Стремительное развитие цифровых технологий привело к радикальным изменениям на рынке профессиональной аудиоаппаратуры. Сократилось производство двухканальных звуковых плат, постепенно уступая место моделям пользовательского уровня. В то же время появилось больше многофункциональных многоканальных аудиоплат, представляющих собой по сути настоящие студии в одном устройстве. Однако такое обилие возможностей не могло не повлиять на повышение цены оборудования. Вместе с тем очень многим пользователям нужна лишь качественная стереозапись. Именно им предназначена 24-битовая звуковая плата LynxONE для стереозаписи с частотой дискретизации до 96 кГц и работы с цифровыми и MIDI-интерфейсами, снабженная оригинальным механизмом синхронизации. LynxONE получила признание как одно из лучших решений в своем классе. Чем же вызвана такая популярность этого устройства?

Итак, что скрывается в солидных размеров коробке? 24-битовая PCI-плата имеет 187,9 мм в длину и 127 мм в высоту, так что в обычный корпус она умещается без особых проблем. Обладатели нестандартных корпусов и мини-башен могут пережить несколько неприятных минут, связанных с перераспределением шлейфов, проводов и других устройств вокруг столь внушительной «платы расширения». LynxONE выполнена в соответствии со стандартом PCI 2.1, т. е. поддерживает скорость передачи данных до 132 Мбит/с. На задней стенке платы находятся только два разъема D-type:

  • 25-штырьковый разъем D-type, к которому подключается входящий в комплект поставки экранированный симметричный кабель длиной 182,4 см с шестью цветными XLR-контактами: аналоговый левый и правый вход/выход и цифровой вход/выход. В большинстве случаев этой длины достаточно для подключения к любому микшеру, что позволяет оценить все преимущества работы с симметричным экранированным кабелем. Разумеется, при необходимости можно использовать стандартные XLR-кабели любой длины.
  • 15-штырьковый разъем D-type для подключения также прилагаемого к плате 60,8-сантиметрового кабеля, обеспечивающего функционирование двух независимых MIDI-каналов (вход и выход). Здесь же находятся два специальных Female BNC-контакта для подключения 75-Ом коаксиального кабеля, который, в свою очередь, поддерживает синхронизацию с внешними устройствами. Все кабели снабжены этикетками с информацией об их назначении.

Основные функциональные возможности реализованы в двух кристаллах производства Crystal: CS5360 отвечает за аналого-цифровое, а CS4390 — за цифро-аналоговое преобразование.

К особенностям платы можно также отнести отсутствие встроенного синтезатора MIDI, т. е. для воспроизведения файлов электронного синтезатора MIDI потребуется подключить к MIDI-выходу платы внешний синтезатор. Кроме того, нельзя подключить ни аналоговый, ни цифровой аудиокабель от CD-привода, и для прослушивания звуковых дисков придется либо их предварительно оцифровывать, либо использовать специальные модули расширения различных проигрывателей (например, CD Reader plug-in популярного плеера WinAMP). Все это актуально, если нет возможности применить для таких «бытовых» задач плату пользовательского уровня, с которыми, по уверениям производителя, LynxONE замечательно уживается.

Неменьший интерес представляет реализация поддержки в LynxONE технологий Dolby AC-3 (Dolby Digital) и DTS. Плата может передавать аудиопоток в режиме Non-Audio, эта функция активна при работе как с цифровым интерфейсом AES/EBU, так и с S/PDIF.

Звуковая плата LynxONE и поставляемые с ней аудио- и MIDI-кабели

Если «установка» — это весь комплекс операций от распаковки устройства до начала работы с ним, то плата LynxONE в сравнении с большинством продуктов этого класса безусловный чемпион. Все особенности процесса установки хорошо изложены и в прилагаемой инструкции, и на регулярно обновляемом сервере www.lynxstudio.com. Стоит отметить лишь несколько деталей. Так, производитель рекомендует сначала инсталлировать драйвер для Windows 95/98 и Me и лишь затем устанавливать плату в свободный PCI-разъем ПК. Единственное важное дополнение, уже после выхода платы опубликованное на сайте компании, касается ее работы под управлением Windows NT/2000/XP. Для корректной установки необходимо отключить опцию Plug&Play OS Installed в BIOS компьютера. В противном случае вы столкнетесь с ошибкой распределения памяти.

