Так можно ли на финансовом рынке быстро, надежно и безопасно проводить торги по сети? Да! И яркое тому подтверждение — деятельность Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

Немного истории

В начале в 1992 г. все выглядело довольно просто — программа работала на одном компьютере, заявки принимались с голоса, а оператор вносил их в машину. Сначала была организована торговля валютой. При этом в качестве аппаратной базы было выбрано эффективное и надежное оборудование Hewlett-Packard, которое уже тогда было обеспечено технической поддержкой на должном уровне. Первый же комплекс систем, на основе которого начал функционировать электронный рынок ценных бумаг, в нашей стране был реализован на базе ПК, работающих в среде MS-DOS и объединенных в локальную сеть. Причем одна часть компьютеров играла роль серверов торговой, расчетной и депозитарной систем, другая — локальных рабочих мест торговой системы. Первоначально система обслуживала всего 28 участников.

В мае 1993 г. с помощью этого электронного торгово-депозитарно-расчетного комплекса были проведены первые реальные торги бескупонными государственными краткосрочными облигациями (ГКО). Таким образом, эта система, тогда еще не слишком мощная, впервые в России автоматизировала весь комплекс операций, связанных с электронными торгами и расчетами по их результатам. Причем заявки на покупку и продажу вводили в систему непосредственно сами представители участников торгов. Кроме того, для них оперативно отображалась вся текущая информация. Система работала в режиме реального времени. Тогда таких полностью автоматизированных систем торгов в мире насчитывались единицы, подобных еще не появилось даже на таких известных биржах, как Нью-Йоркская и Лондонская. При такой организации работы участникам торгов были обеспечены гораздо более равноценные условия, чем на традиционной бирже. Все они получали одинаковую информацию, победа в борьбе за лучшие котировки и условия сделки зависели только от скорости принятия решения ими самими. Благодаря этому был устранен целый ряд субъективных факторов типа «кто-то недослышал или недопонял».

Кроме того, система обеспечивала анонимность торгов. Риски же страховались тем, что сначала вносились деньги и депонировались облигации, а затем уже участники оперировали ими в реальном времени. Такое решение, принятое Центральным банком РФ совместно с Минфином России, полностью исключало риски неплатежа.

Дальнейшее активное развитие ММВБ привело в резкому росту объемов передаваемой и хранимой информации, поэтому вычислительной мощности ПК, входящих в систему, оказалось недостаточно. В процессе эксплуатации программы работающие на бирже специалисты накопили определенный опыт и к началу лета 1993 г. сформулировали функциональные и технические требования к комплексу систем, способных обеспечить развитие биржи. В качестве прототипа была выбрана электронная торговая система одной из крупнейших в мире бирж — Шанхайской фондовой биржи. В реализации проекта участвовала также шведская фирма Small Systems AB (СMA), специализирующаяся в области системной интеграции.

Реализация системы нового поколения

Итак, программное решение, взятое за основу Шанхайской фондовой биржей, создала австралийская фирма Financial Markets Software Consultants (FMSC), которая в настоящее время влилась в компанию СomputerShare. Cистема создавалось совместными усилиями cпециалистов трех организаций: самой ММВБ, выступающей в качестве системного интегратора СМА, и FMSC, предоставившей программное решение.

В качестве центральной СУБД выбрали Interbase фирмы Borland (ныне Inprise) в сочетании с базовыми программными средствами разработки клиентских приложений, связанных с центральной БД (Paradox for Windows фирмы Borland).

Вычислительный центр строился на базе уникальных на начало 1994 г. бизнес-серверов серии 9000 производства НР, в том числе и старших моделей серии — 890 Emerald, работающих под управлением HP-Unix. В качестве рабочих станций применялись ПК той же фирмы. При разработке системы закладывалась возможность организации такого рынка в масштабах всей России, т. е. создания региональных центров доступа и оперативной работы с удаленных рабочих мест.



Торговая система ММВБ

Система имела трехуровневую архитектуру клиент—сервер. На первом уровне — рабочие места пользователей, на втором — серверы доступа и информационного обслуживания, к которым подключаются рабочие места, на третьем — центральный сервер обработки информации (торговый сервер) с присоединенными к нему серверами доступа и серверами информационного обслуживания, причем последние располагаются и на основном ВЦ ММВБ, и на региональных торговых площадках, и в крупнейших банках — участниках торгов (см. рисунок).

Первая торговая сессия на базе новой сиcтемы состоялась 31 марта 1994 г. Во второй половине 1994 г. были созданы удаленные рабочие места в ряде банков, и первыми включились в работу Центральный банк РФ и Межкомбанк.

