Редкий работодатель может похвастаться, что его сотрудники не опаздывают: исследование, проведенное компанией HeadHunter показало, что 7% персонала ежедневно опаздывает на работу, еще 12% делает это еженедельно. Это приводит как к прямым убыткам, так и к косвенным, связанным с общим падением дисциплины в коллективе.

Особенно проблема опозданий актуальна для больших торговых сетей, в которых невозможно следить за дисциплиной из единого центра, а отсутствие продавца на рабочем месте может привести к немедленным убыткам.

Стандартные меры борьбы с опозданиями — учет посещаемости «вручную» или с помощью электронных пропусков — не всегда приносят плоды, с учетчиком можно договориться, пропуск — передать коллеге, чтобы он отметил приход на работу «как надо». Пропуска, помимо того, теряются, в результате чего возможно несанкционированное проникновение на предприятия.

В связи с этим популярность набирают биометрические методы идентификации, которые до недавнего времени фигурировали, в основном в фильмах «про шпионов». Так, в компании RedSys создана биометрическая мультимодальная система RS-BIO T&A (Time and Attendance), которая позволяет получать различные биометрические данные сотрудников – фотоизображение и трехмерную модель лица, отпечатки пальцев, рисунки вен ладоней и т. д.

RS-BIO состоит из мастер-системы, которая обеспечивает сбор, обработку и хранение биометрических данных сотрудников, терминалов идентификации и модулей интеграции биометрических терминалов сторонних разработчиков.

Мастер-система хранит исходное фотоизображение лица, «карту глубин», дающую информацию о его трехмерной модели, снимок вен ладони и т. д. Эта информация привязывается к идентификационному номеру сотрудника.

Также система обеспечивает хранение этих данных и передачу их в терминалы, на которых, собственно, и происходит регистрация прихода и ухода сотрудников.

Терминалы хранят в себе информацию, необходимую для идентификации сотрудников «своего» предприятия. Придя на работу, сотрудник нажимает кнопку на терминале, терминал его фотографирует и сравнивает изображение с имеющимися у него в локальной базе данных. При нахождении совпадения система регистрирует факт и время прихода сотрудника. Аналогичным образом вечером работник фотографируется еще раз, фиксируя время ухода домой.

Терминал можно наделить и дополнительным функционалом: регистрируя сотрудника он, например, может сообщить, что тому надо обратиться по каким-то вопросам в бухгалтерию или отдел кадров. Информацию об этом терминал будет получать из соответствующих ИТ-систем ретейлера.

Обмануть систему «обычными» средствами невозможно, поскольку она способна определять, показывают ей лицо, фотографию или даже трехмерную маску, и реагирует только в первом случае. Так что, в отличие от «карточной» системы, ее обмануть очень сложно.

Преимущество бесконтактной системы над сканерами отпечатков пальцев в том, что у приблизительно 5-7% людей отпечатки пальцев плохо читаются, также к системам с тактильными способами идентификации требуется повышенное внимание при эксплуатации, а часть персонала может и вовсе отказаться от использования подобного метода.

Использование централизованной мастер-системы позволяет упростить и удешевить процесс эксплуатации RS-BIO. При замене терминалов, в одном магазине или во всей торговой сети, не нужно собирать биометрические данные заново и обрабатывать их в соответствии с требованиями производителя конкретного устройства — они просто заново загружаются из системы, преобразованные в соответствии с алгоритмами работы конкретного терминала.

Соответственно с магазина снимается работа по многократному занесению биометрии сотрудников в базу данных. Также централизованная система дает большой выигрыш при переводе сотрудника из одного магазина в другой или при временном прикомандировании сотрудника центрального офиса к какой-либо торговой точке: мастер-системе достаточно переслать уже имеющееся изображение лица на терминал нового рабочего места.

Стоимость современного терминала от 45 до 60 тыс руб., это значительно меньше, чем теряет от опозданий работодатель в коллективах от 50 человек. Кроме того, система повышает трудовую дисциплину, поскольку все знают, что ее не обмануть и информация из нее автоматически поступает в распоряжение руководства.

Встречают по покупкам

Другое возможное применение RS-BIO – интенсификация работы с постоянными покупателями в магазинах, торгующих дорогими марками парфюмерии, одежды, обуви. В них имеет смысл «знать в лицо» постоянных клиентов, которым при оформлении или переоформлении бонусной карты можно предложить «оставить» в ИТ-системе ретейлера свое изображение, которое будет связано с картой.

При посещении магазина таким клиентом, RS-BIO при помощи видеокамер, размещенных на входе в торговую точку, опознает его и передает информацию о визите покупателя в ИТ-системы ретейлера, которые выдают консультанту, работающему в торговом зале, информацию о том, какими продуктовыми группами обычно этот клиент интересуется, каких производителей предпочитает, какие размеры одежды или обуви ему подходят и т. д.

В результате сотрудник магазина подходит клиенту не с дежурным «чем могу помочь?», а с конкретным предложением, основанным на уже известных его предпочтениях. Этим он экономит и свое время, и время клиента.

Магазин получает более точный учет потребителей, которые приходили в магазин, более точный подсчет конверсии визитов в покупки, возможность анализировать поведение самого покупателя и качество работы консультанта, с ним работавшего.

Для клиента дополнительный бонус заключается в том, что если он забыл свою карту лояльности, то система, опознав его по лицу, даст возможность оформить скидку без необходимости каких-то дополнительных подтверждающих действий, вроде получения SMS на номер телефона, привязанного к карте.

В настоящее время система внедряется в магазинах одного из федеральных ретейлеров.

Иван Смирнов, директор департамента инженерно-технических систем безопасности компании RedSys

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями