Почти 80% российских университетов в период коронакризиса полностью перешли на онлайн-формат работы со студентами. Некоторые вузы воспользовались уже имеющимися у них решениями на базе платформ LMS (Learning Management System): TeachBase, Matrix, Moodle и пр. [1]. Другие взяли на вооружение электронную почту или популярные мессенджеры для доставки контента обучающимся, сохранив организационную структуру традиционного очного образования. Все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные, при наличии виртуальных аналогов были перенесены в онлайн-среду. Не все учебные заведения оказались готовы к кардинальной перестройке образовательного процесса: экстренная конвертация традиционного обучения в онлайн-формат в кризисных условиях во многих случаях не позволила в полной мере раскрыть потенциал дистанционного обучения с СЭДО (система электронного дистанционного образования). Важно извлечь выводы из глобального эксперимента и проанализировать имеющийся опыт, чтобы адаптировать процесс обучения к новой ситуации.

Дистанционный формат открывает дополнительные возможности для совершенствования традиционных национальных и международных образовательных систем, однако при оценке его эффективности образовательные организации, внедряющие такой режим взаимодействия со студентами, должны учитывать разницу с традиционной формой обучения, отказавшись от соблазна сравнивать результаты обучения, полученные студентами дистанционно, со знаниями, получаемыми при очной форме.

Термин «онлайн-обучение» часто употребляется, когда идет речь об отсутствии очного общения студента с преподавателем, что приводит к подмене понятий и ошибочным выводам. Онлайн-обучение нельзя сводить лишь к иному каналу передачи образовательного контента. Если студенту такой контент передали, это еще не значит, что он его получил. На самом деле онлайн-обучение — это тщательно спроектированный и спланированный учебный процесс, поддерживаемый обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических материалов, прозрачной системой контроля степени усвоения материала и вовлеченности студентов. Онлайн-обучение, имеющее целью получение знаний, — это прежде всего когнитивный и социальный процесс, сочетающий в себе преимущества традиционного очного и дистанционного образования, а не просто процесс передачи контента посредством Сети.

Многие российские вузы уже давно работают с дистанционными образовательными технологиями, используя готовые бесплатные онлайн-курсы от отечественных и зарубежных университетов, размещенные на национальных и международных платформах (НПОО — совместный проект ведущих университетов России; Coursera, edX и др.), и стремясь достигнуть достаточного для получения новых знаний уровня взаимодействия между преподавателем и обучающимися, однако многие вопросы пока не решены. Не секрет, что у многих студентов сегодня наблюдается психологическая усталость от онлайн-режима. Для полноценного восприятия учебного материала им не хватает общения с одногруппниками и преподавателями — например, теряется элемент состязательности. Кроме того, некоторым просто сложно обучаться дома и концентрироваться при самостоятельном изучении материала. Ряд студентов испытывают затруднения при ответах преподавателю в режиме онлайн — возможно, из-за отсутствия очных дискуссий с ним в ходе учебного процесса. Однако и при наличии различных средств коммуникации (Zoom, Skype, Goggle Meet, FaceTime и пр.) учащиеся часто игнорируют возможность удаленного общения с преподавателем — при отсутствии самодисциплины форма обучения роли не играет. Даже при очном обучении «разбудить» студента удается не всегда, и здесь многое зависит от преподавателя, которому при дистанционном обучении могут помочь решения на базе технологий искусственного интеллекта, голосовые помощники и другие продукты, контролирующие степень усвоения материала и отслеживающие вовлеченность студентов в учебный процесс [2].

