Именно эти вопросы и будут здесь рассмотрены.

Зачем нужен блог? Тематика, конкуренция за аудиторию, три условия популярности блога

Популярные блогохостинги по версии проекта Прежде всего нужно решить, зачем вам нужен блог и чему он будет посвящен. В современной блогосфере есть такие темы, где конкуренция незначительна и где любой новый блог привлекает внимание всех заинтересованных пользователей. В частности, к ним относятся связанные с автомобилями, туризмом, инвестициями. А в число наиболее популярных, с высокой конкуренцией, входят SEO, заработок в Интернете, маркетинг. Если существует какая-то тема, по которой нет ни одного блога, то у первого же занявшегося ею блоггера есть шанс стать основоположником нового направления в блогосфере Рунета. Однако развивать ему придется даже не дневник, а саму идею того, что в блогах можно обсуждать и такую тему. Несомненно, подобные неохваченные ниши еще остались, их можно найти с помощью поисковиков по запросам типа: «блог про _ключевое слово ниши_».

Проблема блоггера-первооткрыва-теля в том, что ему придется организовывать аудиторию, отыскивая представителей интернет-сообщества в дневниках другой тематики, поисковиках, а также на сайтах и форумах. Если же в одной нише много блогов, то их владельцы делятся друг с другом трафиком и аудиторией. В таких условиях гораздо проще раскрутить хороший, интересный дневник, однако поначалу его появления в массе других блогов почти не заметят.

В результате приходится выбирать: либо стать основоположником, долго и сложно развиваясь, либо войти в группу единомышленников, соревнуясь с ними за читательскую аудиторию.

Конкуренция за читательскую аудиторию в блогосфере началась совсем недавно, когда тема «заработок в Интернете» стала такой популярной, что по ней уже начали читать факультативы в некоторых высших учебных заведениях.

Учитывая высокую конкуренцию, автору блога требуется соблюдать три условия:

  • собирать хорошие тексты — интересные, полезные и призывающие к дискуссии в комментариях;
  • правильно продвигать свой блог — распространять тексты в блогосфере и Рунете в целом.
  • ограничивать тематику, чтобы можно было обсуждать что-либо конкретное.

Даже блогу с хорошими текстами сейчас сложно сделаться популярным, если автор не будет прикладывать определенных усилий для распространения сведений о нем в блогосфере, на тематических сайтах или форумах. Определенная тематика позволит привлечь целевую аудиторию, поэтому чем меньше в записях дневника отступлений от темы, тем лучше. А если они все же нужны, стоит связать их с темой блога. К примеру, финансовый блоггер может написать заметку под названием «У меня сегодня день рождения» и дать в ней ссылки на важные финансовые новости этого дня или сделать подборку полезных финансовых сайтов в честь праздника.

Как выбрать площадку для блога? Блогохостинги, тематические площадки и standalone-блоги, их плюсы и минусы После выбора тематики встает новый вопрос: как выбрать площадку для блога? Есть несколько вариантов.

Популярный блогохостинг — большое сообщество блогов, объединенных одним интерфейсом, владельцами и поддержкой. Блоги можно создавать бесплатно. Их примеры: «Живой Журнал» (http://www.livejournal.ru/), LiveInternet (http://www.liveinternet.ru), Blogger.com (https://www.blogger.com/), Я.ру(http://www.ya.ru/)  и др.

Тематическая площадка — такой же блогохостинг, но тематический: во всех блогах здесь публикуются заметки одной тематики. Примеры: «Клерк.ру» (http://blogs.klerk.ru/) , HeadHunter Live (http://livehh.ru/portal) , «Хабрахабр» (http://habrahabr.ru) , «Деловой Квартал» (http://dkvartal.ru/) , блоги путешественников на TBG-brand (http://tbg-brand.ru/)  и др. Подробнее о площадках и блогохостингах см. на http://blogs.yandex.ru/services/

Самостоятельный (standalone) блог — собственный сайт на отдельном хостинге с установленным движком для управления блогом. Сейчас самыми популярными движками в Рунете считаются Wordpress и Drupal.

Интерфейс блога: в левой части — текст, в правой — ссылки на популярные записиВариант реализации проекта выбирается в зависимости от целей, тематики и будущей аудитории блога. Если автору нужны независимость и возможность изменять дизайн и структуру сайта по собственному желанию, то вполне подходит вариант самостоятельного блога. Минус такого выбора — потребуются умение настраивать хостинг, движок и т.д. Создание подобного блога занимает много времени, зато отношение в блогосфере к нему самое лояльное и уважительное.

