Образование - то, что остается, когда все выученное забыто.

Макс фон Лауэ

Год пролетел незаметно - как не бывало. И дочка пошла уже во второй класс. А я за прошедшее время получил много отзывов от вас, уважаемые читатели, по статье "Первый раз - в первый класс (с компьютером)" (см. "Мир ПК", № 5/98) и, признаться, рад, что она вызвала такой интерес.

Открою маленькую тайну: на самом деле это был чистой воды эксперимент. Просто мне хотелось понять, интересуют ли вообще наших читателей обучающие программы именно для начальных классов, сделанные давно, для древней техники и далеко не столь красочные, как современные. Оказалось, очень даже интересуют. Отлично! Будем считать, что эксперимент удался. Более того, он еще раз подтвердил, что в обучающей программе важно не только внешнее оформление, но и содержание.

Однако продолжим. Итак, мы с дочкой занялись поиском программ для второго класса. Нам удалось обнаружить, что их великое множество. Но критерии нашего отбора, как и в прошлом году, были строгими. Напомню, что это прежде всего соответствие школьной программе, соблюдение принципа "больше обучения, меньше развлечения" и минимальные требования к технике - программа должна идти на 286-м компьютере.

Собственно, выбирать теперь долго и не пришлось. Как выяснилось, у "Радуги в компьютере" есть продолжение - созданный тем же автором специально для второго класса комплекс программ, который так и называется - "Радуга в компьютере 2".

Сразу хочу предостеречь вас, дорогие родители, от серьезной ошибки, которую совершили мы с дочкой год назад при освоении первого комплекса.

Дело в том, что, поскольку дочь всегда самостоятельно разбиралась со всякими головоломками и задачками в играх фирм "Никита", Gamos, "Дока", Maddox Games, я и освоение "Радуги в компьютере" пустил на самотек. Не учел, что все игры перечисленных выше фирм нацелены на занятия дома, а не в школе. Этот же комплекс предназначен именно для работы в классе. Учитель сначала объясняет ученикам методику решения, а затем они уже приступают к практическим занятиям. Думаю, так следует поступать и при выполнении домашних заданий. Ребенку, пока он еще мал, трудно быстро прочесть и, главное, верно понять задание - а что же от него требуется? И моя дочь, особо ни во что не вникая, быстро находила нужный ответ просто путем перебора. Тем более что и вариантов-то для такого перебора было немного.

Поэтому надо обязательно, по крайней мере на первых порах, находиться рядом с ребенком. И сначала желательно по учебнику повторить с ним основные понятия, а потом уже приступать к решению задач. В подготовке к занятиям вам также хорошую помощь окажет методическое пособие, поставляемое вместе с дискетами. Предварительно изучите по нему этот комплекс сами, порешайте задачи, измените, если потребуется, дидактический материал.

И еще хотелось бы заметить, что самый большой враг обучения, да и вообще воспитания - это спешка. Ребенок стремится быстрее выполнить задание, перейти к следующему и скорее дальше, дальше... Уроков же, как мы увидим, довольно много, и он быстро утомляется. Не спешите, чередуйте учебные задания с развивающими, трудные с легкими. Выберите какое-то одно, увеличьте время на его выполнение (это очень легко сделать с помощью любого текстового редактора), чтобы ваш ребенок не нервничал, не переживал, не боялся, что не успеет. Важно решить все задачи правильно, а время всегда можно будет потом сократить.

Ну а теперь - к делу. Начну с того, что коротко расскажу о некоторых свойствах, присущих всем программам комплекса. Они уже были описаны в моей предыдущей статье, но для тех читателей, которые не видели или не смогут найти эту статью, я повторюсь.

Еще американский философ и поэт Ральф Эмерсон говорил, что учитель - это человек, который может делать трудные вещи легкими. То же самое можно сказать и в отношении обучающей программы. За счет чего трудное можно сделать легким? Конечно, за счет занимательности и наглядности.

Соревнование с соседом по парте или с родителями - что может быть увлекательнее? Такая возможность предусмотрена почти во всех заданиях.

