«Современные информационные технологии и ИТ-образование» — такое название получила первая международная научно-практическая конференция, которая в сентябре собрала в МГУ им. М.В. Ломоносова участников, работающих в этой области. Наряду с российскими представителями на конференции выступили многие зарубежные, среди которых президент ACM профессор П. Деннинг, профессора Н. Вирт и Ю. Гуткнехт, вице-президент, генеральный директор компании Hewlett-Packard по России и СНГ Оуэн Кемп и др.

Активно участвовали в конференции крупнейшие ИТ-компании, ведущие бизнес в России и поддерживающие образовательные процессы, рассказав на конференции о своей деятельности. Действующим программам и достигнутым результатам были посвящены выступления представителей компаний Microsoft (А.А. Терехов), SAP (В.В. Таратухин), Hewlet-Packard (Оуэн Кемп).

П. Деннинг, назвавший свой доклад The Great Principles of Computing, представил в нем computing как самодостаточную научно-практическую дисциплину, не сводимую лишь к вычислениям, программированию или созданию компьютеров, что несомненно требует перемен в ее преподавании, и прежде всего стандартизации.

В докладе проф. В.А. Сухомлина как раз и были представлены методические предложения по созданию на основе подобных приципов национальной образовательной программы для подготовки ИТ-специалистов в вузах России. Во многих других докладах данной конференции сообщалось о наработках и результатах авторов, не обошлось и без острых критических замечаний, особенно при обсуждении на круглом столе (он назывался «Современные языки программирования и обучение программированию») вопроса о том, чему и как учить.

Наряду с мнениями профессоров В.А. Биллига, В.А. Сухомлина, доцентов Е.А. Зуева, С.И. Рыбина и С.З. Свердлова прозвучали выступления профессоров Н. Вирта и Ю. Гуткнехта. Что касается использования объектно-ориентированного подхода в качестве основного для обучения программированию, то критики по существу не прозвучало, разве что со стороны не разделяющих взгляд на примат прагматической направленности современного образования. Свое отношение к позиционированию образовательного процесса Н. Вирт высказал в расширенном резюме под названием Good Ideas — Revisited, опубликованном в сборнике трудов конференции, следующими словами: «Мы не можем избегать вопроса к самим себе: какие сегодня идеи можно считать великими? Станут ли они заурядными в будущем?» Вывод он сделал, анализируя возможности функционального, логического и объектно-ориентированного программирования.

Ю. Гуткнехт выразил свое отношение к постановке обучения программированию, выдвинув семь общих принципов. Он разбил при этом само программирование на small-scale (в малом масштабе) и large-scale (соответственно в большом); для small-scale-программирования необходимо научить переходу от постановки задачи к типичным фазам ее описания, прибегая на ранних стадиях разработки к именам, параметрам, далее переходя к процедурам, включая пространства локальных состояний. Завершается small-scale-программирование переходом от спецификаций к машинным программам.

Четыре остальных принципа, относящиеся к large-scale-программированию, Ю. Гуткнехт связывает с обучением программированию системных интерфейсов; управлению событиями как модели отклика в ходе работы программы; объектов и их активности, а также созданию инструментов для поддержки компонентов ПО.

Диапазон представленных на конференции докладов был столь широк, что на ней работало восемь секций, охватывавших не только разные предметные области образования и использование в них ИТ, но и формы образования от традиционного школьно-вузовского до дистанционного. Издательская деятельность (компьютерная литература) как форма непрерывного ИТ-образования была рассмотрена в выступлении президента ИД «Питер» В.В. Усманова.

527