Если необходимо быстро создать блог, то правильнее всего просто зарегистрироваться в блогохостинге. Неформальный девиз этих проектов — «готовый блог за две минуты». Блогохостинги имеют и другие плюсы: большое количество участников гарантирует интерес читателей даже после незначительных усилий по раскрутке своего проекта. Участие в специальных коллективных блогах — сообществах — позволит автору нового блога продемонстрировать свои идеи и самого себя соседям-блоггерам. Минус блогохостинга — высокая степень закрытости для остального мира, поскольку за пределами «сайта-родителя» блог зачастую воспринимают несерьезно.

При выборе блогохостинга в Рунете стоит учитывать особенности самых популярных площадок:

  • LiveInternet — преобладает подростковая аудитория;
  • «Живой Журнал» — более взрослая аудитория, включающая офисных сотрудников, так называемый «офисный планктон»;
  • Blogger.com — мало связаннные между собой блоги; слабые связи между блогами внутри сервиса; в большой блогосфере признаются равными standalone-блогам;.
  • Я.ру — блогохостинг для продвинутых пользователей; среди участников большое число ИТ-специалистов; много трансляций из других блогохостингов.

Тематические площадки — те же блогохостинги, но они объединяют блоги в рамках одной тематики. Зачастую тематические площадки образовывались вокруг крупных сайтов, например, сайт о работе мог запустить площадку о маркетинге и бизнесе.

Выбор падает на площадку тогда, когда блоггеру требуется внимание коллег и всей своей области деятельности. Часто тематические площадки не пользуются большим успехом, но имеют в своем составе блоги интересных специалистов и профессионалов.

Сейчас приобрели популярность корпоративные блоги, но это формат их ведения, а не реализации.

Корпоративные блоги наряду с частными, коллективными и мобильными — только вид ведения проекта, который не говорит о том, на какой площадке создан блог и о чем повествует.

Подготовительные работы по раскрутке блога. SEO и SMO. Создание бренда блога, автора или компании

Рост количества подписчиков блога — с нуля в августе 2007 г. до 1100 в июле 2008 г(по данным сервиса feedburner.com)После выбора тематики и площадки встают новые задачи — раскрутка блога и привлечение в него постоянной аудитории. Но прежде чем заинтересовывать читателей, следует проверить, все ли сделано в блоге правильно? Что нужно посетителям, пришедшим на блог? Найдут ли они интересную информацию, удобную навигацию по сайту и видимые кнопки подписки на блоге? Такая работа внутри блога по улучшению интерфейса, текстов и обратной связи с читателями называется Social Media Optimization.

Важный предварительный этап развития блога — наполнение его такими текстами, которые хочется читать, обсуждать и на которые будут ссылаться в других дневниках. Тогда его контент будут использовать для анонсов в социальных сетях, блогах, на форумах и блогохостингах.

Кроме того, требуется создать удобную навигацию и сделать важные элементы самыми заметными на сайте.

Интерфейс можно улучшить следующими способами.

  • Разместить в боковой части блога (sidebar), блоки ссылок на самые свежие и популярные заметки. В результате можно будет найти в одном месте все самое интересное и новое в блоге.
  • Указать в конце каждой заметки схожие материалы из блога. Благодаря этому читатель углубится в блог, а чем больше страниц он прочитает, тем выше будет вероятность того, что решит подписаться на обновления проекта.
  • Предоставить посетителю возможность подписаться, разместив для этого в верхней части блога большую видимую кнопку.

Когда тексты и интерфейс подготовлены, следует побеспокоиться об активном продвижении блога в поисковых системах — Search Engine Optimization (SEO) — и в социальных медиаресурсах — Social Media Marketing (SMM). Задача SEO — обеспечить попадание сайта на более высокие места в выдаче поисковиков по нужным запросам. Так, блогу о лизинге имеет смысл подняться в поисковых системах по запросам «лизинг», «лизинг-блог», «лизинг оборудования» и проч.

Упрощенно говоря, SEO — продвижение блога посредством редактирования текстов, например выделением жирным шрифтом требуемых запросов и расстановкой ссылок на блог с нужными запросами из сторонних сайтов. Как получить ссылку на свой блог с чужого сайта? Да очень просто. Нужно написать в дневнике интересную заметку, на которую поставят ссылки другие блоггеры. Кроме того, можно купить ссылку на себя, попросить знакомых или коллег дать ее либо найти проект, где можно разместить ссылку самому.

