Сегодня в руках каждой компании имеется огромное количество видео- и фотоматериалов. Однако, чтобы они дали ощутимую пользу – как для обеспечения безопасности, так и для оптимизации бизнеса, – необходима мощная аналитика.

Иван Смирнов
Иван Смирнов, директор департамента инженерно-технических систем безопасности компании RedSys

Современные технологии позволяют легко записывать на видео и фотографировать все, что происходит на интересующей вас территории: существуют вполне доступные камеры, которые способны вести запись не только в формате Full HD, но также 4К и 8К. А это значит, что даже в огромном зале или на футбольной арене можно различать лица людей и успешно их идентифицировать.

Однако внедрение полноценной системы видеоаналитики требует значительных вложений: нужно специальное программное обеспечение, необходимо формировать и вести базу идентифицированных личностей. Такое под силу лишь крупнейшим компаниям, особенно в сложившихся экономических условиях. Впрочем, рынок всегда реагирует на возросший интерес, и сегодня все эти вопросы можно решить при помощи облачных сервисов.

Инфраструктура и затраты

Когда заказчики спрашивают нас, можно ли организовать наряду с записью видео элементы видеоанализа, идентификации людей и определения событий, каждый раз мы вынуждены запускать отдельный проект для оценки ситуации. Ведь у банка, галереи, грузоперевозчика или розничного магазина – совершенно разные запросы и потребности. Одним нужно отслеживать технологические операции, другим – узнавать своих клиентов, а третьим – контролировать ситуацию на объектах, не допускать нештатных ситуаций.

Тем не менее есть у всех подобных инициатив и типовая часть. Когда компания задается целью анализировать то, что происходит на ее территории, мы рекомендуем устанавливать не просто камеры, снимающие с заданным разрешением (которое индивидуально определяется для каждого помещения и условий наблюдения), но еще и специальные приставки. Например, широко используемое устройство NEC Captran Mobile Face Recognition Module можно подключить к любой IP-камере и получать в реальном времени детектированные лица всех людей, попадающих в поле зрения камеры, а также находить совпадения в эталонной базе изображений. Подобное устройство можно подключить к серверу по сети, через Wi-Fi или даже 3G (если наблюдение происходит на удаленном объекте) – в любом случае объем передаваемых данных будет невелик, ведь речь идет об уже готовом биометрическом шаблоне. Передать видео с распознанными лицами можно сразу в облако или на собственный сервер с базой данных.

Безопасность

Самая очевидная область применения технологий видеоанализа – это безопасность. Растущая популярность систем видеонаблюдения привела к тому, что заказчики начали осознавать: все видеопотоки просто невозможно эффективно анализировать. Да, можно посмотреть что-то в ретроспективе, изучить произошедшие инциденты, но контролировать вручную ситуацию даже с десятка камер просто невозможно. И даже прием на работу большего количества сотрудников по безопасности не гарантирует того, что подозрительная личность или реальное нарушение будут действительно замечены на экране.

Система видеоанализа в данном случае помогает решить сразу целый ряд задач и проинформировать службу безопасности о нежелательной ситуации или личности. Например, нередко ретейлеры и банкиры составляют базу данных, чтобы идентифицировать людей, совершавших мошеннические действия в прошлом. При помощи систем видеоидентификации мы можем узнать, что нежелательный человек появился, например, в торговом зале, и наблюдать за ним с особым вниманием. Также можно и предотвратить проход в закрытые зоны человека по чужому удостоверению – система идентификации поможет сопоставить предоставленный магнитный ключ и личность его владельца и не откроет дверь незнакомцу даже при наличии действующего пропуска. Не менее интересным видится и использование видеоидентификации в системах лояльности, это позволит получить привилегии даже в отсутствие карты.

Немало пользы может принести система, не только идентифицирующая лица, но и верифицирующая события в автоматическом режиме. Например, контролируя работу кассиров, можно вовремя узнать о возникновении большой очереди или выявить подозрительные действия кассира. Наблюдение за проходами «только для персонала» позволяет дополнить систему контроля доступа и оповещать ответственных лиц о том, что в служебную зону проник, скажем, человек без униформы.

Оптимизация бизнеса

Видеоанализ позволяет получать полезную информацию, и все больше компаний уже пользуются этими современными технологиями. Идентификация не обязательно должна касаться потенциальных правонарушителей. Как показывает наша практика, видеоаналитикой активно интересуются российские розничные сети – они могут идентифицировать людей по лицам для дальнейшего принятия решений (например, определять гендерный и возрастной состав покупателей в торговом центре). Кроме этого, анализ видео с камер наблюдения помогает изучать поведение покупателей в целом.

Так, можно создать систему, которая будет регистрировать посетителей на входе, например, в торговый зал и идентифицировать на выходе из него. Таким образом можно определить, сколько времени посетители проводят в зале или в конкретной его части. На основе усредненного показателя по всем зафиксированным посетителям можно оценивать полезность демонстрационной зоны каждый день и делать выводы об эффективности. В существующей экономической ситуации одним из явных преимуществ такого решения будет возможность перемещать комплекты оборудования в разные магазины сети и поэтапно собирать статистику в дата-центре.

Лицо как индивидуальный признак каждого человека может стать дополнительным фактором авторизации и узнавания. Сегодня и в России есть планы внедрить систему видеонаблюдения, которая позволила бы идентифицировать посетителей различных учреждений с пропускной системой (вузов, ведомств, библиотек) по их лицам. Тем самым упростилась бы процедура входа и выхода через турникеты, а руководству было бы легче понять, сколько вообще человек находится на территории заведения в каждый момент времени.

Пока в теории, но все чаще рассматривается возможность использовать системы видеоидентификации с системами лояльности клиентов. Здесь есть сразу несколько плюсов: во-первых, не нужны уже надоевшие всем карточки – достаточно посмотреть на камеру, а во-вторых, никто не сможет воспользоваться чужой скидкой. Ну и конечно, никто не мешает направить персонального менеджера к состоятельному клиенту, как только он появился в зале – будь то торговый павильон, офис банка или автосалон.

Видеоидентификация помогает и в оптимизации рутинных рабочих процессов – в частности, когда речь идет об анализе производительности труда и дисциплине. Камера с хорошим разрешением и система распознавания лиц могут быть использованы для учета рабочего времени персонала. Можно контролировать время ухода и прихода, продолжительность перерывов сотрудников. К тому же не понадобится тратить деньги на системы контроля и управления доступом и магнитные карты.

Облака

Все рассмотренные варианты использования средств видеоаналитики и идентификации могут быть реализованы как на собственном оборудовании и ПО, так и в облаке. И если первый способ остается предпочтительным для крупных банков, розничных сетей и, конечно, режимных предприятий и государственных структур, то компании из сегмента СМБ получают уникальный шанс войти в мир видеоаналитики, используя облачные ресурсы.

Облачный подход помогает избежать серьезных затрат, дает возможность не запускать масштабные интеграционные проекты, а лишь установить камеры с дополнительными модулями, распознающими геометрию лиц. Остальное можно получить в качестве сервиса. Системы видеоаналитики во всем своем многообразии использования могут быть реализованы в виде облачного сервиса с выгодой для заказчика.

При этом аналитические системы тоже продолжают развиваться и предлагают все более удобные инструменты, которые можно развернуть как внутри компании, так и в виде облачного сервиса. Так, одна из передовых систем детектирования лиц NeoFace Watch отправляет уведомления о появлении в зоне действия камеры людей из базы данных непосредственно на смартфоны сотрудников службы безопасности. Заказчик вообще может использовать только камеры с приставками и мобильные устройства для оперативного оповещения. Все остальное может находиться в защищенном облаке в ЦОД на другом конце страны.

Шаг в будущее?

Сегодня наблюдается развитие облачных баз данных человеческих лиц, это позволит обеспечить множеству компаний доступ к такой информации (конечно, с разрешения клиентов). В зависимости от финансовых возможностей и реальных задач анализ может происходить в реальном времени или, например, по итогам рабочего дня. И думается, появление нового универсального идентификатора (геометрии вашего лица) – вопрос уже недалекого будущего. Облачные базы данных смогут заменить многочисленные ID, в том числе и в мобильных приложениях. Но главное: они позволят тем, кто трудится в сфере услуг, узнавать о ваших предпочтениях и истории взаимодействия сразу, как только вы вошли, чтобы обеспечить лучший сервис лояльным клиентам и оперативно противодействовать мошенникам и нарушителям закона.