Исследуем системные программные компоненты, обеспечивающие совпадение цветов

Итак, что же такое ColorSync? Если вы заинтересуетесь этим вопросом, то вскоре узнаете, что эта технология отвечает за совпадение цветов на различные устройства - сканерах, мониторах и принтерах. На практике же это схема управления цветом системного уровня, разработанная компанией Apple. К сожалению, заставить ее работать не так просто, как может показаться. Старую шутку: "Предполагается, что все будет работать автоматически, но в действительности вы должны нажать эту кнопку" - вполне можно отнести и на счет ColorSync, хотя здесь дело обстоит несколько сложнее - вы должны нажать несколько кнопок в определенном порядке и в определенные моменты времени. В данной статье приводится несколько способов использования технологии ColorSync, а также описания возможных проблем, о которых следует знать пользователям.

Основы ColorSync

Проблема сохранения постоянства цветопередачи при обработке изображений на различных устройствах довольно сложна, поскольку компьютеры ничего не знают о цвете, - они всего лишь оперируют нулями и единицами. Те числа, которые, по нашему мнению, описывают цвета, на самом деле означают количества красителей - красного, зеленого и светло-синего. Голубая, пурпурная, желтая и черная краски (пигменты) используются для формирования цветов на мониторах и при печати. RGB и CMYK являются всего лишь рецептами для создания цветов, а различные повара могут приготовить блюдо по-разному, даже используя одинаковый рецепт.

Характеристики люминофоров мониторов и цветных фильтров сканеров у каждого производителя различны. Меняются также и параметры красок CMYK, а бумага, на которой мы печатаем этими красками, также оказывает огромное влияние на цвет. Пространства RGB и CMYK неоднозначны - они формируют различные цвета на различных устройствах.

Технология ColorSync помогает обеспечить постоянство цветопередачи, изменяя значения RGB и CMYK, которые мы посылаем на различные устройства. Чтобы сделать это, необходимо сообщить ColorSync, с какого устройства цвет поступил и на какое устройство будет выведен. Для этого следует выбирать соответствующие профили ColorSync. Профили представляют собой файлы, описывающие характер передачи цвета сканером, монитором или принтером. Примеры таких файлов можно найти в подпапке папки System, которая называется ColorSync Profiles (в версии более ранней, чем 2.5, эти файлы спрятаны глубже - в папке Preferences).

Один из первых шагов в процессе совмещения цветов при помощи ColorSync - выбрать исходный профиль устройства, с которого будет вводиться цвет, и целевой профиль для устройства, цвет на котором должен совпасть с исходным. Например, если вы хотите, чтобы цвет сканированного изображения совпал с цветом на мониторе, то должны выбрать сканер в качестве источника, а монитор - цели. (Полезные советы, описывающие случаи, когда разумно создавать пользовательские профили, можно найти в статье "Canned versus Custom Profiles", расположенной по адресу: www.macworld.com/more/.)

На практике способы выбора профилей в различных приложениях отличаются друг от друга. В данной статье будет рассмотрен способ использования ColorSync с пакетами Adobe Photoshop 3 или более поздними версиями и QuarkXPress 4.0. (Для некоторых других программ цветопередачу можно настроить с помощью ColorSync и драйвера принтера LaserWriter. Подробнее об этом см. во врезке "Что Apple не рассказывает о LaserWriter".)

ColorSync и QuarkXPress

Пакет QuarkXPress 4.0 поддерживает технологию ColorSync не полностью. Функции ColorSync применяются только к помещенным в публикации файлам TIFF и цветам, созданным средствами XPress; встроенные профили игнорируются, к тому же XPress не позволяет пользователю выбирать способ обработки цветов (см. врезку "Решение проблемы невоспроизводимых цветов"). Тем не менее существуют некоторые полезные операции, которые, используя технологию ColorSync, все же можно выполнить в пакете XPress 4.0.

Стандартная настройка. Средства настройки предпочтений управления цветом (Color Management Preferences) XPress 4.0 позволяют задавать профили для монитора, принтера и устройства вывода цветоделенных пленок. Эти средства позволяют также задавать исходные профили по умолчанию цветовых схем RGB, CMYK и Hexachrome как для вставленных изображений, так и для цветов, созданных в XPress.

Технологический процесс CMYK. В процессе обработки изображения CMYK помещаются в публикацию без каких-либо воздействий со стороны системы управления цветом, но вы можете использовать ColorSync как для обеспечения вывода экранных цветопроб, так и для получения пробных отпечатков на цветном принтере. Задайте один и тот же профиль как в качестве исходного профиля CMYK по умолчанию, так и для Separations Printer. Таким образом, ColorSync не затронет процесс вывода цветоделенных пленок, но обеспечит точное отображение цвета на экране и отпечатке с цветного принтера.

