воображение требует большего, предложите ему "Heroes of might and magic II" (или просто Heroes II) - стратегическую игру в стиле "фэнтези". В ней вы найдете кое-что от старых, добрых игр Master of Magic, WarLords и довольно много от совсем уже старой, но по-прежнему интригующей King's Bounty. Впрочем, несмотря на сходство, Heroes II построена на собственной оригинальной идее и весьма своеобразна.

Превосходная графика, простота освоения и управления в Heroes II, а также широкое разнообразие возможных сценариев составляют положительные качества этой игры.

В Heroes II предусмотрена так называемая Кампания. Чтобы ее пройти, надо выполнить подряд 10 миссий с нарастающей сложностью, причем каждая миссия отличается своим заданием, и выполнить его без должной подготовки, право же, совсем непросто. К тому же Кампания - "двойная". Вначале вам представят претендентов на престол, которые рассчитывают на силу вашей армии (как положено, злого и богатого или доброго, но тоже не бедного). После выбора, где-то в середине Кампании, дадут возможность образумиться и переметнуться в противоположный стан. В общем, думайте сами - решайте сами.

К сожалению, вам не удастся сгенерировать карту местности случайным образом, как в WarLords. Зато можно воспользоваться новинкой - редактором карт. С его помощью вы или создаете свой сценарий или редактируете уже существующий, добавляя себе недостающие ресурсы или увеличивая мощь своего войска десятком-другим драконов. Если вы уверены в своей непобедимости, можете усилить и своих противников - этого вам никто не запретит.

Переиграв на всех 34 картах, можно переписать дополнительные из Internet. Например, несколько интересных карт мы обнаружили по адресу http://www.novalink.com/angela/. Отметим, что необходимость в использовании редактора карт может появиться очень не скоро, поскольку тех сценариев, которые поставляются вместе с игрой, вполне достаточно. Кроме того, некоторые сценарии довольно сложны, их практически невозможно пройти с первого захода и тогда приходится их переигрывать по нескольку раз.

Как и подобает любой современной компьютерной игре, в Нeroes II можно играть не только с компьютером, но и с друзьями (или недругами, кому как нравится). Для этой цели здесь имеются: поддержка сетевого варианта, возможность игры по модему и так называемый HotSeat ("горячий стул" - игру ведут несколько участников за одним компьютером, ходы делаются поочередно). А если вам хочется начать долгую, многодневную игру, полную неожиданностей и опасностей, - начинайте Кампанию.

Учитывая широкий диапазон звукового сопровождения - от нежной мелодии и плеска волн до скрежета лесопилки, можно сказать, что Heroes II удовлетворяет самым разным вкусам и обладает всеми достоинствами современных компьютерных игр, не предъявляя при этом высоких требований к вашему компьютеру.

С чего начнем?

Обычно вам дается один герой, небольшая армия для него и один или несколько городов, которые необходимо постепенно отстраивать. Героев со временем можно докупать, а города завоевывать.

Существуют города шести типов. Городом людей управляет рыцарь (knight), городом эльфов - фея (sorceress), городом мертвых - повелитель демонов (necromancer), горным городом - маг-чернокнижник (warlock), городом троллей - варвар (barbarian) и волшебным - конечно же, волшебник (wizard). В каждом из них можно строить свои сооружения и закупать армии. Кстати, в отличие от первой версии игры вам предоставлена возможность модернизировать некоторые виды войск, что порой чрезвычайно полезно.

Кроме того, существует армия еще одного типа - "вольный люд", живущий в чистом поле, - ни в одном из городов она не продается.

Каждая армия имеет свои особенности, напpимер, горная - самая дорогая, но зато чрезвычайно сильная и обладает рядом сверхъестественных способностей, а человеческая армия - самая дешевая и ничем особенным не выделяется. Некоторые отдельные виды войск также имеют довольно-таки специфические особенности. Так, например, паладины бьют недруга два раза, а не один, как все остальные; драконы обладают отличным иммунитетом против любой магии. Знание и использование этих качеств может стать залогом вашей победы.

Очень полезными свойствами ваших героев являются Мораль и Удача. Если вдруг двадцать ваших и без того лихих драконов в каком-либо из боев посетила Удача (этакая симпатичная радуга), то не хотел бы я оказаться в этот момент вашим противником - сила их удара увеличивается вдвое.

Ваши герои изначально наделены разными качествами, которые развиваются в ходе игры или могут быть получены в определенных местах, так называемых "часовнях" и "кельях" (по-простому "крестилках" и "молилках").

Магия в Heroes II играет значительно большую роль, чем в предыдущей версии. Опытные игроки утверждают, что экономить на магии не стоит, поскольку без заклинаний победить будет значительно сложнее. А освоение таких мощных заклинаний, как "зеркальный образ", "армагеддон" и "восстание из мертвых" (находящихся на пятом уровне магической гильдии - magic guild), сделает вашу армию практически непобедимой.

