Все, что поддерживает цифровую обработку информации, имеет то или иное отношение к изобразительному искусству и, разумеется, производится компанией Sony, участвовало в данной выставке. Вот что говорит об этом «отец концепции» известный галерист и политтехнолог Марат Гельман: «Всем (зрителям и организаторам послесоросовского проекта «Современная медиатопия» 1993 г. — Прим. ред.) хотелось показать русский способ обращения с медиа, который отличается от интернационального; во-первых, рефлексия на появление компьютера — ирония, отторжение — это только в России; во-вторых, работы художников с компьютером, рассматриваемым как одно из средств выражения художественной идеи, и, наконец, осмысление того, что случилось в мире в связи с компьютеризацией, в частности, когда люди заиграли в компьютерные игры». Собственно, данный посыл и определил трехчастную структуру — разделы выставки.

Любитель традиционного изобразительного искусства, возможно, на выставке будет чувствовать неудобство, потому что все не так, а эдак. Но, наверное, именно это и привлекает ищущих новые изобразительные средства. И весьма интересно в связи с этим посмотреть: а какими путями ведутся поиски? Доминирует виртуализация образов, т. е. цифровое представление реальных или вымышленных образов и их размещение в пространстве, создаваемом с помощью информационных технологий. Наиболее популярными формами для выставляемых произведений являлись инсталляции и перформансы. Первые более тесно связаны с традиционными формами изобразительного искусства, тогда как вторые претендуют на значительные перемены в формах, и прежде всего означают переход к динамическому управляемому представлению образов. Разумеется, на выставке демонстрируются «в деле» и современные компьютеры, мультимедийные шлемы, плазменные экраны, мониторы, цифровые камеры и многое другое. Представители разных видов изобразительного искусства все это приспосабливают для собственных нужд.

Но завершить свои впечатления от выставки хочу своей интерпретацией того, что изображено на известной фотографии Дмитрия Пригова «Компьютер в русской семье» (1994 г.). Итог выставки скорее в том, чтобы найти в книге, изображенной на этой фотографии, мысли о выходе из Windows и о выполнении приложения, интересующего членов той самой русской семьи, так как именно в них скрыт подлинный смысл всякого искусства.

Г. Р.