Технологический процесс RGB. По данной технологии помещенные в публикацию файлы RGB TIFF во время печати преобразуются в CMYK, соответствующим образом откорректированные средствами ColorSync. Если изображения, сканированные в пространстве RGB, помещаются в публикацию без последующей обработки, задайте в качестве исходного RGB-профиль сканера. Если же изображения корректировались на экране, то в качестве исходного следует указать профиль монитора.

Преимущества использования технологического процесса RGB состоят в том, что RGB-файлы оказываются меньше, чем их CMYK-эквиваленты, поэтому все операции выполняются несколько быстрее, а подготовленные документы можно легко перенастроить для различных типов устройств вывода - достаточно изменить профиль Separations Printer. Но есть и недостаток - вы не сможете увидеть реального цветоделения до тех пор, пока не выведете публикацию на соответствующее устройство, поэтому перед выполнением ответственной работы по технологии RGB желательно опробовать весь процесс на тестовом файле.

Печать составных цветопроб. В процессе RGB убедитесь в том, что отметили ячейку Composite Simulates Separation (Составная печать имитирует результаты цветоделения) панели Profiles (Профили) диалогового окна Print. В противном случае ColorSync "честно" обработает RGB-файлы для цветного принтера, что может привести к получению на нем значительно лучших результатов, чем на полиграфическом оттиске. В процессе CMYK цветной принтер имитирует Separations Printer (Устройство вывода цветоделенных форм) автоматически, поскольку на него будут выведены формы CMYK, помеченные как "поделенные" для Separations Printer. Если вы планируете использовать ColorSync с пакетом QuarkXPress для серьезной работы, то рассмотрите возможность приобретения расширения CompassPro XT компании Praxisoft (399 долл., www.praxisoft.com), которое значительно расширяет поддержку ColorSync. Это расширение оперирует не только с TIFF-файлами и элементами, созданными средствами XPress, но и со вставленными в публикацию EPS-файлами (как векторными, так и растровыми).

ColorSync и Photoshop

Photoshop обладает ограниченной поддержкой ColorSync, но вы можете значительно расширить функциональность ColorSync в Photoshop 4.0.1, загрузив с узла ColorSync Web (www.colorsync.com) компании Apple бесплатный набор дополнительных модулей (ColorSync Import, ColorSync Export и ColorSync Filter). Хотя Photoshop выбирает профиль монитора из ColorSync System Profile, для реального изменения цвета вам понадобится дополнительный модуль. Ниже рассказывается о том, как использовать первые два дополнительных модуля, которые, вероятно, являются наиболее полезными.

Дополнительный модуль ColorSync Import. Этот дополнительный модуль позволяет открывать изображения и выполнять преобразования цветов "на лету". Чтобы использовать его, выберите команду Import TIFF With ColorSync Profile из меню File пакета Photoshop. Затем задайте файл, который необходимо открыть, и на экране появится окно диалога модуля ColorSync Import. В модуле имеются три панели, которые озаглавлены Open (открытие), Match (подбор) и Proof (цветопроба). Здесь основное внимание будет уделено панели Match.

В панелях можно задать исходный и выходной профили, выбрать значение качества и стиль подбора для преобразования. Для изображений в поле Quality (качество) следует выбрать Best (лучшее), а для Matching Style (стиль подбора) - Perceptual, если только у вас нет серьезных причин для установки других параметров (см. врезку "Решение проблемы невоспроизводимых цветов").

Дополнительный модуль ColorSync Export. Этот дополнительный модуль позволяет экспортировать изображения TIFF со встроенным профилем ColorSync и выполнять преобразования цветов между двумя или более устройствами.

Внимание: при использовании данного модуля можно очень легко случайно удалить файл. Когда вам будет предложено сохранить экспортированный из модуля TIFF-файл, название файла, заданное по умолчанию в диалоговом окне Save, совпадает с названием исходного изображения RGB. Если вы щелкнете по кнопке Save без переименования файла, то исходное изображение RGB будет заменено.

Встраивание профилей. Встраивание профиля превращает некалиброванное изображение RGB или CMYK в калиброванное. Дело в том, что профиль содержит однозначное описание цветов, которые порождаются значениями RGB или CMYK.

Для того чтобы встроить профиль, выберите команду Export: TIFF With ColorSync Profile из меню File пакета Photoshop; появится экран ColorSync Export Module. В этой панели задайте параметры.

Для изображений RGB лучше всего руководствоваться следующим правилом: встраивать либо профиль сканера (для вставляемых в публикацию без последующего редактирования), либо профиль монитора (для отредактированных изображений). Для изображений CMYK необходимо встраивать профиль CMYK, использовавшийся при создании CMYK-файла.

Создание цветоделенных форм. Чтобы получить файл CMYK TIFF из изображения RGB, выведите на экран панель ColorSync Export Module. Затем задайте параметры преобразования.