Нормальные герои всегда идут

Основная цель игры - захватить все города противника и уничтожить последнего вражеского героя. В отдельных сценариях могут возникать и другие задания, например захватить конкретный город или выкопать сверхволшебный предмет (суперартефакт). Поэтому тексты, которые словоохотливый компьютер обычно пишет вам в начале каждой новой игры, рекомендуется читать.

Ну что ж, начинаем играть. Город и герой с армией у вас уже есть. Дальнейшие действия заключаются в хождении по бескрайним пескам, болотам, лаве, а если повезет, лугам и полям и добывании полезных ископаемых (железной руды, ртути, песка, самоцветов и т. п.), за счет которых и будут строиться города и покупаться армии. Однако не стоит думать, что все полезные ископаемые (или просто ресурсы) будут доставаться легко - за многие из них придется платить кровью ваших воинов.

В походе можно найти еще и волшебные предметы (например, медаль или арбалет), которые могут существенно поднять моральный дух армии или увеличить какую-то сторону ее боевой мощи. По общему признанию, наиболее полезными находками в этой игре являются сапоги, позволяющие герою ходить значительно дальше (преодолевать большее расстояние за один ход), или мешок с деньгами, значительно увеличивающий ваш ежедневный доход. Кроме тех волшебных предметов, которые разбросаны на поверхности земли, существует еще один - закопанный сверхволшебный (суперартефакт), его местоположение можно увидеть на карте, кусочки которой находятся на обелисках.

Как и всякая стратегическая игра, Heroes II не терпит спешки - в нее надо играть долго, вдумчиво, постепенно совершенствуя свое мастерство. Разработка успешной стратегии исследования карты и выработка правильной тактики ведения боя являются залогом победы.


Андрей Леонидович Ездаков, Сергей Викторович Макаров - cт. преподаватели МГИЭТ. Контактный тел.: (095) 532-98-61.

Советы, помогающие выиграть

Начинать активные боевые действия на первой неделе не рекомендуется - осмотритесь, наберите ресурсов, возьмите неохраняемые волшебные предметы и не забывайте каждый день строить что-нибудь в городах.

По возможности не атакуйте лучников и прочих стрелков, не имея летающих родов войск.

Не рассредоточивайте вашу армию. Равную по силе армию можно победить, но и ваши потери будут значительны. Сражаясь превосходящими силами, вы, как правило, избавлены от серьезных потерь.

Постоянно наращивайте опыт ваших героев. Лучше иметь несколько сильных героев.

Если ваш город укреплен слабо, в нем небольшая армия, основные бойцы гуляют далеко, а рядом появился мощный вражеский герой, не опускайте руки. Имея в запасе немного денег (тысяч 15-20) и магическую башню второго уровня (с заклинаниями "молния" или "замораживающий луч"), вам следует одного за другим закупать магических героев и бросать их в бой.

При боевом столкновении компьютер патологически не любит ваших стрелков и "летунов", причем именно в данной последовательности. Воспользуйтесь этим - имейте в армии немного каких-либо стрелков и будьте уверены, что первый, самый мощный удар врага обрушится на них.

Если вам вдруг потребовалось разделить группу паладинов или гаргулей (злобных крылатых тварей), то это можно сделать с помощью клавиши .

Если вашему рыцарю не удается одержать победу в бою и вы играете без перезаписи, попробуйте убежать. В этом случае вы сможете выкупить рыцаря до конца недели в одном из своих городов.

Заметив рыцаря, который хочет на вас напасть, щелкните на его фигурке - и сразу увидите число боевых единиц противника:

Few: 1 - 4
Several: 5 - 9
Pack: 10 - 19
Horde: 20 - 49
Zoundz: 50 - 119

Legion ... ну это совсем много, и если там не крестьяне, то, пожалуй, надо бежать, причем очень быстро, или начинать игру заново.

Для того чтобы увидеть, сколько войск стоит в городе, на который у вас имеются серьезные претензии, необходимо в своих городах иметь как минимум две шпионские гильдии.

Повысить моральный дух армии можно несколькими путями. Во-первых, не смешивайте разнородные войска. Во-вторых, не брезгуйте волшебными предметами, повышающими моральный уровень. В-третьих развивайте в своих героях способность повышать мораль у подчиненных им войск - Leadership.


Системные требования

Процессор DX2-66 МГц, 4-(лучше 8) Мбайт ОЗУ, 60 Мбайт на жестком диске, ОС DOS, Windows 3.1 или Windows 95, звуковая плата, совместимая с Sound Blaster, мышь.