Первые два хита этой «мыльной оперы» имели такой успех, что всем стало ясно: это дело требует продолжения. Разработка такого проекта, предназначенного для рядовых компьютерных пользователей (а не для касты геймеров), стала еще одним шагом, который приблизил компьютер к средствам массового досуга.

Подобного продукта любителю обычно хватает не более чем на месяц умеренного ежевечернего потребления. Потому-то в середине 1999 г. компания анонсировала новый проект под условным названием «Штирлиц». Именно ему предстояло продолжить линию массовых компьютерных игровых программ издательства «Бука».

Продукт появился на свет в канун 2000 г., прямо перед зимними каникулами. Компакт-диск «Штырлиц» доступен практически без ограничений — он повсеместно распространяется в любых количествах. Стоимость диска такова, что для его оценки наиболее уместным будет слово «подарочный», однако надо разобраться, соответствует ли этому содержание диска.

Итак, в игре участвуют семьдесят персонажей, и состоит она из семи этапов, каждый из которых содержит от трех до десяти экранов (с прокруткой!). В результате перед нами предстает интерактивный рисованный двухмерный театр боевых действий. «Штирлиц» преобразован в «Штырлица», и это определило облик и имена участников действа, являющихся типичными представителями нашей перестроечной действительности.

На все действующие лица заведены досье. Характеристики зачитывает за кадром диктор, как и положено, суровым голосом. По-моему, это самые удачные тексты, встречающиеся в игре. Диалоги получились менее интересными, но озвучены столь же выразительно.

Разработчики приложили, видимо, немало усилий, чтобы сделать игру остроумной, однако разыскать крупицы юмора оказалось непросто. Игроку приходится блуждать, подобно ежику в тумане, переходя от одной находки к другой, то и дело рискуя наступить на что-нибудь «скользкое». Фривольности преподнесены в весьма недвусмысленной форме, даже некоторые сюжетные ходы построены на их основе. Вероятно, авторы сочли, что игрокам от этого станет веселее.

У сочинителей квеста недостает чувства меры, а игра практически не имеет сюжетной линии, и потому игрока заставляют тупо перебирать способы применения всяческих находок, скопившихся в «бардачке» штырлицевского автомобиля.

Бессмысленно отрицать, что в повседневности мы нередко сталкиваемся с жестокостью и цинизмом жизни. Из поезда, который тянул романтический паровозик из Ромашкова времен «развитого застоя» навстречу весеннему рассвету, мы пересели на наш бронепоезд, который до поры до времени ржавел на запасном пути. И помчал этот бронепоезд нас вместе со Штырлицем на свет сполохов иных ценностей. И все же, несмотря на суровую действительность, не стоило так «изворачивать» сюжет, чтобы игрокам приходилось поднимать с брусчатки мостовой голубые глаза разбившегося профессора Плейшнера и заставлять Деда Мороза отрубать себе по плечо попавшую в медвежий капкан руку... Мрачновато все это как-то.

Издатель предназначает свое детище тем, кто «старше восемнадцати». Причем выдается предупреждение о том, что, делая некоторые ходы, можно натолкнуться на непристойности, а также о том, что не следует проводить параллелей с самым известным телесериалом. Такие предостережения вполне оправданны. На сей раз на вместительной алюминиевой «тарелке» к новогоднему столу был подан некий продукт, напоминающий скорее «ирландское рагу» (рецепт смотри у Джерома К. Джерома), нежели любимый у нас салат «Оливье», — слишком уж много всего там намешано, да и пропорции оказались не соблюдены.

Натан Беговой

Коротко о продукте

Штырлиц
Возрастные ограничения: 18+
Системные требования: Pentium-166, 16-Мбайт ОЗУ, 8Х-дисковод CD-ROM, видеосистема, поддерживающая разрешение 800Ё600 точек при отображении 65 536 цветов, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 9х
Цена: 1,6 долл. (экономичная упаковка)
Разработчик: студия «Крыша»
Издатель: «Бука»