Системы управления качеством играют в конкурентной борьбе одну из главных ролей. Пример тому — "японский феномен". Сразу после второй мировой войны японские товары никто не хотел закупать, но довольно скоро слово "японское" стало синонимом слова "качественное". И быстро добиться столь блестящих результатов помогли "кружки качества", возникшие на добровольной основе практически на всех предприятиях Японии и успешно работающие по сей день.

Когда же рухнул "железный занавес", то для российских производителей вопрос повышения качества стал одним из самых актуальных. Наши предприятия и организации стали самостоятельно выходить на мировой рынок, а их руководители — все чаще сталкиваться с вопросом зарубежного партнера о том, сертифицировано ли производство по стандартам ISO 9000. И зачастую положительный ответ бывает обязательным условием при заключении контракта, поскольку такая сертификация свидетельствует о требуемом уровне управления качеством.

В нашей стране обследованием и подготовкой производств к сертификации по стандартам ISO 9000 занимается международный независимый фонд Det Norske Veritas, имеющий порядка 300 офисов в более чем 100 странах и общую численность сотрудников около 4400 человек. Сертификат качества Det Norske Veritas признан в 17 сертификационных центрах, действующих в Норвегии, Швеции, США, Финляндии и других странах. За время своей работы фонд уже выдал 12 000 сертификатов.

Консультанты Det Norske Veritas помогают построить систему контроля качества, включающую функции, которые пронизывают все стороны деятельности фирмы: маркетинг, управление, закупки и производство.

На выставке "Управление-98" фонд предложил свои услуги и руководителям российских предприятий. Следует отметить, что в Москве и С.-Петербурге уже организованы его представительства. Для примера успешной работы Det Norske Veritas можно привести систему управления качеством, построенную с помощью его консультантов на Выборгском судостроительном заводе еще три года назад. В настоящее время фонд заканчивает подготовку сертификации по стандартам ISO 9000 еще на шести промышленных предприятиях России.

Ориентировочно цена его услуг такова: один рабочий день консультанта стоит порядка 1000 долл. По мнению представителей Det Norske Veritas, для сертификации крупного завода может потребоваться 15 чел.-дней. Таким образом, подготовка на соответствие стандартам ISO 9000 может обойтись предприятию примерно в 15 тыс. долл., однако руководители фонда подчеркивали, что приведены весьма приблизительные цифры.

М. Г.
Det Norske Veritas, тел. в Москве: (095) 955-00-29, тел. в С.-Петербурге: (812) 311-22-70.

Фирмы — учителям и школам

В Москве состоялась шестая международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО-98/99). На ней прошел целый ряд "круглых столов", на которых обсуждались проблемы профессиональной подготовки в области информационных технологий и пути их решения.

Участникам, а ими были в основном директора школ и учителя, съехавшиеся со всех концов страны, предлагалось широкое множество семинаров и презентаций новых программных продуктов фирм "Зареалье", "1C", "Новый диск", "Клио Софт", "ИстраСофт", "Физикон" и "Росучприбор".

В рамках конференции была организована выставка, на которой собравшиеся могли познакомиться с разработчиками и "вживую" посмотреть программы перечисленных выше фирм, а также компаний "КомпьюЛинк", "Кирилл и Мефодий", НПП "БИТ про", "Республиканского мультимедиа-центра", "ГуруСофт", "ИстраСофт", "Эрикос" и др. Для администраторов школ предлагался ряд программ автоматизации школьной бухгалтерии и документооборота от фирм "Интеллект-Сервис", "Системы-Программы-Сервис", "Арсеналъ", а также вспомогательные программы, например антивирусы от "Антивирусного центра".

Фирма "Майкроком+" представила интеллектуальные развивающие игры для детей от года и до шести лет, но не компьютерные, а из дерева и пластмассы. Они помогут малышам научиться концентрировать внимание, развить логическое мышление и глазомер.

Издательство "Открытые системы" выступило одним из информационных спонсоров этого мероприятия.

М. Г.

Публичная библиотека XXI века

Московская библиотека-читальня им. И.С. Тургенева 16 ноября 1998 г. открыла свои двери для первых читателей. Прошло 113 лет со дня ее основания и почти четверть века со дня разрушения, и теперь посетители смогли увидеть публичную библиотеку следующего века. Новые информационные технологии "проникли" в здание и поддерживают практически весь библиотечный процесс.

До той поры пока не протянут волоконно-оптический кабель от московской мэрии, а это дело ближайшего времени, работа информационной библиотечной системы будет строиться на базе локальной вычислительной сети, которая управляется пятью серверами Wonder немецкой фирмы Wonderlight, три из них мультимедийные, один почтовый и один собственно для библиотечной сети. Медиатека — залы для работы читателей с мультимедиа-средствами — оборудована специальными ПК, позволяющими пользоваться аудио-, видео- и другими документами из фондов "Тургеневки".

Всего в библиотеке на сегодня 42 ПК, которые позволяют сотрудникам организовать обслуживание читателей на безбумажной основе. Традиционных читательских карточек нет, не существует и формуляров, книги снабжены штрих-кодами, которые являются универсальным идентификатором хранимого в библиотеке экземпляра, будь то книга, аудио- или видеокассета. Автоматизированная библиотечная информационная система Liber, разработанная во Франции, выполняет разнообразные функции учета от новых поступлений до числа посетителей, а также обслуживает требования читателей, для чего предусмотрены специальные рабочие места, в том числе для обслуживающего персонала. Так что читателю придется приобрести необходимые навыки, и это можно сделать на занятиях непосредственно в библиотеке.

Читателя обновленной "Тургеневки" ожидают многие сюрпризы библиотеки будущего. Отметим лишь, что сеть имеет 100 Мбит/с линию, а перспектива повышения пропускной способности до 150 Мбит/c при переходе на АТМ-технологию обещает определенный комфорт даже в Internet.

Г. Р.