Часть 6. Спортивная сюемка и работа с зумом

На этот раз мы обсудим сюемку динамичных сюжетов, т.е. обюектов в движении. И здесь на первые позиции выходят скоростные характеристики вашего фотоаппарата. К сожалению, компактные модели цифровых фотокамер, как правило, просто не приспособлены для так называемых спортивных сюемок. Это обусловлено в основном медлительностью автофокусировочной системы, о причинах которой мы уже говорили. Пока автофокус «наведется», может пройти несколько секунд (!). К заявленным производителем скоростным характеристикам фотокамеры нужно относиться очень осторожно, поскольку в зависимости от внешних условий время срабатывания автофокуса сильно разнится. Вы можете очень просто проверить способности своей фотокамеры. Для этого откройте программу для просмотра изображений, например ACDSee, и запустите слайд-шоу каких-либо картинок. Задайте период между их сменой в 1 с и начните фотографировать их. Только между сюемками выполняйте перефокусировку на другие предметы. Если из 10 кадров хотя бы 7–8 окажутся верными, то ваша камера пригодна для сюемки динамичных сюжетов.

Рис. 1. При создании этого снимка был использован «эффект памяти». Выдержка 1/800, диафрагма 4,5

Что же делать, если скоростные характеристики фотоаппарата оставляют желать лучшего? Вы всегда можете отключить автофокус и перевести обюектив на гиперфокальное расстояние (если, конечно, ваша камера поддерживает ручную фокусировку). Это имеет смысл делать в широкоугольном положении обюектива, поскольку, например, при сюемке с использованием зума с ЭФР = 380 мм, SensorSf = 7 (1/2,7 дюйма) и диафрагмой, равной 4, мы получаем гиперфокальное расстояние 186 м. В таком случае ГРИП составит примерно от 90 м до бесконечности. Однако это далеко не всегда вас устроит. Есть еще один интересный способ быстрого наведения с отключенным автофокусом, который вы можете проверить на своей фотокамере. Сфокусируйтесь на каком-либо обюекте, не делая снимка (т.е. используйте фокус-лок), а затем сразу переключитесь на ручной фокус, который еще может «помнить» («эффект памяти») результат последней автофокусировки. Если такой способ сработает, то он пригодится для сюемки обюектов, находящихся на одном расстоянии от обюектива с фиксированной ЭФР, – фокусировать фотоаппарат заново не придется. На рис. 1 такой «эффект памяти» использовался для сюемки подлетающей чайки. Так как было заранее известно, куда птицы ныряют за добычей, то фотокамера была предварительно автоматически сфокусирована на это место, а затем, переключившись на ручной фокус, оставалось только ждать визита очередной птицы. Можно, конечно, сфокусироваться вручную, но манипулирование кнопками для наводки на резкость (особенно при сюемках на зуме) обычно занимает намного больше времени, чем трюк, описанный выше.

Если ваш фотоаппарат не имеет ручной фокусировки, то поинтересуйтесь в спецификации к камере или в Интернете, что происходит, когда камера не может сфокусироваться. В некоторых моделях при невозможности автофокусировки обюектив автоматически переводится на гиперфокальное расстояние.

Может случиться так, что вы не знаете, когда произойдет ожидаемое событие. Допустим, в нашем примере с чайкой мы хотим снять ее подлет, ныряние и подюем. Поскольку все это происходит в считанные секунды, мы можем просто не успеть сделать снимок. Для отработки подобных действий в камерах есть режим серийной сюемки, позволяющий при одном нажатии на кнопку спуска затвора получить несколько кадров. То есть вам нужно нажать кнопку и удерживать ее в этом положении, а камера будет сама делать снимки до тех пор, пока вы не отпустите кнопку или пока не переполнится внутренний буфер фотоаппарата. Скорость (кадр/с) зависит от характеристики фотокамеры и может составлять 1–3 кадр/с, а в некоторых фотоаппаратах – 10 кадр/с и более (обычно в ущерб качеству).

Рис 2. Репортажная сюемка из машины без использования вспышки. Диафрагма 4. Выдержка 1/800

Рассмотрим теперь ситуацию, когда ведется сюемка из движущейся машины (рис. 2, 3). Здесь задействуются многие технические приемы, описанные выше. Фотография на рис. 2 сделана без использования вспышки, что привело к недоэкспонированию снимка (снова имеем момент с разностью «потенциалов» света). На рис. 3 этот недочет исправлен. Бывает так, что вспышка чересчур пересветит передний план (на рис. 2, 3 это интерьер машины), тогда имеет смысл воспользоваться коррекцией экспозиции вспышки (мощности). Последнюю, как правило, можно провести в интервале от б-2Ev до +2Ev (в 4 раза меньше или соответственно больше света) в зависимости от возможностей вспышки конкретной фотокамеры.

Рис. 3. Репортажная сюемка из машины с использованием вспышки. Диафрагма 4. Выдержка 1/800

Как видно на рис. 2 и 3, ближние и дальние обюекты – все резкие. Добиться этого позволяет большая ГРИП фотоаппарата (матрица 1/2,7 дюйма). Чтобы не зависеть от автофокуса, обюектив также был переведен на гиперфокальное расстояние. Более того, все обюекты на дороге, находящиеся в движении, тоже резкие – благодаря короткой выдержке, равной 1/800 (сюемка в режиме приоритета выдержки S или Tv). Если требуется несколько «размыть» обюекты, создавая тем самым эффект движения, то нужно использовать более длинные выдержки (в зависимости от скорости машины и композиции снимка).

