В последние годы легендарные продукты Notes и Domino, первые популярные решения для организации коллективной работы и обмена сообщениями, стали уходить в тень. Однако, как считает Леонид Алтухов, президент компании «Интерпроком», передача этих и ряда других решений индийской компании HCL (см. «IBM продала несколько программных продуктов компании HCL Technologies», Computerworld Россия от 10 декабря, 2018) дает им шанс снова стать лидерами в своей категории.

— Леонид, вы недавно вернулись с конференции германской группы пользователей Notes/Domino, первой после объявления о продаже Notes и Domino компании HCL. Что изменилось по сравнению с прошлыми мероприятиями?

Нельзя сказать, что она вообще первая: после объявления о грядущей сделке уже прошло несколько конференций — и в США, и в Европе. Разумеется, на всех, присутствовали представители HCL и чувствовались грядущие изменения.

Самое главное, лет шесть-семь рынок считал, что Notes и Domino — уходящие продукты, так как IBM в их развитие не вкладывалась. Долгое время последней версией была 9-я, выпущенная в 2013-м, если не ошибаюсь, году. В сентябре, незадолго до объявления о продаже, IBM анонсировала выход 10-й, но надо учитывать, что этот продукт уже два года разрабатывается совместно с HCL. А сейчас HCL сообщает, что в четвертом квартале выйдет 11-я, совершенно другая версия продукта. То есть шесть лет ничего не происходило — и вдруг сразу две версии за год.

— А насколько существенно отличаются 9-я и 10-я версии? И много ли нового привнесут за это короткое время в 11-ю?

Я бы сказал, драматически отличаются, особенно 11-я. Появится, например, полноценный клиент Notes на мобильном телефоне.

Почему это важно? По уровню гибкости, эффективности построения систем документооборота и организации совместной работы над документами Notes и Domino всегда были лидерами. У них есть средства для быстрого и эффективного построения рабочих процессов: написать на базе Domino систему управления предприятием для непроизводственной компании не такая уж сложная задача.

Однако возможность доступа ко всей этой функциональности с мобильных устройств отсутствовала, а в наше время чрезвычайно важно, чтобы все, чем вы пользуетесь, было доступно в любое время и в любом месте. HCL планирует обеспечить доступность функционала Notes/Domino для всех платформ.

Будут в 11-й версии и другие новшества, например автоматическое восстановление кластера, автоматическая «починка» репликации внутри кластера, абсолютно новый групповой календарь. Сейчас обсуждаются пожелания партнеров и заказчиков, которые собирает HCL. Предусматривается переход на новые технологии, в частности Java 8, что необходимо разработчикам.

Важно отметить, что HCL старается участвовать во всех мероприятиях пользовательских групп. Эмоциональная составляющая этого процесса очень интересна: сотрудники HCL достаточно открыты, постоянно обращаются к аудитории, интересуются мнением слушателей при обсуждении любой темы: «У нас есть несколько вариантов интерфейсов, есть такая цветовая гамма, есть другая. Кому какая больше нравится? Объясните, что именно не нравится?»

Леонид Алтухов

— Не станет ли сложнее предлагать Notes и Domino клиентам? Раньше это были продукты от IBM, а теперь от гораздо менее известной компании...

Ну, 14 млрд оборота — это не такая уж «неизвестная компания». Да и российские заказчики стали более прагматичны: им нужно «ехать», а не «шашечки». Для них важнее тот факт, что от HCL гораздо проще получать ответы на вопросы о возможностях продуктов. Если производитель платформы мало заинтересован в развитии бизнеса, очень сложно продавать прикладные решения на ее базе. Теперь же мы видим реальные изменения политики, цель которых — помогать пользователям.

Принципиальное отличие политики HCL состоит в том, что компания предпочитает в гораздо большей степени работать через партнеров, оказывая необходимое содействие. Мы в свою очередь организуем на базе «Интерпрокома» линию бесплатной технической поддержки на переходной период и в рамках сотрудничества с HCL создаем демонстрационные версии решений — как облачных, так и «локальных», что позволит информировать о развитии Domino и предоставить возможность «потрогать руками».