Для выяснения эффективности применения дистанционного образовательного контента при проведении занятий с использованием СЭДО, в Северо-Восточном федеральном университете (СВФУ) опросили более тысячи студентов очной формы обучения разных курсов всех учебных подразделений университета [3]. Техническую доступность СЭДО и скорость доступа позитивно оценили большинство респондентов, а о возможностях СЭДО как средства для дистанционного обучения осведомлены 86% опрошенных, хотя лишь немногие следят за новыми разработками в образовательной среде. Цели использования системы понятны 90% обучающихся, а 85% готовы получать знания с применением образовательного контента данной системы. В организационно-методическом и учебно-методическом планах в СЭДО достаточно полно представлено 74% изучаемых дисциплин, а остальные имеют ограниченный образовательный контент, и студентам приходится тратить время на поиск недостающих материалов: справочников, стандартов, технических условий и учебных материалов, представленных в сокращенном виде. Тем не менее отмечалась ценность СЭДО в концентрации необходимого учебного материала по дисциплине и документации в одном образовательном контенте — около 80% респондентов активно используют информацию, содержащуюся в системе, при выполнении курсовых проектов и других самостоятельных студенческих работ, а также в процессе самостоятельного освоения той или иной дисциплины.

Системы электронного дистанционного образования обычно содержат встроенные учебные модули, и ожидаемо, что наиболее активно в СВФУ используются модули «Тест», «Индивидуальные задания», «Лекции» и «Семинар». Контрольные проверки качества обучения студентов преподаватели проводят преимущественно с использованием данной системы, поэтому неудивительно, что наиболее востребован модуль тестирования. Однако в возможность получения объективной оценки по изучаемой дисциплине с использованием только СЭДО верят лишь треть опрошенных студентов. При этом столько же обучающихся указали на низкую результативность проводимых преподавателями индивидуальных дистанционных консультаций по предмету, хотя квалификацию преподавателей в части владения исследуемым образовательным контентом почти половина опрошенных оценили на «хорошо» и «отлично».

В СЭДО имеются инструменты, позволяющие при умелом использовании помочь студенту в усвоении дисциплины, а преподавателю — в установлении контактов с обучающимися, в контроле их активности и качества обучения. Форумы используют 26% опрошенных, чат — 24%, глоссарий — 16%, Wiki и видеоконференции для связи с преподавателями используют 9%. Вместе с тем об особенностях обратной связи с преподавателем осведомлены лишь четверть студентов — сами преподаватели не очень активно используют соответствующие инструменты. Обучение преподавателей переходу в онлайн-среду, вероятно, не следует сводить лишь к инструктивным внутренним совещаниям, коротким вебинарам от экспертного сообщества, рекомендациям по работе с конкретными сервисами и платформами.

При удаленной работе со студентами, помимо СЭДО, преподаватели используют и средства коммуникации — наиболее популярным оказался WhatsApp. В опросе были также отмечены высокие мобильность и оперативность социальных сетей, особенно когда речь идет о досках объявлений и площадках обмена информацией между преподавателем и студентами. Вероятно, социальные сети заменяют здесь отсутствие личного общения студентов в группе при очном обучении. Среди инструментов общения в ходе обучения отмечались также Zoom — 50% (респонденты оценили возможности Zoom, используемого преподавателями для проведения онлайн-лекций для потока из 100 человек продолжительностью не более 40 минут), Skype (43%), Instagram (39%) и по 38% — Webinar, BigBlueButton, Googlе Hangouts и Proficonf.

Целью опроса было выяснение степени удовлетворенности обучающихся образовательным контентом. Почти 60% студентов считают использование системы формальным, хотя 70% опрошенных полагают, что этот образовательный контент должен обязательно использоваться в учебном процессе и необходимо расширять его применение в университете. На вопрос о желании изучать некоторые дисциплины исключительно дистанционно, 63% студентов ответили утвердительно. Тем не менее более половины считают уместным применение онлайн-режима лишь в дополнение к традиционному обучению.

В целом хорошую и отличную оценку системы дистанционного образования дали почти 60% респондентов. Среди наиболее полезных качеств СЭДО были отмечены: наличие в системе лекционных материалов; возможность самостоятельно закрепить или изучить материал по конкретной дисциплине; возможность прислать выполненную индивидуальную работу в электронном виде и проконсультироваться в удобное время с преподавателем; возможность проведения самоконтроля успеваемости; постоянная доступность образовательного контента. Кроме того, были сформулированы пожелания по улучшению СЭДО в образовательном процессе: строго разделить группы и курсы (часто наблюдается смешение дисциплин); включить в индивидуальный календарь только задания и лекции, относящиеся к конкретному студенту; усовершенствовать интерфейс в части повышения наглядности; реализовать оповещение через мобильное приложение; обеспечить совместимость с поисковиками Google и Bing, сервисами Skype, Telegram, Wikipedia, YouTube, WhatsApp и Google Drive; провести обучение преподавателей, не освоивших все возможности СЭДО.

Данный опрос продемонстрировал, что, несмотря на коронакризис, традиционное образование не исчезнет, однако будущее — за гибридной формой, сочетающей преимущества очного и дистанционного обучения. Первому не хватает оперативности и комфортности освоения дисциплин, а второму — социальной поддержки обучающихся и индивидуального подхода. В конечном счете, независимо от кризисов, главное — это желание учиться, что и продемонстрировал отчет Global Skills Index 2020 («Глобальный индекс компетенций») [4], подготовленный ведущей платформой онлайн-обучения Coursera, на образовательные курсы которой на пике кризиса зарегистрировалось больше 800 тыс. человек.

В отчете были проанализированы результаты годового обучения 65 млн учащихся из 60 стран. Специалисты Coursera оценили уровень их квалификации по 10 отраслям и 11 направлениям обучения в сфере бизнеса, ИТ и в исследовании данных (data science). Анализ проводился по 1,8 тыс. курсов, предоставленных ведущими университетами мира. Все пользователи Coursera были классифицированы в соответствии с полученными навыками, странами, отраслями, изучаемыми дисциплинами, пройденными курсами, успеваемостью, опытом в конкретной профессии и образованием. Каждую из дисциплин разбивали на характерные для нее ключевые компетенции и требуемые навыки: специалист по бизнесу должен разбираться в бухгалтерском учете, финансах, коммуникациях, менеджменте, маркетинге и продажах; ИТ-специалист должен быть знаком с сетями, базами данных, разбираться в человеко-машинных интерфейсах и системном ПО, а также в информационной безопасности и программной инженерии; специалист по исследованию данных должен быть знаком с управлением данными, их визуализацией, машинным обучением, математикой и статистикой. Полученные группы были сопоставлены и проранжированы в соответствии с успеваемостью и рядом других показателей, позволяющих оценить квалификацию специалиста.

Курсы дистанционного обучения

Слушатели, которым требуется получить свидетельство о дистанционном прохождении обучения, могут выбрать:

«Универсариум» — ресурс, на котором выкладывают свои лекции лучшие университеты;

Национальный открытый университет «ИНТУИТ» — проект, главными целями которого являются свободное распространение знаний во Всемирной сети и предоставление сервисов дистанционного обучения (множество программ по математике, экономике, информационным технологиям и пр.);

«Лекториум» — платформа, собравшая материалы разных отечественных учебных заведений.

Среди зарубежных ресурсов можно отметить: Coursera; ITunes U Courses; Live Mocha или Academic; Khan Academy; Academic Earth; курсы Йельского университета.

 

Россия заняла 1-е место в технологических дисциплинах, а также в науке о данных, опередив Швейцарию (3-е место), Францию (8-е место), Германию (12-е место) и США (37-е место). Это не только свидетельство высокой квалификации российских специалистов. Главное — подтверждение их готовности максимально результативно использовать возможности современных форм образования. Вполне естественно, что такие результаты стали также следствием высокого уровня технического образования в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и Новосибирска. Россия стабильно доминирует на международных конкурсах по программированию, превосходя Китай и США, и выпускает ежегодно свыше 450 тыс. специалистов. Российские университеты предлагают своим студентам качественное удаленное обучение как хорошую альтернативу заочному, которое со временем может стать невостребованным, — сегодня в стране в удаленном режиме учатся около 2 млн студентов.

