Русский язык

Дядюшка Скрудж и его утята

Как и договорились, идем снова от простого к сложному. Самой простой же в этом разделе является игра "Состав слова". Начинать с нее имеет смысл еще и потому, что она дает знания, необходимые для выполнения более трудных заданий в других играх.

В процессе игры ребенок учится разбирать слова по составу и выделять их части. Здесь он опять повстречается со своими старыми знакомыми — дядюшкой Скруджем и веселыми утятами. А воспользоваться этой игрой, уважаемые родители, лучше всего, конечно, при изучении в школе соответствующей темы — "Состав слова".

Дядюшка Скрудж символизирует, естественно, корень слова, а его утята — приставку, суффикс и окончание. Сначала ребенок выбирает обозначение той части, которую хочет выделить, а затем непосредственно выделяет эту часть в слове (оно высвечивается на экране внизу). Все довольно просто. Замечу только, что если анализируемое слово не имеет окончания или, как принято еще говорить, имеет нулевое окончание, то его все равно нужно указать, дважды щелкнув мышью после последней буквы.

Но еcли с этой игрой проблем у нас не было, то в задании "Составь слово" мы столкнулись с некоторыми трудностями, о которых речь пойдет ниже. В увлекательной форме ребенок учится составлять слова с заданным корнем, что, несомненно, пригодится ему, когда он будет проходить в школе темы "Состав слова", "Однокоренные слова", "Словообразование".

На экране отображается пять блоков, с помощью которых можно составлять слова. В верхнем блоке выводится корень слова. Ребенок должен, разумеется вместе с дядюшкой Скруджем и веселыми утятами, добавить сюда части из первого блока — блока приставок, третьего — блока суффиксов и четвертого — блока окончаний.

Во втором блоке, который размещается в центре, происходит формирование слова с заданным корнем и вывод в верхний блок следующего корня.

Если ученик правильно составит слово и такое слово еще не было сформировано, то оно записывается в блоке корня зеленым цветом, а если неправильно, — то красным, и тогда его нужно будет сформировать снова.

Теперь о трудностях. Мы с дочкой очень скоро обнаружили, что справляться с этой игрой довольно сложно, а назначение кнопок управления, располагаемых на экране, совершенно непонятно. Поэтому опишу здесь саму механику составления слова. Сначала вы читаете в верхнем блоке корень слова. Потом выбираете ту часть, которую хотите к нему добавить. Для этого в соответствующем блоке нужно нажать первую кнопку — красную, и она станет зеленой. Тогда вы сможете, манипулируя клавишами управления "стрелка вверх" и "стрелка вниз", подыскать соответствующую часть слова (она при поиске подсвечивается). Затем, когда выбор сделан, надо нажать последнюю клавишу (с условным обозначением ввода) в данном блоке. И наконец, как только слово составлено, необходимо вновь вернуться к блоку корня и нажать здесь последнюю клавишу. Ну а мне остается лишь еще раз повторить то, о чем я говорил в начале статьи, — учитель или родитель просто обязан быть рядом с ребенком.

Не попасть бы в аварию

Игру "Разбей на группы" можно назвать универсальной. Она будет полезна при изучении в школе тем "Правописание слов со звонкими и глухими согласными в корне", "Разделительный мягкий знак", "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне", "Изменение имен существительных по числам", "Изменение имен прилагательных по родам и числам". Ученик должен разбить одну группу слов на две по каким-либо признакам, например на глаголы и прилагательные, слова с парными согласными и безударными гласными и т. д.

В начале игры все слова находятся в центре экрана. Ребенок управляет краном, захватывая их и распределяя на левое и правое поля с помощью клавиш "стрелка влево" и "стрелка вправо". Клавиша "стрелка вниз" служит для того, чтобы подцепить слово, которое выбрано для распределения. Если ученик все-таки ошибся, в нижней части экрана высвечивается сигнал "авария" до тех пор, пока ошибка не будет исправлена и слово не окажется в нужном месте. Если же ответ верный, то слева внизу появится сигнал "готово".

Аналогична описанной выше и игра "Разбей на 2 группы". Только здесь происходит распределение слов уже не на две, а на три группы по орфографическим и грамматическим признакам. В нее хорошо играть при изучении тем "Части речи", "Изменение имен прилагательных по родам и числам", "Времена глаголов".

