Восхождение Римской империи к пику могущества — довольно распространенная тема для стратегических игр. Возможность своими действиями изменить ход исторических событий притягивает, наверное, любого игрока. При этом кому-то из «геймеров» хочется управлять государством в глобальном масштабе, кто-то желает командовать отрядами на полях сражений, а кого-то интересуют политические и дипломатические «войны». В общем, каждый старается найти такую стратегию, которая удовлетворяла бы его индивидуальные потребности. Но вот с выходом Rome: Total War (RTW) ситуация в корне изменилась: глобальная стратегическая игра, сочетающая в себе не только качественную проработку сражений, но и занятную экономическую систему с рядом любопытных особенностей, порадует всех без исключения.

Разработчики решили придерживаться исторической достоверности. В нашем распоряжении кампания за Римскую империю. После прохождения игры можно будет получить в управление Египет, Грецию и другие древние государства. Итак, перед нами — карта древней Европы, где в соответствии с реальной географией расположены города, поселения, леса, горы, пустыни, реки и проч. Каждый участок местности принадлежит какому-либо государству, стремящемуся сохранить свои земли — самый ценный ресурс RTW.

Игроку предстоит управлять целым государством, т.е. решать его экономические, социальные, политические и, конечно же, военные проблемы. Чтобы новоявленный стратег не запутался во всех сложностях и тонкостях правления, в игре реализована очень удобная система помощи. База RTW — красивые, реалистичные и захватывающие сражения, однако вести свою фракцию к могуществу, не подкрепляя «победы ратные» экономическими успехами, совершенно неправильно. Необходимо следить за состоянием и ростом городов, заказывать постройки военной и, главное, социальной направленности. На все это, естественно, нужны деньги, выражающиеся количеством золотых монет в казне государства.

Основной источник прибыли — интенсивная торговля с другими державами. Значит, прежде чем вступать в военные конфликты, следует получше прикрыть противнику доступ к экономически важным точкам, т.е. блокировать порты, установить заставы на дорогах и т.д. Кстати, RTW предоставляет широкие возможности по ведению дипломатических и даже шпионских операций. К примеру, засланный в неприятельский город тайный агент (чуть не сказал «казачок»), способен не только организовать саботаж, но и открыть ворота во время осады. А дипломаты того времени занимаются политической рутиной: заключают торговые сделки, перемирия и объявляют войны.

Немаловажный нюанс в игре — собственное генеалогическое древо. Дело в том, что один ход соответствует шести месяцам. За это время лидеры фракции стареют, к их дочерям сватаются благородные мужчины, рождаются будущие наследники... Каждый представитель сильного пола в семье — полководец, который и управляет городами, и ведет в бой войска. Если, предположим, предводитель покинет город, то у обороняющихся солдат пропадут многочисленные «моральные» бонусы, из-за чего они побегут с поля боя. Да что и говорить, наплевательское отношение военачальников к своим обязанностям может привести к тому, что исчезнет лидер фракции и наступит неминуемый game over! Так что маленькая семья — причина многих бед. Ко всему прочему портрет каждого члена семьи мужского пола постепенно индивидуализируется рядом характеристик: он набирается опыта, приобретает вкусы и привычки. Свита героя также расширяется при продвижении по карьерной лестнице.

Между тем в кампании для тех, кто выступает на стороне римлян, очень значимым фактором, существенно отражающимся на ходе игры, являются связи с Сенатом. По решению консулов вам могут приходить распоряжения: блокировать порт, осадить город и проч. От количества и качества выполненных задач зависит популярность в кругах Рима. Чем она выше, тем чаще члены вашей семьи получают насиженные сенаторские места и право голоса. Кстати, платит столица весьма щедро... Постоянное неповиновение приказам запросто может обернуться появлением бравых римских легионов в ваших городах, так что выполнение поручений не стоит откладывать «до лучших времен».

Однако повторю: самое главное достоинство RTW — реализация боевых действий. От того, как армии начнут бой, зависит исход битвы. На нее также влияет множество факторов: тип местности (вихревой удар конницы, на всех парах спускающейся с горы на вражескую пехоту, дает огромное преимущество), время года (зимой галльские варвары создадут гораздо больше проблем, чем летом) и опять же наличие полководца. Если в тактическом режиме (т.е. на глобальной карте) на соседних клетках местности располагались чьи-либо войска, то они появятся и на карте сражения. Само собой, это могут быть как вражеские подкрепления, так и союзники, которые придут на помощь в бою. При столкновении армий игроку предлагается сделать выбор: автоматически решить исход битвы, отступить либо сразиться. Естественно, практически во всех случаях последний вариант предпочтительнее. И здесь игра приобретает совершенно иной вид.

Теперь RTW демонстрирует все свои достоинства. Прежде всего в глаза бросается экстраординарная графика. Зачастую в одном сражении сходятся тысячи полигональных моделей воинов, но это не тормозит сверх меры современную систему. По умолчанию включен вид с высоты птичьего полета, однако ничто не мешает максимально приблизить «камеру» к самому эпицентру действа и посмотреть, как беспощадно бьется римский гастат с галльским мечником, как кавалерия с треском налетает на ощетинившихся копейщиков, как карфагенские слоны стремятся в атаку, сметая все и вся на своем пути, или как... Продолжать можно до бесконечности. С точки зрения достоверности и динамики сражений RTW практически не имеет себе равных. Это же касается и чрезвычайно богатых тактических возможностей. Если грамотно спланировать свои атаки (благо кнопка «пауза» присутствует), то удастся победить даже при многократном превосходстве сил противника. Иногда исход баталии зависит от, казалось бы, малейших деталей.

Тактических приемов — масса. Каждый игрок может подобрать для себя военную тактику, особенно тогда, когда в сражении участвуют несколько сотен, а порой и тысяч человек. Многообразие способов удержать победу просто поражает. Боюсь, что места в журнале не хватит, чтобы рассказать о всех осадах и остальных тонкостях ведения битв... Война в RTW — произведение искусства.

Что же касается технических составляющих успеха, то здесь все предельно просто. Они на самом высоком уровне. С помощью графического «движка» RTW американский канал The History Channel создал грандиозную имитацию битвы (!) карфагенской армии Ганнибала и римских легионов, которую увидели миллионы зрителей во всем мире. Нужно ли говорить, что визуализация позволяет с успехом описать события любой битвы, выдавая качественную и очень красивую картинку? Звуки и музыкальное сопровождение просто великолепны. Уровень интеллекта противников не дает задремать, скорее наоборот. Интерфейс? Он удобен, функционален и практичен.

И разве нужно что-то еще для одной из лучших за последнее время стратегических игр?


Rome: Total War

Системные требования: Pentium III—1000 (рекомендуется Pentium 4—1400), 256-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 512-Мбайт), видеоадаптер, совместимый с DirectX 9.0b, 2,3 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98 SE/Me/2000/XP.

Разработка: The Creative Assembly

Издание: «1С»

962