в UMD-носителях (Universal Media Disk) для Sony PlayStation Portable (PSP).

Война процессоров

Если предыдущий год прошел под флагом Pentium, то появление PowerPC и машин на его базе положило начало острейшей конкуренции за рынок ПК — «войне процессоров».

Особо отличилась Apple, известная инновационными и эффективными, на первый взгляд, решениями: компания отказалась от семейства CISC-процессоров Motorola 680x0, уже не устраивающих пользователя по вычислительному потенциалу, в пользу выпуска компьютеров на базе гибридной RISC-архитектуры POWER1/PowerPC, созданной альянсом AIM (Apple — IBM — Motorola) и воплощенной в процессоре PowerPC 601. Apple поставляла компьютеры Power Macintosh и ноутбуки PowerBook с марта 1994 г. вплоть до августа 2006 г. Но с 2006-го перешла на, увы, куда более перспективные процессоры Intel из-за неспособности IBM, равно как Motorola в свое время, продолжать высокотехнологичные исследования и оперативно разрешать объективные проблемы в области процессорной разработки.

А пока, в 1994 г., «яблочная» общественность бравировала: «PowerPC 601 — отличная схема, легко поддающаяся совершенствованию, тогда как развитие архитектуры Intel заходит в тупик», «Apple добьется того, что машины Macintosh с PowerPC будут по меньшей мере не медленнее конкурирующих IBM-совместимых ПК с системой Windows». «Переход на PowerPC не должен вызвать особых проблем с совместимостью, как это бывало в прошлом», «К концу 1994 г. корпорация IBM собирается запустить три линии по производству машин на базе PowerPC. На них будут выполняться PowerPC-версии систем Windows NT, OS/2 и UNIX», — уверяли Лон Пул в анонсе «Знакомьтесь — PowerPC» и Рэнди Росс в заметке «PowerPC: IBM готова бросить вызов Intel».

Интересно, останутся ли в будущем решения Intel доминирующими либо, согласно Гегелю, история повторится дважды: первый раз — в виде трагедии, второй — в виде фарса?

ОБ АВТОРЕ

Юрий Стрельченко — автор статей и аналитических исследований в СМИ. Специализируется в области истории компьютерных наук.

E-mail: yuri.strelchenko@gmail.com

Что обратило на себя внимание в 1994 г.

Удивило появление в «Мире ПК», начиная с №6, Macworld — 20-страничного «журнала в журнале»: неужели отечественному пользователю интересны факты и события, связанные с Macintosh, который и по сей день остается экзотикой на российском рынке? Обрадовали возросший объем журнала и возвращение к качественному полиграфическому исполнению, в том числе и тактильно приятной глянцевой бумаге — «Мир ПК» снова печатается в Финляндии. Не понравилась, как и прежде, непериодичность выхода журнала: хотелось бы видеть издание строго ежемесячным.

Тираж и цены

В 1994 г. вышло десять номеров «Мира ПК», при этом объем выпусков менялся: так, например, если №1 содержал уже ставшие привычными 128 страниц, то «потолстели» до 160 страниц: «Удивительно, но каждый раз при верстке очередного номера «Мира ПК» повторяется одно и то же — катастрофически не хватает места еще для нескольких интересных, важных, необходимых читателям статей, которые, увы, приходится откладывать до следующих номеров», — находим объяснение в «Колонке редактора». Тираж издания вернулся к прежним 50 тыс. экз. Цена журнала в выходных данных не проставлена, но, исходя из оферт в №1 и №4/1994, стоимость годовой подписки на 10 номеров — 17 650 руб. и 25,20 долл. (или 15,12 долл. при условии заполнения отрезной карточки) соответственно. Поясним, что независимо от месяца подписки за эту цену читателю предлагался полный набор номеров за 1994 г.,

Состав редакции

В 1994 г. главным редактором «Мира ПК» все так же остается Э. М. Пройдаков (ныне редакционный директор ИТ-группы ИД «СК Пресс»). Начиная с августа 1994 г. (№9, дата подписания в печать — 14 октября 1994 г.) коллектив научных редакторов пополнился А. В. Орловым, сменившим А. В. Чубаря на должности координатора тестовой лаборатории; последний ушел в Microsoft. Позже, в августе 1996 г., Алексей Орлов получит назначение на пост главного редактора «Мира ПК», которым будет руководить вплоть до конца мая 2008 г.