Образовательные компьютерные программы для детей уже давно освоены родителями. Теперь не надо тратить время на объяснение, как пишется слово «мяч», как — «мама» и сколько будет «два плюс два». Достаточно посадить ребенка у компьютера, запустить нужную программу... И все остальное сделает он: познакомит с цифрами, научит читать и разговаривать хоть на эсперанто.

Продукт DigitalXpert «А я считаю лучше всех! Математика для дошколят», изданный «МедиаХаузом», из того же ряда. Судя по анонсу, вмешательство взрослых при работе с ним если и потребуется, то лишь на этапе правильной посадки чада у компьютера. А далее: «В простой игровой форме ребенок познакомится с основами арифметики... 53 урока помогут маленькому пользователю освоить числа, научиться считать до 100, складывать, вычитать, сравнивать... Методика обучения «учись играя» формирует у ребенка положительную эмоциональную реакцию на процесс обучения», а «простейшее управление, основанное на принципе «увидел, нажал, перетащил», позволяет маленькому пользователю самостоятельно работать с программой». Словом, мечта! Но не будем забывать о главном законе российской жизни: «хотели как лучше, а получилось...» Впрочем, посмотрим, что же получилось.

Первое, что бросается в глаза, — жесткая последовательность прохождения «курса», т.е., не выполнив первого задания, не узнаешь, что требуется во втором, не говоря уже о последующих. С точки зрения педагогики это, возможно, и правильно: сначала нужно узнать, что такое цифры, а уж потом переходить к действиям над числами. Но вспомните себя в этом возрасте. Неужели вам не хотелось узнать, что ждет вас в глубине того же букваря? Однако это еще ничего, хоть и не добавляет положительных эмоций. Неприятности начинаются дальше. С первого задания.

Казалось бы, чего проще: разместить на полочках соответствующие таблички — «один», «много», «несколько»? Ан не выходит. То есть первая и последняя встают без проблем, а вот с «много» приходится помучиться. Не цепляется! А ведь не выполнив этого задания, дальше не продвинешься (к вопросу о жесткой последовательности). Приходится в слезах (к вопросу о положительных эмоциях) бежать к «старшим товарищам». Раза с пятого-шестого им удается зацепить упрямую табличку и водрузить ее на надлежащую полку. Расплатой за мучения становится одна недоданная звезда. Об этом начинаешь догадываться позже, когда за правильно выполненные задания получаешь по пять звезд.

Кстати, будьте готовы: с аналогичными проблемами вам еще придется столкнуться. Например, когда вы будете сидеть под «кокосовой пальмой». Там тоже надо будет «пожертвовать» одной звездой, чтобы дать правильный ответ. (Вам не кажется, что это попахивает мздоимством? Однако если вы сумеете донести до ребенка, что программа не только учит считать, но и готовит к «взрослой» жизни, то «положительная эмоциональная реакция на процесс обучения», возможно, будет продолжать формироваться.)

Справедливости ради стоит сказать, что подавляющее большинство задач решается без каких-либо проблем. Хотя в ряде случаев (в основном это связано почему-то с начальными этапами) «простейшее управление» потребует от вас почти снайперской точности. (Впрочем, попробуйте убедить юного математика, что данная программа не только обучает счету, но также развивает глазомер и координацию движений, и тогда «положительная эмоциональная реакция на процесс обучения» будет формироваться и дальше.)

Совершенно не хочется, чтобы вы подумали, будто к получаемым звездам приходится продираться через «технические» тернии. В основном все работает вполне корректно. А потому покончим с «техникой», сказав о ней еще пару слов. Порой перейти к следующей сцене «с одного щелчка» не удается. Это некритично, просто надо нажать на ту же самую кнопку еще раз.

А теперь — о контенте. В целом претензий к содержанию нет. Методика обучения действительно заслуживает самой высокой оценки. Редкому родителю хватит терпения так тщательно учить свое чадо. Сначала маленькому пользователю все объяснят и покажут (можно сказать, разжуют). Затем дадут попробовать самому. Для начала в самой легкой форме («нажми нужную цифру»), потом — посложнее («расставь нужные знаки»), после чего предложат самостоятельно записать весь пример.

Не забыли разработчики и про необходимость закрепления полученных знаний. Однако из-за смены ситуаций повторение не выглядит нудным: в одном случае приходится полить капусту, в другом — собрать яблоки, в третьем — подсчитать провиант, необходимый для морского плавания... Словом, за содержание можно было бы смело поставить «пять с плюсом», если бы не пресловутые огрехи.

Как вам такой диалог («Морковная грядка»на «Ферме»): «Знаешь, Каррудо, что я заметил? После числа 10 все числа записываются с помощью двух цифр: один и еще одна цифра. — Ты очень наблюдательный! Да, эти числа состоят из двух цифр и называются двузначными». Получается, что 10 не является двузначным? Впрочем, чему удивляться, ведь несколькими заданиями раньше («Пруд» в «Озерном крае») вам прямо предлагают нажать на «цифру 10»!

Некоторые из задач не совсем корректно сформулированы. Например, вам предлагают подсчитать, сколько утят идет купаться («Пруд»). Посмотрите на рисунок. Сколько утят идет? Ни одного. А правильный ответ — девять. Хоть и не часто, но подобные «нестыковки» встречаются и в некоторых других заданиях. Но наибольший эффект произвели раки из эпизода «Мост» (тот же самый «Озерный край»). Их требовалось положить в воду. Услышав в очередной раз фразу «Они опять выползли!», маленький эксперт не удержался и вполне резонно спросил: «Может быть, их не трогать? Им на берегу лучше».

Наверное, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Обидно, когда хорошую задумку портят «опять выползающие» огрехи.

Будем ждать «работы над ошибками».

P.S. Как показали «дополнительные испытания», проведенные уже исключительно взрослыми, «технические неисправности» не носят постоянного характера. В одних случаях те же «Кокосовая пальма» и «Одинокий куст» (первое задание) ведут себя, как описано выше, в других — работают вполне нормально, а при повторном прохождении — и вовсе идеально. Что, впрочем, не снимает претензий.


А я считаю лучше всех! Математика для дошколят

Системные требования: Pentium III-450, 64-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98/Me/2000/XP.
Разработка: DigitalXpert
Издание: "МедиаХауз"

794