В.С. Гусев. Google: эффективный поиск
М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 240 с.: ил.

Интерес пользователей ПК к Интернету в значительной мере связан с тем, насколько им удастся найти нужную информацию среди его ресурсов. И по сей день, к сожалению, это зависит от того, какую поисковую машину они выбрали. Среди наиболее популярных у пользователей Рунета поисковиков наряду с «Яндексом», «Рамблером» и «Апортом» весьма часты обращения и к Google, поэтому полезно познакомиться с ним поближе. Выберем с этой целью подготовленную издательством «Диалектика» книгу В.С. Гусева «Google: эффективный поиск». Она вышла в серии «Краткое руководство» (ряд работ из нее мы уже представляли на «Книжной полке» журнала «Мир ПК») и предназначена «для всех, кто имеет хотя бы небольшие навыки работы на компьютере и столь же значимый опыт в Интернете».

Свой выбор ИПС Google в качестве предмета книги В.С. Гусев объясняет рядом причин, среди которых выделяет следующие: наибольшее количество проиндексированных веб-страниц, что повышает полноту поиска; высокая его релевантность; хороший охват ресурсов Рунета; более широкий набор услуг по сравнению с другими поисковиками; быстрота и надежность работы. Также любопытно замечание автора книги о том, что он рассматривает поисковик Google как феномен культуры, мотивируя это тем, что в американском английском даже появился термин to google, означающий неологизм «гуглить», т.е. искать в Интернете с помощью означенной ИПС.

Первая из десяти глав работы В.С. Гусева посвящена краткой истории, возможностям и особенностям Google. Вновь обращенным пользователям поисковика должно быть интересно, «из какого сора растут» пусть не стихи, а поисковая машина, когда известно, что она возникла как побочный продукт деятельности двух студентов Стэнфордского университета, занятых разработкой двух алгоритмов: PageRank — ранжирования веб-страниц и HITS (hyperlink induced topic search) — определения важности документа в контексте конкретной темы.

Теперь благодаря созданию ИПС на их основе каждый пользователь ПК, подключенного к Интернету, благодаря сети компании Google, состоящей из относительно недорогих компьютеров, может из своего браузера, набрав адрес www.google.com, попасть на поисковый сайт, например www.google.com.ru, и вести на нем общение по-русски или по-английски.

Даже начинающему пользователю будет полезно получить представление о возможностях Google по оказанию поисковых услуг на основе реализованных проектов, связанных с его развитием до середины 2005 г.

Вот некоторые из упоминаемых автором книги услуг: поиск информации — текстовой, изображений, в группах новостей и с помощью каталога, а также работа с трехмерными цифровыми картами; поиск академических документов, размещенных в Интернете; поиск по книгам, результатом которого являются ссылки, соответствующие запросу, и контекстная реклама на их приобретение.

Среди возможностей поисковика, отмеченных В.С. Гусевым, — предвосхищение завершения запроса. Можно вести дневник пользователя, где отражаются его действия и результаты поиска. Главная страница, т.е. домашняя страница Google, преображается в подобие портала, на котором будут представлены ссылки, отобранные пользователем, что позволит выполнять некоторые действия прямо с нее. С помощью особой клиентской программы можно ускорять загрузку веб-страниц. Имеются специальные возможности вроде локального поисковика для отдельного ПК и ряд других.

В числе недостатков ИПС Google автор называет отсутствие морфологического поиска на русском языке. Вместе с этим он говорит о новизне используемых в ней алгоритмов поиска.

Остальные главы книги посвящены детализации действий при нахождении информации с помощью Google. Прежде всего предлагаются сведения для нетерпеливых читателей, стремящихся приступить к поиску здесь и сейчас. Далее можно найти материалы по терминологии и основам теоретических посылок, связанных с поиском в Интернете. Познакомившись с действиями по первоначальной настройке, в частности на домашней странице, можно начать осваивать работу за терпеливых и по всему спектру возможностей, например тематический.

Отдельная глава рассматривает программные средства Google и лаборатории, которые, конечно, интересны для более продвинутых читателей, нуждающихся в совершенствовании проводимого ими поиска.

Завершает труд рассказ о платных услугах, оказываемых пользователям ИПС. В первую очередь к ним относят рекламу, а также платные ответы на запросы.

Начинающему бизнес-пользователю также полезно ознакомиться с главой о популяризации в случае необходимости собственного сайта с помощью возможностей, предоставляемых Google.

Книга В.С. Гусева производит впечатление добротной работы и будет полезна читателям еще и потому, что заставит повнимательнее присмотреться к данной ИПС, благо компания теперь присутствует и на российском ИТ-рынке.

924