Seven Kingdoms
Рейтинг (по стобалльной системе)
Сюжет: 80
Сложность игры *: 60
Искусственный интеллект: 85
Зрелищность: 88
Музыка: 99
Графика: 75
Интерфейс: 90


* Чем сложнее игра, тем ниже балл.

Военно-стратегическая игра в реальном времени
Платформа: Windows 95
Системные требования: Pentium-90, 16-Мбайт ОЗУ, 4X-дисковод CD-ROM
Рекомендуется: Pentium-133, 32-Мбайт ОЗУ, 4X-дисковод CD-ROM
Разработчик и издатель: Interactive Magic
Язык: английский
Цена: 50 долл.

Где купить:
CompuLink "Библио-Глобус", Мясницкая, 6, тел.: (095) 924-26-73
"R-Style", Декабристов, 38/1, тел.: (095) 403-90-03
"Белый ветер", Никольская, 10/2, тел.: (095) 928-73-92
"Дом технической книги", Ленинский просп., 40, тел.: (095) 137-68-88
DIAL Electr., Строителей, 11, корп.1, тел.: (095) 928-85-81
"Виртуальный мир", Волгоградский просп., 1, тел.: (095) 742-50-00
"Электронный мир", Ленинский просп., 70/11, тел.: (095) 742-40-00

Одна из самых необычных стратегий в реальном времени, Seven Kingdoms, появившаяся сравнительно недавно, удивила многих прежде всего своим авторским коллективом. Ведь главой команды программистов стал довольно известный человек - Тревор Чан (Trevor Chan), - легендарный создатель не менее легендарной игры Capitalism, которая по праву считается лучшей и, пожалуй, единственной "жизненной" экономической стратегией. Однако теперь Тревор решил поработать в несколько непривычной для себя области. Видимо, всеобщая истерия подобных стратегий коснулась и его, человека сугубо мирного и склонного к разработке скорее экономических, нежели военных игр. Тем интереснее вам будет познакомиться с этим новым произведением, где в стандартную сюжетную линию (построить барак - купить солдата - убить врага) удачно встроено множество чисто экономических элементов, присущих, в частности, игре Capitalism.

Еще одной примечательной особенностью Seven Kingdoms является небывалое число враждующих сторон (обозначенное, кстати, в названии игры). Здесь семь королевств, а точнее национальностей: китайцы, греки, японцы, майя, норманны, персы и скандинавы (викинги). Подобный размах встречается крайне редко. Один из немногих примеров - игра Jurassic Wars, где воевало примерно столько же племен. В большинстве же своем стратегии в реальном времени ограничиваются двумя, максимум тремя кланами. Само собой разумеется, различия между королевствами заключаются не только в названиях - представители каждой народности обладают собственным уникальным оружием с соответствующими характеристиками, а также имеют "потусторонних" помощников, о которых речь пойдет чуть ниже.

По принципу построения Seven Kingdoms мало отличается от десятков других стратегий в реальном времени. Имеются людские ресурсы - вы вербуете себе сторонников в деревнях и обучаете их различным профессиям. Впоследствии каждый специалист (шахтер, военный, шпион, строитель или ученый) будет использован по своему назначению - на добыче ресурсов, строительстве зданий, в разведке, бою или научных изысканиях. Деньги, необходимые для сооружения новых построек, покупки оружия и т. д., поступают в основном из двух источников: это налоги, отчисляемые жителями подвластной вам деревни, и караванная или морская торговля с другими королевствами. Очевидно, что чем больше деревень будет под вашим контролем, тем больше денег вы получите. Те же населенные пункты, которые пока не входят в объединенное государство, разбросаны по карте в случайном порядке и называются "независимыми деревнями". До поры, до времени... Но когда это время придет и у вас либо возникнут проблемы с деньгами, либо армия станет на редкость сильна, можно будет двинуть войско в свободную деревню и поднять над ней свой флаг.

Единственный минус подобного подхода - низкий уровень лояльности порабощенных народов. К слову сказать, это одна из важнейших характеристик всех граждан. Стоит только уровню лояльности упасть, как они побросают вилы, мечи со щитами и отправятся на поиски более достойного господина, иными словами, дезертируют. Чтобы этого не случилось, вы должны всячески развлекать своих подданных. Дайте им "хлеба и зрелищ". Иногда хлеб и зрелища успешно заменяют денежное пособие, которое сразу поднимает всем настроение. В случае же, если настроение не очень-то поднялось, следует подкинуть еще некоторое количество денег. Покупать лояльность граждан таким образом можно до тех пор, пока она не станет стопроцентной или пока деньги не подойдут к концу.

