Курс математики для школьников и абитуриентов
Системные требования: 486DX-66; 8-Мбайт ОЗУ; видеоадаптер, поддерживающий разрешение 640x480 точек при отображении не менее 256 цветов, 2X-дисковод CD-ROM; звуковая плата; мышь. Программа работает в среде Windows 95 и Windows 3.1. При минимальной установке программы требуется 1 Мбайт свободного дискового пространства, при полной установке - 70 Мбайт.
Цена: 35 долл.
КомпьюЛинк,
тел. в Москве: (095) 935-88-91, 931-92-69,
факс: (095) 931-94-65, www.compulink.ru/cdrom


По моим наблюдениям всего трое - пятеро учеников в классе при изучении математики обходятся без посторонней помощи. Но еще больше в ней нуждаются школьники, стремящиеся поступить в институты. История репетиторства едва ли короче истории самого образования. Подготовка по математике выделяется среди других предметов по разным причинам. Так, в ней превалирует необходимость передать ученику не только навыки техники решения задач и обязательный теоретический материал, но и, что очень важно, требуется научить детей мыслить математическими образами, т. е. переходить от описания задач на естественном языке к описанию в математических понятиях. Недаром среди профессионалов-математиков бытует мнение: правильная постановка задачи, как правило, на 40% обеспечивает ее успешное решение. Обучение такой дисциплине требует и длительного времени, и обязательного участия преподавателя.

Сейчас почти при каждом вузе есть курсы для поступающих, а о том, сколько репетиторов готовы вам помочь, и говорить не стоит. Существуют разнообразная методическая литература и даже, как принято сегодня писать в СМИ, "репетиторские кланы, где крутятся большие деньги". Но далеко не каждый может пойти - по разным причинам - по этому пути.

Сейчас начали появляться различные мультимедиа-продукты, с помощью которых можно облегчить процесс изучения какого-либо школьного предмета. В конце 1997 г. компания "КомпьюЛинк" издала мультимедийный "Курс математики для школьников и абитуриентов" Л.Я. Боревского. Московский преподаватель, кандидат технических наук Л.Я. Боревский положил в основу курса собственную оригинальную методику. При его составлении он опирался на свой 20-летний опыт практической работы по подготовке абитуриентов в ведущие вузы страны.

Автор предложил школьникам 9-11-х классов и абитуриентам "средство подготовки к экзаменам по математике на основе решения реальных экзаменационных задач". Компакт-диск с этим курсом содержит 225 задач для интерактивного и 450 для самостоятельного решения, "полную теорию" в виде гипертекстового учебника с доказательствами теорем, выводами формул, комментариями и иллюстрациями. Кроме того, вместе с компакт-диском покупатель получает два учебника: "Тригонометрия" и "Показательные и логарифмические функции, тождества, уравнения, неравенства". В основном учебники предназначены для самостоятельной письменной проработки материала. Интересно, что представленные на компакт-диске и разбитые по темам задачи имеют нечетные номера. Решение этих же задач подробно рассмотрено в учебниках, но наряду с ними даны примеры под четными номерами в соответствии с пройденным материалом, однако решать их придется уже самостоятельно.

Иллюстрации к данной статье отражают основные этапы работы с программой. При ее инсталляции никаких проблем не возникло. Очень удобно, что заранее можно задать объем дискового пространства, который будет нужен для записи "Курса". Можно также установить только выбранные темы. Я советую просмотреть пункт "Математика. Вводный урок", где вы получите исчерпывающую информацию о том, как работать с программой.

Данный программный продукт снабжен средствами контроля за усвоением материала, причем они предложены не только в виде специальных заданий. Ведется дневник успеваемости, а оценка за выполненное задание зависит от времени решения задачи.

Меня огорчило то, что в "Курсе" отсутствует возможность сохранения и просмотра ранее решенных задач, - приходится заново повторять весь пройденный путь. На мой взгляд, такая информация была бы гораздо полезнее, чем статистика о затраченном на задачу времени и оценка за это в баллах. Наконец, необходимость щелкать по запрограммированным подсказкам иногда вызывает недоумение - разве нельзя решить задачу другим способом?

Данное издание является только частью полного "Курса математики для школьников и абитуриентов", содержащей 7 из 27 предусмотренных тем. Пока в него не вошли некоторые темы по геометрии, степенным функциям и другим разделам, изучаемым в школе, что ограничивает подготовку абитуриентов, но можно надеяться, что в следующей версии будут представлены те разделы "школьной" математики, которые остались неохваченными. К чести автора следует отнести признание, что для достижения с помощью данного "Курса" поставленной цели - подготовки к экзамену, - он "необходим, но недостаточен".

И все же следует признать появление такого продукта, как "Курс математики для школьников и абитуриентов", на отечественном рынке событием и выразить надежду, что он найдет своих пользователей. Этот материал рекомендован Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве дополнительного пособия для школьников старших классов и абитуриентов.

582