Это лето выдалось богатым на анонсы новых версий популярных 3D-программ.

Самым значительным и заметным, пожалуй, стал выход очередной, пятой версии 3DStudioMax компании Discreet (подразделение Avtodesk). Пакет давно и хорошо знаком профессионалам анимации: с его помощью, например, были в кратчайшие сроки созданы реалистичный окружающий мир и выразительные персонажи таких хитов кинопроката, как «Особое мнение» («Minority Report») и «Человек-паук» («Spider-Man»), а также ставших уже знаменитыми компьютерных игр «Halo» и «Command & Conquer: Renegade».

Пятая версия обладает значительно улучшенными инструментами моделирования, анимации (в состав 3DStudioMax включен пакет reactor) и визуализации. Тем, кто работает в кинопроизводстве, предлагается новый уровень реализма визуализации и динамики объектов в сочетании с упрощением рабочего процесса. Расширены возможности обработки и обмена данными между всей технологической линейкой продуктов, включая разработки компании Discreet: inferno, flame, flint и combustion.

Модуль анимации теперь способен работать с группами костей подобно пакету LightWave, а статические образы можно создавать, применяя стандартные средства пакета и сохранять их в файл вместе с движениями персонажа.

Очень важно то, что в области текстурирования появились средства работы со «слоеными» изображениями в виде файлов формата PSD. А самой интересной новинкой стало то, что «слоеными» сценами теперь можно управлять послойно и в больших пакетах, что так же важно, как и работа со слоями в растровых редакторах. Кроме того, в 3DStudioMax можно создавать плоские текстуры из процедурных, что позволяет быстро и эффективно текстурировать сложные модели для приложений реального времени. К тому же разработчики пакета сообщают о значительно улучшенном качестве рендеринга, в чем, конечно, лучше убедиться самим.

Сейчас 3DStudioMax выходит на новую ступень развития, ведь модернизация пакета разрешила давние проблемы, из-за которых ранее он не мог полноценно конкурировать с другими брендами.

Тем временем один из таких брендов, LightWave3D компании Newtek, укрепляет свои позиции, расползаясь на новые платформы с уже завоеванных Windows, Mac и SGI. В четвертом квартале 2002 г. планируется выпуск рендерера для Linux — ScreamerNet. Напомню, что переход Maya на Linux происходил подобным же образом: сначала вышел рендерер, а потом и сам пакет. Только вот ScreamerNet пользователям последней версии LightWave3D будет доступен бесплатно.

Компания Side Effects Software также отличилась, выпустив продукт нового типа под именем Halo. Он предназначен для создания сложнейших шейдеров в интерактивном режиме, что позволит использовать шире профессиональные возможности Mantra, стандартные для флагманских продуктов компании Houdini. Пакеты этого семейства очень популярны в Европе, с их помощью произведено множество фильмов. Причем все продукты компании Side Effects Software работают на платформах Windows, Linux, Irix и Solaris.

Но как же обойтись без ПО с открытым кодом? Наконец-то POV-Ray вырос до версии 3.5, и для свободной загрузки уже стали доступны как исходники, так и бинарные файлы под Linux, Windows и Mac. Таким образом, весьма современный по своим функциональным возможностям рендерер продолжает развиваться, оставаясь открытым для разработчиков.

А теперь, плавно переходя от 3D к программированию, напомню еще о том, что компания nVidia этим летом выпустила набор инструментов программирования шейдеров для своих чипов серии GeForce. Этот инструментарий основан на языке шейдеров, разработан в тесном сотрудничестве с компанией Microsoft и совместим с DirectX 9. Интрига заключается в том, что этот проект — конкурент новой версии OpenGL и вместе с тем предназначен для использования как с самой OpenGL, так и на платформе Linux. Если учитывать огромные возможности шейдеров не только в области освещения и текстурирования, но и в анимации и моделировании, то данное событие можно считать первым шагом DirectX на платформу Linux.

Не отстает от остальных и компания Borland, она выпустила Kylix 3 — новую версию платформы быстрой разработки приложений для Linux. Теперь у программистов есть интегрированный отладчик, а также появилась возможность создавать Web-приложения и сервисы, графические пользовательские интерфейсы, базы данных и т.д. на двух языках — Cи++ или Delphi. Также в Kylix 3.0 добавлена возможность работы с технологией CORBA и усилена поддержка технологии SOAP. Со дня на день на сайте Borland должна появиться версия Open Edition для свободной загрузки.