Плата LynxONE поддерживает разделение адресов прерываний (IRQ) при условии, что и в других устройствах, разделяющих данный IRQ, данная функция реализована корректно. Но прежде чем активировать функцию разделения IRQ, задумайтесь, насколько это целесообразно. Дело в том, что LynxONE использует адрес прерывания достаточно часто (при записи с частотой дискретизации 44,1 кГц плата обращается к этой службе 44 раза в секунду). Таким образом, возникает необходимость по возможности избегать ситуации, когда LynxONE работает на одном IRQ с устройством, активно использующим прерывание (более 200 обращений в секунду). Особенно нежелательно разделение IRQ с USB-концентратором. Больше всего трудностей подстерегает пользователей Windows 2000, Windows XP и Windows .NET. Эти ОС при установке, как правило, идентифицируют компьютер как «совместимый с ACPI» и самостоятельно распределяют все прерывания, стремясь минимизировать количество занятых адресов IRQ. Но для LynxONE под управлением Windows 2000/XP используется драйвер, написанный для системы NT, который не поддерживает стандарт Plug & Play, вследствие чего плата распознается системой ACPI как два устройства (ISA и PCI), занимая при этом один адрес IRQ. Проблемы могут начаться, если Windows пытается «принудить» плату разделять IRQ с некоторыми другими устройствами, плохо для этого подходящими. Мне приходилось сталкиваться с конфликтом, возникшим между платами LynxONE и Creative Sound Blaster Live! 5.1 Platinum. Возможное решение — попытаться управлять разделением прерываний вручную из BIOS или отключать ACPI в той же BIOS. При настройке прерываний в BIOS необходимо учитывать данные таблицы разделения прерываний, имеющейся в инструкции к системной плате.

Звуковая плата LynxONE в «Диспетчере устройств»

Несколько слов о драйвере. Прежде всего это не просто драйвер, а ASIO-драйвер, обеспечивающий работу с очень низкой латентностью (по стандарту ASIO 2.0 латентный период варьируется от 72 до 186 мс при обработке аудиопотока с частотой дискретизации до 44,1 кГц). Данная функция особо заинтересует тех, кто использует клавишные синтезаторы, подключенные к MIDI-порту LynxONE. Для реализации этой возможности необходимо, чтобы ПО поддерживало ее. Впрочем, список программ, поддерживающих данную технологию, достаточно внушителен и включает такие популярные продукты, как, например, Cubase и Nuendo. К прочим важным особенностям драйвера можно отнести качественную программную реализацию «распараллеливания» процессов, что на практике выражается в эффективном использовании многопроцессорных систем и повышенной стабильности работы (отказ или ошибка в исполнении одного процесса не приводит к остановке всей операции, что важно при записи в реальном времени). Использование платы возможно в системах на базе процессоров Intel, AMD и DEC Alpha. Набор функций в драйвере для Macintosh несколько меньше: присутствует поддержка ASIO 2.0, а поддержка работы с MIDI ожидается, по утверждениям производителей, в будущих версиях. Есть приятная новость и для поклонников открытых исходных текстов: при содействии 4Front Technologies создан драйвер для Linux и FreeBSD, доступный на сайте www.opensound.com. Интересно, что он умещается на дискете. На мой взгляд, это говорит скорее о качественной оптимизации кода драйвера, нежели о скромности его возможностей.

Основной инструмент взаимодействия с платой LynxONE — устанавливаемая вместе с драйвером программа LynxONE Mixer. На панели LynxOne Mixer выделяются четыре индикатора мощности входящего и выходящего аудиосигнала по аналоговому и цифровому каналам. Под каждым индикатором расположены кнопки выключения звука (и регуляции громкости) и мониторинга. В правой части панели находятся инструменты управления режимом синхронизации, индикатор активной частоты дискретизации, средства управления «подрезкой» (trim) сигнала, а также сигналом мониторинга. В меню есть еще больший набор важных и интересных функций.