Кроме того, в Seven Kingdoms используются некоторые приемы, свойственные скорее походовой стратегии, - дипломатия и шпионаж. В любой момент можно заключить с приглянувшимся королевством торговое соглашение или договор о ненападении, а с теми, кто не понравился, развязать войну или потребовать денег за сохранность территориальной целостности (все это происходит в режиме реального времени). Если же мощь собственной армии не внушает оптимизма, а насолить соседу очень хочется, то можно заслать к врагу шпиона, и при удачном стечении обстоятельств он сумеет рассказать немало интересного о вражеских заводах и научных учреждениях. Просто наберитесь терпения и подождите, пока ваш агент внедрится, дослужится, скажем, до командарма и получит в свое распоряжение уже целую неприятельскую армию. Справедливости ради стоит отметить, что помимо разведки существует и контрразведка, - со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Когда же все дипломатические и прочие ухищрения в борьбе за мировое господство перестанут приносить плоды, можно с чистой совестью приступать к боевым действиям. У вас есть живая сила (пехотинцы, арбалетчики, мужики с мечами и топорами), а также "вооружение" - катапульты, баллисты, пушки и парочка совсем уж экзотических орудий того же примерно назначения. Разработкой вооружения занимаются ученые, причем каждое орудие имеет три уровня "крутости" и автоматически подвергается обновлению. Помимо сухопутных сил, под вашим началом находятся несколько моделей военных кораблей и судно для транспортировки. Наряду с обычными войсками здесь присутствуют некие мифические существа, покровительствующие каждому народцу. Они наделены паранормальными способностями и обладают различными магическими свойствами - многие могут летать и лечить раненых бойцов в режиме on-line, некоторые запугивают врага одним лишь своим мерзким видом, а кое-кто и молниями постреливает в потенциального противника, сея ужас и панику в его рядах.

Небольшие нарекания вызывает, пожалуй, графика. Когда одновременно на поле брани сходятся десятки всевозможных подразделений, различить что-либо в этой куче довольно сложно, поскольку по тщательности прорисовки солдат и анимации Seven Kingdoms заметно отстает даже от WarCraft. Хотя, безусловно, очень неплохо прорисованы постройки и воссозданы метеоусловия - дождь, снег, молнии, торнадо и пр. Добрых слов заслуживает и музыкальное сопровождение игры.

В Seven Kingdoms несколько игровых режимов. Так, в Training входят 13 обучающих миссий, а в Scenario - 23 непохожих друг на друга задания, причем вы можете создать свой собственный сценарий, самостоятельно установив массу жизненно важных параметров. Можно поиграть и в многопользовательском режиме (используя протоколы IPX, TCP/IP, Direct Link или модем).

Советы, помогающие выиграть

Первое, на что следует обратить внимание, - это встроенная в игру энциклопедия. В ней подробно расписаны характеристики всех национальностей, и вы легко подберете какую-нибудь из них для себя. Там же можно найти описание различных сооружений и видов оружия.

Далее нужно запустить режим Training, в котором на протяжении тринадцати миссий вас будут учить правильно воевать, шпионить, торговать, вести переговоры и т.д.

Но прежде чем приступить к выполнению встроенных миссий, попробуйте свои силы на произвольной карте с заранее заданными несложными параметрами.

Учтите, что при вербовке каждого крестьянина общий уровень лояльности снижается, поэтому не вербуйте их всех сразу, а лучше перетаскивайте на свою сторону по одному (через некоторые временные интервалы).

Не следует завышать налоги - лучше прибрать к рукам побольше деревень, чем взимать по максимуму с одной-единственной.

Не нападайте на мирных граждан или чужие караваны - уровень лояльности в этом случае сильно падает.

Приплатите немного недовольным, если таковые имеются, в итоге это обойдется вам дешевле.

Не вербуйте без надобности солдат, поскольку для повышения мастерства солдата требуется загнать в форт под командование более опытного товарища, а число свободных мест в форте и опытных товарищей, как правило, весьма ограниченно.

Старайтесь поменьше привлекать рабочих, ученых или военных со стороны. Они хоть и обладают достаточным опытом, но не всегда лояльны и, более того, обычно имеют другую национальность, нежели ваши подданные, что не очень хорошо.

Помните, что при атаке вражеских укреплений ни на минуту нельзя забывать про оборону своих собственных, поскольку в это время враги могут забрести к вам в тыл и напасть на вас.

Скорость игры можно переключать клавишами 0...9 - это весьма полезная функция.