Вы можете изменять дидактический материал, самостоятельно заниматься наполнением урока, подстраивать его под уровень развития своего ребенка, что очень удобно для родителей и совершенно необходимо для учителей.

Надеюсь, учителя по достоинству оценят возможность ведения статистики результатов выполнения заданий. Это позволит не только определить степень подготовки учащихся, но и проследить за динамикой ее изменения, выяснить, кому из учеников требуются дополнительные занятия, а для кого задания нужно, наоборот, усложнить.

Эти перечисленные выше черты являются общими практически для всех программ комплекса. В целом же в систему "Радуга в компьютере 2" входят 26 заданий, которые образуют три больших раздела: математика, русский язык и развивающие игры.

Математика

Учимся считать

Как всегда, будем двигаться от простого к сложному.

В игре "Умножение и деление" осваивать эти непростые операции ребенку помогают cова, ежата и бельчата. Конечно, во втором классе ученики уже должны знать таблицу умножения наизусть. Мудрая сова дает детям задание и внимательно проверяет ответы. При умножении нужно вместе с ежом правильно раздать яблоки ежатам, а при делении поровну - чтобы никто не обиделся - разделить все орешки между бельчатами.

Ну а тем, кто еще пока не очень твердо запомнил таблицу умножения (никак не удается сразу умножить ежей на яблоки!), пусть помогут на первых порах родители. В этом случае можно умножение заменить сложением - посчитать общее число яблок устно, просто сложив яблоки у всех ежей. И увлекательно, и наглядно.

Теперь закрепим пройденное и поиграем в игру "Увеличить /Уменьшить на /в ...". Здесь на квадрате размером 10Ё10 клеток нам убедительно демонстрируется процесс сложения, вычитания, умножения или деления чисел. Задание, как обычно, выводится в верхней части экрана. Внизу находятся цифры, из которых нужно составить верный ответ. Кто же вы - умный заяц в очках или, увы, глупенький ослик? Это покажет число верных или ошибочных ответов, загорающееся над соответствующими персонажами.

Решаем уравнение и наряжаем елку

Далее переходим к более сложной игре - "Реши уравнение". Перед вами весы, на чашках которых находятся грузы, символизирующие известные и неизвестные компоненты уравнения. Само уравнение выводится в верхней части экрана. Ребенок должен указать правильный ответ. Если он ошибся, но вовремя это заметил, неверный ответ можно стереть, щелкнув правой кнопкой мыши на ошибочной цифре.

Если же все-таки прошла ошибка, равновесие весов нарушится, и вашему ребенку станет ясно, что нужно делать. Да и ворона сразу придет на помощь. Она покажет простейшее арифметическое равенство, один из компонентов которого заменяется неизвестным, как и в заданном уравнении.

Потренировавшись на весах, можно попытаться освоить и более современные устройства. Например, попробовать управиться с автоматом по продаже елочных игрушек в игре "Магазин игрушек". А заодно познакомиться с такими важными понятиями нашей рыночной экономики, как цена, количество, стоимость.

Чтобы нарядить елку, ученик должен правильно указать в автомате количество игрушек, цену одного шарика или стоимость всей покупки. Здесь он уже совмещает приятное с полезным - и елку наряжает, и попутно таблицу умножения учит. Если у него ничего не выходит, пусть нажмет клавишу и получит подсказку. А если ответ неверен, его можно стереть, нажав на экране кнопку "стрелка влево".

Столбики, цифирьки...

Моей дочке очень трудно давалось сложение и вычитание чисел с переходом через разрядную единицу. Сколько мы бумаги и чернил извели, складывая цифры в столбик! И долго, и нудно, и утомительно... Зато как обрадовались, обнаружив чудесную игру "Сложение/Вычитание столбиком".