Снимаем на зуме

Если вы имеете фотоаппарат с большим «Х», значит, определенно используете зуммирование. В современных цифровых камерах наиболее распространен оптический 3–4-кратный зум для стандартных обюективов и 7–12-кратный для телевиков. Бывает еще цифровой, но, по мнению автора, это совершенно ненужная опция. Если кто-то до сих пор не знает, цифровой зум представляет собой фактическое увеличение размера пикселов в кадре, чем достигается эффект увеличения с некоторой потерей в качестве. Например, когда вы нажимаете кнопку «+» в программе ACDSee, то наблюдается тот же самый эффект, но только он может быть даже еще качественнее (за счет алгоритмов сглаживания), чем зум, «вшитый» в камере.

Рис. 4. Этот снимок был сделан с ЭФР = 380 мм с расстояния примерно 6 м

Часто задают вопрос: «Зум 10Х – это хорошо или плохо?» Ну что тут скажешь – зависит от обстоятельств. Действительно, кому-то покажется прекрасной возможность заснять с девятого этажа в полный кадр мальчика, играющего во дворе, или рассмотреть номер машины с расстояния в 200–250 м. С другой стороны, для сюемок живой природы этого может быть явно недостаточно. Здесь основную роль играет диагональ того прямоугольника, который «опоясывает» снимаемую область (или, проще, диагональ снимаемого кадра). Чем меньше эта диагональ (назовем ее RecDiag), тем ближе нужно подойти к обюекту для сюемки в полный кадр. Например, снимок, показанный на рис. 4, с RecDiag, равной примерно 60 см, делался с расстояния около 6 м. Если вы захотите снять в полный кадр, допустим, небольшую птичку с RecDiag Б?? 20 см, то нужно будет подойти довольно близко, что не всегда приемлемо. Решить подобную задачу можно двумя способами: приобрести теленасадку на обюектив либо воспользоваться цифровым зумом (или кадрированием). Первый способ в любительских камерах редко реализуется, а второй приводит к некоторой потере качества.

Фотографов, снимающих на длинном фокусе, подстерегает еще одна напасть, о которой мы уже упоминали, – это «шевеленка». Чтобы ее избежать, нужно снимать на выдержке не длиннее чем 1/ЭФР. Но часто это невозможно из-за недостаточного освещения или светосилы обюектива. Во многих фотокамерах при повышении кратности зума уменьшается светосила, и может оказаться так, что при максимальном увеличении светосила обюектива составит 5–6 диафрагменных единиц. Как же с этим бороться? Ответы лежат на поверхности:

  • тренировать твердость руки для сюемки при больших выдержках;
  • пользоваться стабилизаторами изображения;
  • повышать ISO;
  • использовать штатив;
  • применять серийную сюемку;
  • использовать вспышку.

С первым – понятно, здесь все зависит от опыта и ваших способностей. Что касается стабилизаторов, то не нужно считать их панацеей. Число делений, на которое можно отступить от «опасной» выдержки, в зависимости от возможностей самого стабилизатора может колебаться от 3–4 ступеней и выше, а доля «попаданий» (т.е. удачных, несмазанных снимков) окажется в пределах от 40 до 100%. Лучшие системы стабилизации, конечно, у аппаратов Koniсa Minolta. Фотокамеры Lumix и Canon тоже стараются держать марку. А недавно и компания Nikon стала выпускать фотоаппараты с разработанной ею же системой стабилизации.

Повышение ISO является эффективным способом борьбы с «шевеленкой». Увеличение ее значения на шаг (например, с 50 до 100) позволяет уменьшить выдержку на ступень. К сожалению, с повышением ISO усиливаются шумы, и приходится решать, чем пожертвовать – качеством или повышенной вероятностью «шевеленки».

Использование штатива – это действительно эффективный способ борьбы с «шевеленкой». Жаль, что в любительской практике он используется нечасто (не будешь же, в самом деле, носить с собой столь громоздкий и «неоперативный» инструмент).

Рис. 5. Для получения четкого кадра использовалась серийная сюемка

Наиболее простыми и легко реализуемыми способами борьбы с дрожанием рук все же являются серийная сюемка и применение вспышки. Поскольку «шевеленка» не постоянное явление, то есть вероятность, что из нескольких одинаковых снимков, сделанных подряд на «опасной» выдержке, хотя бы один получится резким. Этот способ очень прост и эффективен. Предположим, шансы получить смазанный снимок равны 50%. Если мы последовательно делаем три снимка, то вероятность того, что все три окажутся смазанными, составит 12,5% (0,5х0,5х0,5). А для четырех снимков – уже всего 6%! Для получения четкого кадра, изображенного на рис. 5, применялась серийная сюемка – фотографирование велось на ходу из машины с максимальным зумом (ЭФР = 380 мм, кратность – 10Х). Из трех сделанных снимков затем был выбран наиболее удачный.

Что касается вспышки, то ее применение гарантирует практически полную нейтрализацию эффекта «шевеленки». Главное здесь – это правильное расстояние. Если оно позволяет, то можно смело снимать, не боясь получить смазанную картинку.

В следующей части статьи мы займемся сюемкой в условиях недостаточного и искусственного освещения. Рассмотрим выбор баланса белого, использование вспышки, включая коррекцию ее мощности, и др.

Продолжение следует.

ОБ АВТОРЕ

Дмитрий Зотов – инженер-программист в Тверском НИИ информационных технологий, аспирант кафедры математического моделирования ТГУ, dzotov2@rambler.ru.


Продолжение. Начало см. в б№6–10/05.

667