процессы», «Устройство персонального компьютера», «Программное обеспечение компьютера», «Системы программирования», «Языки программирования», «Алгоритмы» и «Типы и структуры данных».

На каждую тему отводится одно занятие из 10—20 уроков. Термин «занятие», предложенный составителями курса, используется в программе, а термин «урок» мы ввели для обозначения отдельных, самостоятельных частей занятий. Чтобы полностью пройти урок, обучаемый должен прослушать лекцию и просмотреть текстовые и иллюстративные материалы, доступные через гиперссылки. По ходу урока можно заглянуть в «Словарь», где представлены краткие разъяснения отдельных понятий и терминов, имеющих отношение к курсу, и справки о персоналиях.

Каждое занятие начинается с дидактических установок «Приобретаемые знания» и «Приобретаемые умения». В них перечисляется, что должен усвоить обучаемый. Завершается занятие тестированием, когда требуется выбрать правильный ответ из нескольких, предлагаемых программой. На один урок вместе с самопроверкой уходит около получаса.

Управлять программой несложно. Если назначение какой-либо из шести основных кнопок («Содержание», «Продолжить», «Помощь», «Словарь», «Звук» и «Выход»), расположенных на ее главном экране, покажется непонятным, то после пятиминутного прослушивания раздела «Помощь» любой пользователь сможет уверенно начать работу. К сожалению, небольшое число элементов управления не стало здесь гарантией удобного интерфейса. Например, при прослушивании лекции нельзя ее приостановить (допустим, для того, чтобы отыскать справку в «Словаре»), а затем продолжить — приходится опять все начинать сначала.

Издателю следовало бы четче определить целевую аудиторию своего курса. Данный продукт явно сложен для неподготовленного пользователя, на которого, как сообщает прилагаемый к диску рекламный текст, и ориентирован. Да и не нужно тому, кто делает первые шаги в общении с компьютером, знать, сколько поколений ЭВМ создано к началу XXI в. и к которому из них относится его ПК. Также не потребуются новичку, поставившему себе цель освоить азы компьютерной грамотности, основы бинарного, восьмеричного и шестнадцатеричного исчисления, как, впрочем, и многое другое из этой обучающей программы. Зато у студента колледжа или вуза могут вполне оправданно возникнуть претензии другого рода: предоставленный материал может показаться ему недостаточно подробным или мало совпадающим с тем, что читается в его учебном заведении. В общем, из-за нечеткого определения пользовательской аудитории «Основы организации ЭВМ и программирования» могут вызвать недовольство покупателей.

Кроме того, у неопытного пользователя вполне реальны затруднения при установке программы на компьютер. Дело в том, что «Практикум по информатике» предназначен как для самоподготовки, так и для использования на занятиях в классе. Поэтому продукт состоит из серверной и клиентской частей, у которых процедуры установки раздельны. Опция «Автозапуск» не предусмотрена. Вряд ли начинающий сообразит, что ему нужно установить именно серверную часть. Скорее всего, потерпев неудачу уже при инсталляции, он отложит программу в сторону и поищет ей замену, благо на рынке программ-самоучителей по работе с компьютером хватает. Да и регистрация через «номера контрактов» и пароли больше подходит для коллективного использования в группе при обучении под надзором искушенного администратора. Но те, кто все же преодолеет трудности установки, смогут попробовать постичь основы организации ЭВМ и программирования в интерпретации коллектива специалистов Современной Гуманитарной Академии.


Основы организации ЭВМ и программирования

Системные требования: Pentium, 128-Мбайт ОЗУ, 8Х-дисковод CD-ROM, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9x/XP.
Разработка и издание: Современная Гуманитарная Академия

609