Одно из главных достоинств платы LynxONE — качественная реализация технологии аналого-цифрового преобразования. Плата способна обрабатывать 24-битовый аудиопоток с частотой дискретизации от 8 до 48 кГц. При этом аналоговая система остается очень «тихой», хотя динамический диапазон превосходит 103 дБ. Уровень искажений и шумов низок — приблизительно 0,0025% THD+N (Total Harmonic Distortion + Noise). Запись аналогового сигнала — рядовой случай для небольших студий звукозаписи, где вместо дорогих многоканальных микшеров с цифровыми интерфейсами используются простые одно- или двухканальные аналоговые предусилители. Успех здесь достигается за счет применения 24-битового процессора FPGA (Field Programmable Gate Arrays) I/O собственного дизайна компании Lynx Studio Technology Inc., снабженного 8 Кбайт кэш-памяти. Этот процессор обеспечивает маршрутизацию и буферизацию данных, распределение ресурсов ввода-вывода и связь с локальной системой. Так как и преобразование аудиопотока, и управление ресурсами платы возложено на полнофункциональные процессоры, LynxONE очень нетребовательна к ресурсам. Производитель рекомендует использование процессора не ниже Intel Pentium 166 МГц.

Не уступает в качестве и реализация технологии работы с цифровыми каналами. Цифровой вход/выход LynxONE поддерживает работу как со стандартом AES/EBU, так и с S/PDIF. Выбор цифрового стандарта осуществляется программно в LynxONE Mixer. При этом 24-битовый сигнал обрабатывается с частотой дискретизации уже до 96 кГц. Кроме того, на плате используется специальный генератор синхронизирующих импульсов PLL (Phase Locked Loop), обеспечивающий точную передачу данных независимо от длины передающего провода.

Интерфейс программы LynxOne Mixer

Важная особенность цифрового интерфейса платы — возможность синхронизации. В режиме ведущего или ведомого LynxONE может передавать или соответственно принимать синхронизирующий импульс от трех источников: через внутренний интерфейс (специальный разъем, присутствующий на плате), через внешний интерфейс (BNC-разъемы на MIDI-кабеле, к которым подключается обычный 75-Ом провод), и, наконец, через цифровой вход/выход (синхронизация с любыми устройствами, передающими цифровой сигнал стандарта AES/EBU или S/PDIF). Таким образом, с помощью нескольких плат LynxONE или любых других устройств, поддерживающих механизм синхронизации LynxONE, можно создать полнофункциональную многоканальную студию звукозаписи. На рынке достаточно много профессиональной видеоаппаратуры, замечательно работающей с платой LynxONE, а поддержка частоты дискретизации 96 кГц позволяет без потери качества обрабатывать аудиопоток, «снятый» даже с DVD-систем.

И наконец, несколько слов о MIDI-возможностях LynxONE. Плата оснащена двумя независимыми MIDI-портами (две пары вход/выход), каждый из которых поддерживает до 32 каналов и оснащен 64-байтовым буфером приема и передачи. Функционирование MIDI-интерфейса также базируется на процессоре FPGA I/O, что в сочетании с ASIO-драйвером обеспечивает очень низкую латентность, которая значительно актуальнее при записи с MIDI-клавиатуры. Кроме того, для достижения точной синхронизации данных с MIDI-портом в плате реализована функция CSM (Critical Message Handling), отвечающая за «упаковку» и передачу управляющих команд.

Итак, полнофункциональная 24-битовая плата LynxONE, поддерживающая запись с частотой дискретизации до 96 кГц, различные режимы синхронизации и оснащенная аналоговыми входами/выходами, двумя MIDI-портами, двумя цифровыми AES/EBU-S/PDIF-портами, является цельным и качественным продуктом, давно занявшим достойное место на рынке профессиональной аудиоаппаратуры. Он предлагается за достаточно приемлемую для данного сектора рынка цену от 550 долл., в то время как плата LynxTWO, продолжающая линию LynxONE, стоит не менее 1000 долл. Разумеется, LynxONE не лишена недостатков (в частности, отсутствие оптического S/PDIF-интерфейса). Но если вы ищете профессиональную звуковую плату для решения конкретных задач и вам не нужно, чтобы она умела готовить кофе, то вполне можете остановить свой выбор на LynxONE.

ОБ АВТОРЕ

Иван Зюзин — студент Института стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, e-mail: emerland@iaas.msu.ru.