Экран в ней разделен на две части. Правая является рабочим полем и служит для записи заданий и ввода ответа, левая - демонстрационным, предназначенным для графического изображения чисел и действий с ними. Ребенок видит, как совершается действие, и все сразу становится ясным. Именно такая наглядность и помогла дочке преодолеть этот барьер в понимании. Причем я рекомендую вам, уважаемые родители, начинать игру в режиме обучения. Тогда при вводе любой цифры ответа будет анализироваться его правильность и последовательно демонстрироваться каждая произведенная операция. А затем, по устранении ошибок можно включить режим контроля, в котором демонстрационная часть экрана используется только при окончательном выводе всего ответа.

Большой интерес представляет игра "Укажи порядок действий". Учителя и родители могут успешно применять ее, когда в школе будут изучаться темы "Табличное умножение и деление", "Порядок действий". Здесь ребенок встретится с персонажем, который наверняка уже хорошо знаком ему по мультфильмам, - дядюшкой Скруджем. В верхней части экрана отображается арифметическое выражение, где над каждым знаком операции имеется выделенная область со знаком вопроса. В этой-то области и нужно указать порядковый номер операции при вычислении данного выражения. Причем допускается и многозначность в выборе порядкового номера, т. е. выбранное действие может иметь один из нескольких порядковых номеров. А задания на выполнение операций будут появляться в окне калькулятора, находящегося в нижней части экрана.

Игра "Дроби 1" очень пригодится вам, когда ваш ребенок приступит в школе к изучению таких трудных тем, как "Доли величины", "Образование и обозначение дробей", "Сравнение дробей".

А при освоении тем "Площадь прямоугольника", "Сумма длин сторон многоугольника" будет полезна игра "Периметр/Площадь". На экране ученик увидит географическую карту с нанесенной на ней координатной сеткой. Чтобы вычислить периметр или площадь прямоугольной области, выделенной на карте, ему придется подсчитать число клеточек по длине и высоте этого прямоугольника. Ответ нужно составить из цифр, которые находятся в нижней части экрана.

Конечно, учитель проверяет знания учеников, проводит контрольные работы и выставляет оценки. А как проверить себя самостоятельно? Мне, например, всегда было интересно узнать, на каком я месте по успеваемости. Естественно, для этого необходима тестовая программа. И в комплексе "Радуга в компьютере 2" она есть - так и называется "Проверь себя". Здесь вы будете заниматься сразу всем, чему научились на предыдущих уроках.

Сама игра состоит из четырех тестов, в каждом из которых отображается по 10 уровней знаний. Она рассчитана и на тех, кто уже отлично освоился с программой второго класса, и на тех, кто пока еще не очень уверенно себя чувствует. В верхней части экрана выдается вопрос к заданию, а в средней - само задание. Результаты же прохождения тестов и ввода ответов высвечиваются внизу. За правильно введенный с первой попытки ответ начисляется пять очков, со второй - три очка, с третьей - одно очко.

Хочу сразу предупредить учителей и родителей, что задания эти отнюдь не простые и требуют серьезного внимания. Правда, они начинаются с довольно легких примеров, но потом все усложняются и усложняются. Я сам, проходя это тестирование, по рассеянности часто допускал ошибки. Разумно организован в программе "Проверь себя" и порядок выдачи заданий. Если ошибка сделана в первый раз, то задание остается прежним, если во второй - выдается аналогичное задание, если в третий - осуществляется переход на другой уровень. Веселые поросята собирают результаты проверки в мешок, причем каждый в свой. И всем становится ясно, какая тема уже хорошо освоена, а над какой предстоит еще изрядно поработать. Так что успехов вам, юные лобачевские!

Продолжение статьи читайте в следующем номере журнала.

Михаил Глинников - научный редактор журнала "Мир ПК". (095) 253-92-27


 

Коротко о продукте

Радуга в компьютере 2 
Kомплекс обучающих программ для использования в начальных классах средней школы и домашней работы (желательно совместно с родителями) 
Cистемные требования: компьютер 286-14МГц, 1-Мбайт ОЗУ, 6 Мбайт свободного пространства на жестком диске 
Цена: 15 долл. 
Разработчик: Калининградский государственный университет, ЦНИТ, В.И.Варченко 
Где купить: КУДИЦ, тел. в Москве: (095) 208-78-62.

1677