Для продвижения блога в социальных медиаресурсах следует предпринять активные действия по рекламированию, анонсированию блога и опубликованных в нем текстов.

Стратегия продвижения блога в SMM такова:

  • выбор целевой аудитории блога и поиск площадок, где уже существует определенная аудитория; чем больше площадок и чем шире их аудитория, тем лучше;
  • изучение площадок, регистрация на них, общение с пользователями, чтобы стать своим в сообществе сайта; это может занять от одного дня до нескольких месяцев;
  • ненавязчивая реклама и анонсирование блога и текстов из него, чтобы участники площадки воспринимали вашу информацию не как рекламу, а как полезный проект одного из членов сообщества;
  • личные приглашения участникам площадки или форума посетить блог;
  • создание связующих тем между площадкой и блогом, когда начало заметки — в блоге, продолжение — в форуме, и наоборот;
  • договоренность с блоггерами размещать ссылки на ваш сайт;
  • работа с социальными сетями, такими как «В контакте» и «Одноклассники», для создания групп по своей тематике; набор в группы большого количества участников и рекламирование им своего блога;
  • проведение конкурсов в своем блоге, причем с тем, чтобы они были проанонсированы на разных площадках для привлечения к участию в конкурсе, а также посетителей и читателей;
  • участие в совместных проектах с блоггерами как для написания заметок и интервью, так и для создания сервисов;
  • покупка рекламы в блогах (smopro.ru, blogun.ru) или в сервисах для блоггеров (rss2email.ru, toodoo.ru);
  • создание групп блогов, сбор аудитории и обмен посетителями; к примеру, объединение действий нескольких блогов одной тематики: недвижимость в Москве, недвижимость в Питере, коммерческая недвижимость, агентства недвижимости и т. д.

Впрочем, перечисленными действиями продвижение не заканчивается, стоит придумать и добавить что-то свое.

На графике виден всплеск посещаемости блога после анонсирования помещенной на нем заметки в популярных социальных сетях

В целом же активное продвижение осуществляется в двух направлениях. Во-первых, привлечение посетителей на сайт любыми способами, и чем больше их будет, тем лучше.

Во-вторых, создание бренда проекта, блога или автора, и здесь главное — приобрести известность. А для этого автор проекта должен проявить высокую активность: брать на себя роль эксперта на всех тематических форумах и блогах, давать дельные советы, оставлять комментарии, писать полезные для блог-сообщества статьи. Конечно, второй вариант потребует больше времени, зато и эффект будет больше. К примеру, если блог стал известен как профессиональный в области финансов и на нем авторы представляют интересные статьи и актуальные новости, то читатели будут считать, что он лучший из посвященных данной теме, рекомендовать знакомым и ставить на него ссылки.

Что делать с популярным блогом? Способы заработать на блоге

Любой популярный сетевой проект, в том числе и блог, привлекает к себе внимание пользователей, которые могут стать как потенциальными клиентами, так и рекламодателями или даже покупателями блога. Посредством блогов предлагают свои услуги частные лица или компании. К примеру, популярный блоггер Сергей Жуковский (http://z.codeby.net/) продает свои консультации по интернет-маркетингу за 697 долл. в сутки. А известный корпоративный блог издателей деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» (http://blog.mann-ivanov-ferber.ru/) привлекает потенциальных покупателей из деловой блогосферы.

Кроме того, можно зарабатывать на рекламе в блоге. Но тогда тематика проекта должна быть востребованной, а автор должен уметь продавать свои площадки рекламодателям. В этом случае standalone-блогам дает доход не только реклама, но и продажа ссылок. По данным на июль 2008 г., популярные блоги могут приносить своим владельцам от нескольких сотен до двух-трех тысяч долларов в месяц. Причем рекламу в блогах заказывают авторы блогов, чтобы стать популярнее, а также начинающие компании, которые покупают сравнительно недорогую рекламу для своих сайтов и продуктов.

В России количество блогов растет с каждым днем, уже появились блоггеры, живущие на заработки со своих дневников. Бизнес активно осваивает как маркетинговые, так и пиар-возможности блогосферы, неизвестные блоггеры неожиданно для себя просыпаются знаменитыми. Все это свидетельствует о том, что блогосфере Рунета суждена длинная жизнь.

ОБ АВТОРЕ

Илья Рабченок — руководитель студии SMOpro (http://smopro.ru/).

Купить номер с этой статьей в PDF
1492