Проверка цветоделенных форм. Для проверки качества цветоделения на настольном цветном принтере необходимо задать три профиля: один для источника, другой - для устройства вывода форм и третий - для настольного принтера. Вызовите экран ColorSync Export Module и щелкните по закладке Proof. В качестве исходного задайте профиль сканера или монитора, а из всплывающего меню Matching Style выберите опцию Perceptual. В меню Output Profile выберите устройство вывода форм и задайте опцию Relative Colorimetric в поле Matching Style. Во всплывающем меню Proofer Profile укажите профиль настольного принтера. Задайте значение качества Best. Щелкните по кнопке Export to Tiff..., укажите название экспортированного файла и сохраните его.

Обратите внимание, что цвета этого файла настроены таким образом, чтобы имитировать вид полиграфического оттиска на настольном принтере, - он хорошо подходит лишь для печати на вашем настольном принтере.

Просмотр цветоделенных с использованием ColorSync форм в пакете Photoshop. Чтобы правильно оценить цветопередачу файлов CMYK на экране из пакета Photoshop, постройте Photoshop Separation Table (таблица цветоделения Photoshop) из профиля, используемого для создания цветоделенных форм. Выполните команду Color Settings: Separation Tables из меню File пакета Photoshop. Появится окно диалога Separation Tables. Щелкните по кнопке Build Tables Using Apple ColorSync (построить таблицы с использованием Apple ColorSync). Появится окно диалога CMS Settings. Из меню Profile выберите выходной профиль, который использовался для создания файла CMYK, задайте в поле Render Intent опцию Relative Colorimetric, а затем щелкните по кнопке Build.

Photoshop строит таблицу цветоделения из профиля ColorSync. Созданные таким образом таблицы цветоделения можно использовать для выполнения в пакете Photoshop преобразований RGB в CMYK, но результаты подобных операций часто значительно отличаются от преобразований средствами ColorSync. Я рекомендую использовать эти таблицы только для просмотра файлов CMYK, но не для их создания.

ОБ АВТОРЕ: Брюс Фрейзер является соавтором книги Real World Photoshop (Peachpit Press, 1997).

Адрес его электронной почты: bruce@pixelboyz.com


Что Apple не рассказывает о LaserWriter

Использовать ColorSync с драйвером LaserWriter довольно просто. Однако существуют некоторые серьезные (и практически не документированные) ограничения: этот вид подбора цветов применим только к изображениям RGB PICT и только с приложениями, не генерирующими собственный код PostScript. Итак, это сработает при печати из обычных офисных приложений (таких как Microsoft Word, Excel или PowerPoint), но не получится при использовании большинства графических пакетов (таких как Adobe Photoshop, Macromedia FreeHand и QuarkXPress). Для этих программ вам придется реализовать поддержку ColorSync на уровне самого приложения.

Если вы работаете с программами, которые сами не генерируют код PostScript, ниже приводится описание методики настройки ColorSync для совместной работы с драйвером LaserWriter 8.5.1, обеспечивающим совпадение цветов отпечатков с принтера PostScript и экрана. Первая задача настройки - выбрать правильный профиль монитора (исходный профиль) в панели управления ColorSync. После того как это сделано, выберите профиль для принтера, на который будет выводиться документ, - выполните команду печати из приложения, а затем выберите опцию Color Matching (Подбор цветов) из всплывающего меню в появившемся диалоговом окне LaserWriter. В панели Color Matching из всплывающего меню Print Color (Цвета отпечатка) выберите опцию ColorSync Color Matching. И наконец, из всплывающего меню Printer Profile (Профиль принтера) задайте профиль для принтера, на котором собираетесь печатать.


Решение проблемы невоспроизводимых цветов

Когда речь идет о диапазоне цветов - цветовой гамме, - который можно воспроизвести, все устройства отличаются друг от друга. Для решения проблемы невоспроизводимых (out-of-gamut) цветов технология ColorSync предоставляет в распоряжение пользователя четыре различные опции, называемые направленностями обработки (rendering intent) или стилями подбора (matching styles).

Направленность "перцептуальной" (perceptual) обработки является лучшим вариантом для печати изображений RGB на принтерах CMY или CMYK. В этом случае исходная гамма "сжимается" в целевую гамму, причем сохраняется общий вид изображения, хотя в этом случае все цвета могут быть изменены.

Направленность абсолютной колориметрической (absolute colorimetric) обработки позволяет точно повторить общие для обоих устройств цвета, а невоспроизводимые цвета преобразовать в ближайшие печатные эквиваленты. Этот вариант хорошо подходит для репродуцирования сплошных оттенков и цветных плашек.

Направленность относительной колориметрической (relative colorimetric) обработки подобна абсолютной, за исключением того, что исходный белый цвет "масштабируется" в выходной белый цвет (обычно цвет бумаги). Этот вариант хорошо подходит для проверки изображений CMYK на настольных цветных принтерах, которые обычно имеют более широкую цветовую гамму, чем печатные машины, которые вы хотите сымитировать.

Направленность обработки насыщенности (saturation) переназначает исходные цвета максимальной насыщенности в целевые цвета максимальной насыщенности. Этот вариант полезен только для графиков и диаграмм, где необходимо получить максимально яркие цвета.

1808