Весьма поучительна также игра "Раскрась слова". Ребенку в его нелегком труде помогает Карандаш с палитрой красок. Каждая краска соответствует определенной части речи. В левой половие экрана — слова, которые нужно раскрасить.

Установив, какой частью речи является то или иное слово, ученик должен выбрать подходящую краску, и нос нашего Карандаша сразу же приобретет именно такой цвет. Затем необходимо указать слово, которое предстоит раскрасить Карандашу. Если все верно, слово окрашивается в выбранный цвет, если нет — придется красить заново.

Как сдать экзамен

Для того чтобы закрепить материал по изучению частей речи и познакомиться с членами предложения, имеет смысл поиграть в игру "Разбор предложения". За нее лучше всего браться тогда, когда ребенок в школе будет проходить темы "Предложение", "Члены предложения", "Связь слов в предложении" и "Части речи". Здесь требуется отбить кирпичи со стены и прочесть написанное на ней слово. Родители, не пугайтесь! Это хорошее слово, а не то, что обычно пишут хулиганы на заборах. Но добраться до него не так просто — ученику надо правильно разобрать предложение, которое отображается вверху на экране. Причем не только безошибочно указать все части речи, но и верно подчеркнуть соответствующие члены предложения. С ходу проделать все это у моей дочки не получилось. Пришлось, как говорится, снова изучать теорию и уже затем возвращаться к практике.

Об игре "Составь предложение 2" я лишь упомяну. В ней только слов в предложениях больше, но в остальном она полностью совпадает с аналогичной игрой из первого комплекса. А вот на задании "Орфографический экзамен" хотелось бы остановиться более подробно. Это задание в разделе "Русский язык" преследует ту же цель, что и "Проверь себя" в разделе "Математика", — проверить полученные знания.

В центре экрана расположено поле для вывода текста, который может высвечиваться блоками, не превышающими по размеру шести строчек. В тексте в зависимости от режима игры могут быть пропущены или неправильно поставлены буквы. Задача ученика — правильно расставить буквы и исправить ошибки. Выбрав букву, которая находится на поле в нижней части экрана, ребенок должен вставить ее в нужное место. Правда, его роль облегчается тем, что эти места помечены маркером. Если буква вставлена в текст неверно, то она перечеркивается и можно сделать еще одну попытку. В этом случае новая буква ставится над перечеркнутой. Но если ученик ошибется еще раз, то верную букву поставит уже сам компьютер.

Часто бывает, что ребенок сначала взял букву, а потом обнаружил, что она не подходит. Ничего страшного — ее можно выкинуть в мусорное ведро и ошибка засчитываться не будет.

Три суровых экзаменатора (изображены они, надо признать, довольно убого) всякий раз выставляют оценки вашему ученику после того, как он исправит один блок. При этом они учитывают, конечно, уровень сложности заданий. А итог — сумма оценок, выставленных каждым экзаменатором за все исправленные блоки, — выводится на компьютере, установленном рядом на столе.

Родители, советую вам в этой игре увеличить время выполнения задания. Одной минуты, отведенной на все про все, совершенно недостаточно! Во всяком случае, я его сделать не успеваю. Попробуйте сами — с удовольствием пожму руку тому, кто справится с блоком текста за минуту.

А вообще игра очень полезна именно благодаря своей универсальности. Ее можно применять при изучении в школе самых разнообразных тем, например "Пунктуация в конце предложения", "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне", "Имя существительное", "Имя прилагательное", "Изменение по родам и числам", "Приставки", "Глагол" и множества других. И чем чаще ребенок будет к ней возвращаться, тем лучше. n

Михаил Глинников(Окончание в следующем номере.)

Коротко о продукте

Kомплекс обучающих программ для использования в начальных класах средней школы и домашней работы (желательно совместно с родителями) ? Cистемные требования: компьютер 286-14МГц, 1-Мбайт ОЗУ, 6 Мбайт свободного пространства на жестком диске ? Цена: 15 долл. ? Разработчик: Калининградский государственный университет, ЦНИТ, В.И.Варченко, тел. (0112) 43-49-41, 55-21-51, raduga@kums.baltnet.ru ? Где купить: КУДИЦ, тел. в Москве: (095) 208-78-62