Согласно данными Coursera, Россия также вошла в десятку лучших по компетенциям в области бизнеса, уступив, в частности, Швейцарии и Австрии, — деловые навыки необходимы для развития рынка стартапов. Согласно опросу, проведенному в 2020 году АНО «Россия — страна возможностей», 30% выпускников вузов отметили нехватку бизнес-навыков по окончании обучения. При этом у отечественных вузов есть возможность сфокусироваться на получении студентами бизнес-навыков, необходимых для развития их дальнейшей карьеры.

Более 70% зарегистрировавшихся на платформе Coursera выбрали курсы в сфере бизнеса, технологий и науки о данных, причем кризис существенно на повлиял на это распределение, хотя более востребованными стали общественное здравоохранение, симптоматика, факторы риска и отслеживание контактов.

Коронакризис стал переломным моментом в развитии системы образования во всем мире, вскрыв недостатки как дистанционной, так и традиционной форм обучения. К достоинствам первой можно, в частности, отнести: возможность для студентов свободно распоряжаться своим временем, обучаясь в индивидуальном темпе; выбор любой из предложенных программ; наличие обратной связи с преподавателем; социальное равноправие. Среди недостатков можно отметить: сложности с индивидуализацией процесса обучения; необходимость самодисциплины и сильной мотивации к получению знаний; отсутствие постоянного контроля над обучающимися как мощного побудительного стимула. И самое главное — недостаток практических занятий, которые невозможно проводить дистанционно без изменения всего учебного процесса и создания набора виртуальных лабораторий.

***

Стрессовая для всех участников образовательного процесса ситуация коронакризиса изменила отношение к дистанционным образовательным технологиям: у кого-то сформировались завышенные ожидания, у кого-то — неприятие. Простая смена канала передачи контента не приведет к повышению качества образования. При традиционном подходе успех работы преподавателя во многом зависит от его умения самому приспособиться к манере мышления студента и восприятию им обучающего контента — только тогда можно найти адекватную систему преподавания, помогающую студенту самостоятельно проложить путь от контента к знаниям, упорядочить мысли, чтобы за разрозненными фактами увидеть целое. В онлайн-режиме все это пока сделать сложно — требуется время на изменение организации обучения и на дополнительные исследования в области повышения вовлеченности студентов в учебный процесс. Тем не менее, в условиях пандемии с открытой датой, опыт, полученный в период коронакризиса, может помочь в создании системы образования с максимально комфортными условиями для обучения. Конечно, при наличии у студентов самодисциплины и побудительных стимулов к получению новых знаний — качеств, которые, как подтвердил отчет Coursera [4], особенно характерны для обучающихся из России.

Литература

1. Наталья Дубова. Киберуниверситет на вечной мерзлоте // Открытые системы. СУБД. — 2012. — № 6. — С. 53–55. URL: https://www.osp.ru/os/2012/06/13017108 (дата обращения: 01.09.2020).

2. Владимир Соловьев, Дарья Куклина, Артем Славгородский, Илья Пухов, Михаил Титко. Мониторинг вовлеченности студентов в учебный процесс // Открытые системы. СУБД. — 2018. — № 2. — С. 28–30. URL: https://www.osp.ru/os/2018/2/13054177 (дата обращения: 01.09.2020).

3. Игнатьев В.П., Архангельская Е.А. Дистанционное образование глазами студентов (анализ результатов опроса студентов федерального университета) // Modern high technologies. — 2020. — № 6. — P. 138–142. URL: top-technologies.ru/pdf/2020/6-1/38083.pdf (дата обращения: 01.09.2020).

4. Coursera's Global Skills Index 2020. Second ed. URL: www.coursera.org/gsi (дата обращения: 01.09.2020).

Александр Сериков (aserikov@intuit.ru) — проректор, Национальный открытый университет «ИНТУИТ», Дмитрий Волков (vlk@keldysh.ru) — старший научный сотрудник ИПМ им. М. В. Келдыша РАН (Москва).

DOI: 10.26295/OS.2020.16.64.003