— Стало ли понятно, как будут развиваться Notes/Domino дальше?

Дорожная карта продукта не является секретом: она с какой-то степенью детализации даже лежит на сайте компании. У IBM карты не было. Ну, или по крайней мере узнать что-либо в IBM о планах развития продукта было практически невозможно. Активности со стороны IBM по продвижению платформы Notes/Domino сокращалась год от года как в России, так и за ее пределами, все понимали, чем это закончится.

Еще один момент, который очень импонирует в стратегии HCL, — они заявляют, что будут обеспечивать интеграцию продуктов со всем, что необходимо партнерам. Создавать полноценную экосистему вокруг своих продуктов.

— Собирается ли HCL открывать офис в России и создавать службу поддержки?

Это было бы замечательно, но пока, так исторически сложилось, у HCL нет офиса на территории стран СНГ. Ближайшие представительства, насколько я знаю, находятся в Польше и Эстонии. Впрочем, открытость компании вплоть до ее руководства делает это обстоятельство не таким уж критическим для развития бизнеса.

— На мероприятиях по электронному документообороту производители говорят, что собираются оснастить свои решения искусственным интеллектом. За счет этого СЭД смогут самостоятельно маршрутизировать документы, проверять комплектность пакетов документации и т. д. В отношении Domino есть такие планы?

Про искусственный интеллект пока речь не идет, но в 11-й версии появится, надеюсь сразу в первом релизе, подключение Elasticsearch. Это настраиваемое под запросы пользователя средство отслеживания любых изменений, и оповещение их через очередь сообщений: что изменилось, например, в ваших приложениях за последние сутки.

— Не запоздал ли этот прорыв, не ушли ли потенциальные пользователи на другие платформы?

Те заказчики, которые пользовались Domino, очень не хотят отказываться от этой платформы по одной простой причине — она, была очень удобна для работы даже в том состоянии, в котором существовала в последние годы. Лет пять назад один из заказчиков попытался перейти на другую известную платформу, но до сих пор этот процесс не завершен: пользователи объявили «итальянскую забастовку», находят тысячу причин, почему то или иное подразделение крупной структуры не может осуществить такой переход. Если бы Domino им не нравилось, проблема разрешилась бы давно и быстро. К тому же, когда начинают считать стоимость перехода, выясняется, что почту еще можно перенести, а за созданием приложений-аналогов надо обращаться к сторонним разработчикам, и выясняется, что все это потребует немало денег и времени.

— Крупные структуры у нас обычно государственные, а они переходят на отечественные системы в рамках программы импортозамещения...

Российские заказчики должны учитывать еще одно важное обстоятельство: переход прав на программное обеспечение к HCL выводит это ПО из категории «токсичного», которое нам могут запретить продавать или поддерживать, так как оно переходит в юрисдикцию дружественного государства. Надеюсь, наши регулирующие органы примут этот факт во внимание и позволят отечественным разработчикам создавать приложения на основе Domino для государственных или окологосударственных структур, являющихся крупнейшими пользователями систем документооборота.

Покажите мне хоть одну прикладную программу, которая полностью разработана на российских инструментах. Свободно распространяемое ПО тоже, как правило, не в России создано. Про «железо» я даже не говорю — оно практически все в основе своей иностранное: процессоры, материнские платы и т. д.

Поэтому говорить и о «железе», и о софте как о российских большого смысла нет. Надо стремиться к созданию российского прикладного решения, построенного на базе компонента, произведенного не в тех странах, которые налагают на Россию санкции.

Так что факт перехода прав на Notes и Domino от производителя из страны западного мира к компании из БРИКС очень важен, потому что, наверное, 70% российского рынка ПО — это государственные или окологосударственные заказчики, которые теперь могут смело внедрять Notes и Domino. У них снова есть возможность работать с надежной, мощной масштабируемой платформой, легкой в использовании, обеспечивающей быструю разработку приложений даже без наличия четко описанного технического задания. Это то, что глава Сбербанка Герман Греф любит называть словом Agile. Agile-подход и Domino — взаимодополняемые методика и решение.