Этот системный комплекс включал интегрированные торговую и депозитарную систему и электронный Back Office биржевого уровня. Это позволило обеспечить торговлю такими финансовыми инструментами, как акции, облигации, фьючерсы и валюта. Облигации проходят там полный жизненный цикл: первичное размещение, вторичные торги, расчеты по результатам прошедших торгов, выплата купонов и погашение.

Система хорошо зарекомендовала себя, и, по данным специалистов ММВБ, в середине 1995 г. начался буквально бум подключений удаленных банков. Оборудование НР постепенно заменялось более совершенной техникой той же фирмы. В 1997 г. был организован новый ВЦ, ставший основным, а старый оставили в качестве резервного, на случай аварий. Сейчас новый ВЦ оборудован четырьмя центральными серверами НР модели Т520 и восьмью центральными серверами доступа НР К420. Рабочие места строились на основе компьютеров серии Vectra фирмы НР, причем еще в 1993 г. в качестве рабочей среды была принята ОС Windows. Следует отметить, что тогда это решение было далеко не столь очевидным, как сейчас.

Зал, где проводятся торги, соединен с ВЦ волоконно-оптическими линиями связи. Для выхода в глобальную сеть приняли решение не создавать собственные линии, а работать с провайдером. Первым стала компания Global One (в то время — «Спринт»). Специалисты ММВБ выдвинули следующие требования: создание сети на IP и прокладка к участникам торгов волоконно-оптических линий связи с пропускной способностью не ниже 64 кбит/c. Региональные торговые площадки подключались через спутниковую связь. В качестве коммуникационного оборудования использовались маршрутизаторы компании Cisco, в качестве сетевой платформы управления — НР Oрen View.

Первый кластер удаленных рабочих мест был подключен в Центральном банке РФ, второй — в Межкомбанке, а всего установлено более 1500 удаленных рабочих мест в помещениях более чем 400 организаций, участвующих в торгах на различных рынках ММВБ. Их установку, а также поставку, подключение и обслуживание техники взял на себя СМА, причем сразу предлагалось решение «под ключ». Хотя стоила такая услуга довольно дорого, все расходы, по оценкам самих заказчиков — участников торгов, окупались максимум за полгода.

Движение в регионы

Следующий этап развития комплекса — создание общероссийской системы электронных торгов. В регионах на базе валютных бирж для доступа к единой торговой системе были организованы торговые площадки. Каждая из них включала серверы доступа и информационного обслуживания, соединяющиеся с центром по каналу cо скоростью не ниже 64 кбит/c, а также зал с локальными рабочими местами. К «региональным» серверам доступа в дальнейшем можно будет подключать удаленные рабочие меcта сотрудников из региональных торговых центров. Были реализованы межрегиональные расчеты по денежным средствам (депозитарное обслуживание выполнялось централизованно на ММВБ) и, кроме того, проведено обучение персонала в регионах.

Первым подключили Новосибирск, а затем в течение полугода подсоединились С.-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Владивосток, Нижний Новгород и Самара. Для построения всероссийской сети использовались волоконно-оптические, выделенные проводные, спутниковые и радиорелейные линии. В результате региональные банки смогли участвовать в торгах напрямую, а не через московского дилера, бравшего дополнительные комиссионные.

Таким образом, на базе ММВБ была развернута общенациональная система торговли государственными ценными бумагами и проведения расчетов по итогам торгов, причем, как говорилось выше, была заложена возможность расширения спектра финансовых инструментов. В России подобная задача была решена впервые.

Затем после некоторой модификации ПО на базе созданной системы был запущен рынок торговли фьючерсами (соглашением на продажу при оплате по согласованной цене через определенный срок). Несколько позже на основе той же технологии, но с добавлением функциональности был открыт рынок негосударственных ценных бумаг. Следует заметить, что оба эти рынка работали в рамках единого технологического решения. И наконец, на базе той же системы был развернут и электронный валютный рынок.

Испытание кризисом

Когда нагрянул кризис 17 августа, замерли все рынки, кроме электронного валютного, — лишь он не прекращал работу ни на один день (прерывался лишь на полчаса, чтобы улеглись страсти). А вообще, за все пять лет работы электронной системы ММВБ самая серьезная авария привела к тому, что торги на рынке ценных бумаг задержались на два часа. Ни разу не отменялись результаты торгов. Cистема без проблем выдерживала пиковые нагрузки, например одновременную работу с 1200 рабочими местами в режиме реального времени. И даже в этом случае, когда в течение двух часов работы сессии приходилось обрабатывать более 150 тыс. заявок, загрузка серверов не превышала 40%. Ввиду такой высокой надежности и технологичности системы Центральный банк РФ принял решение проводить московские спецсессии на базе системы электронного валютного рынка ММВБ.

Но кризис, естественно, сказался на самих финансовых рынках. Однако несмотря ни на что электронный валютный рынок все-таки остался динамично развивающимся. В условиях финансового кризиса на нем был сначала введен новый метод торгов — электронный фиксинг, представляющий собой доработанный вариант сочетания торгов периода открытия (для определения цены фиксинга с учетом спроса и предложения) и торгов периода закрытия (для заявок, не удовлетворенных в период определения цены фиксинга). А уже затем по отдельным правилам начала проводиться спецсессия. Кроме того, на данном рынке был значительно расширен круг финансовых инструментов, в том числе введена торговля инструментами с разными сроками расчетов.

Чтобы участники рынка с удаленных рабочих мест могли быстро получать отчеты о результатах проходящей торговой сессии, был подготовлен и предложен для использования относительно недорогой вариант подключения к торговой системе, рассчитанный на использование линий связи с невысокой пропускной способностью — примерно 14,4 кбит/c.

Для того чтобы расширить возможности электронной торговли корпоративными ценными бумагами на ММВБ, потребовалось доработать ПО торговой системы, чтобы поддержать новый метод торгов — по котировкам. В результате участники торгов смогли выставлять котировки ценных бумаг, широко публикуемых с указанием предложивших их фирм-участников. Используя выставленные котировки, один участник может послать предложение другому (на основе опубликованных котировок или в инициативном порядке), а по получении предложения ответить на него согласием (после чего регистрируется сделка), отклонить или послать встречное. Сделки при работе в данном режиме могут заключаться с расчетами от Т+0 до Т+30*, с предварительным депонированием денег и бумаг или без него. Для сделок без предварительного депонирования стало возможным проводить расчеты в день проведения расчетов с отслеживанием поставки против платежа (путем ввода явных приказов на расчет по сделкам, обеспеченным задепонированными перед днем расчетов ценными бумагами и деньгами).

И об известной вам проблеме 2000 года... Так, 19 июня 1999 г. был проведен широкомасштабный с участием пользователей тест на готовность торговой системы ММВБ к работе в 2000 г.

Планы на будущее

Сейчас на ММВБ особое внимание уделяется снижению начальной ценовой планки расходов по подключению к электронной системе торгов. В частности, чтобы снизить ее, перешли на подключение по медным проводам, а не только по волоконно-оптическим линиям, а также расширили список провайдеров — к Global One добавились «Cовам Телепорт», ComStar, Golden Line, «Макомнет» (Москва) и «Метроком» (С.-Петербург).

Кроме того, по заданию Центрального банка РФ специалисты ММВБ активно работают над организацией единой торговой сессии по всей стране с подключением собственных торговых систем региональных валютных бирж к системе ММВБ для предварительного сбора заявок. В качестве базы используется уже созданная для рынка ГКО инфраструктура. Планируется создать широкую сеть шлюзов для подключения к системе электронных торгов ММВБ внешних пользовательских систем распространения информации о ходе торгов, управления позициями и риск-менеджмента, а также для сбора и ввода в нее клиентских заявок. Таким образом, делается шаг навстречу мелкому инвестору и небольшим компаниям. Брокерам станет проще привлекать подобных клиентов, поскольку они могут предложить им хороший сервис. По Internet клиент может получить необходимую информацию, подать заявку и отдать распоряжение брокеру. (Это соответствует и мировой практике. Ни одна из бирж в мире пока реально не играет по Сети. Internet служит только для передачи информации о ходе торгов клиентам и пересылки брокерам распоряжений от инвесторов, а реальные деньги крутятся и сделки оформляются во внутренней, закрытой intrаnеt-сети.)


* * *

Действительно, создатели системы электронных торгов ММВБ могут гордиться своим детищем. Зарубежные коллеги, посмотрев на ее работу, нередко завистливо вздыхают. На них давит «тяжелое наследие» в виде создававшихся долгие годы систем и накопленных баз данных на мэйнфреймах. Оно не позволяет сразу сделать решительный рывок. Иногда бывает легче все начинать с нуля, особенно в области технических решений и концепций построения систем. И система электронных торгов для ММВБ — это такой, можно сказать, уникальный случай, ведь именно российская система становится в ряде случаев своего рода образцом для Запада. Хотелось бы, чтобы в нашей действительности появлялось побольше подобных примеров. n

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК». Контактный телефон: (095) 253-92-27.