Только спустя 20 лет после изобретения паровоза была построена первая железная дорога, а еще 100 лет потребовалось, чтобы поезда превратились в обычный вид транспорта. Полвека понадобилось на проникновение в домохозяйства электричества, 30 лет — холодильника и менее 20 лет — мобильного телефона. Уже в 2010 году трафик передачи данных через мобильные устройства превысил объем голосового трафика. В ближайшие несколько лет прогнозируется рост числа смартфонов и преобладание мобильных устройств по сравнению с персональными компьютерами. Аналитики ожидают, что в ближайшие несколько лет четыре из пяти приложений будут разрабатываться для мобильных платформ. В условиях такого ускорения ИТ-руководители предприятий оказались неготовы к ситуации, когда сотрудники приносят собственные мобильные устройства для работы с корпоративными ресурсами и требуют развернуть для них всю необходимую инфраструктуру. Для решения этой задачи ИТ-службе необходимо:

  • разработать корпоративные приложения с одной и той же функциональностью для нескольких распространенных мобильных платформ (iOS, Android, Windows Phone, BlackBerry OS);
  • обеспечить безопасный шлюз к корпоративной сети;
  • реализовать интеграцию с корпоративными системами/облаками;
  • построить центр управления приложениями (каталог, центр обновления версий, сбор и анализ статистики и т. д.);
  • обеспечить управление приложениями на мобильных устройствах.

  Для решения перечисленных задач компания IBM предлагает платформу Mobile Foundation, включающую компоненты Worklight, WebSphere Cast Iron и Endpoint Manager for Mobile Devices.

Разработка приложений для мобильных устройств ведется в среде Eclipse IBM Worklight Studio, позволяющей разрабатывать Web-приложения, нативные и гибридные мобильные приложения, работающие с современными  браузерами. В среде предусмотрены средства разработки серверных и клиентских программ для ОС Windows, Mac OS X 10, окружения приложений для Facebook и iGoogle. Особый интерес представляет создание гибридных мобильных приложений, когда разработка ведется на HTML5, CSS и JavaScript, а средой исполнения на конечном устройстве является специальный контейнер, предоставляющий интерфейс к ресурсам мобильного устройства (камера, GPS, файловая система и т. д.), вызов которых становится возможным из JavaScript. Контейнер отвечает за интерфейс приложения, которое для пользователя выглядит, как обычное нативное приложение мобильного устройства, с принятыми для него интерфейсами и способами управления.

Каждая мобильная платформа предлагает свои интерфейсы и способы ввода, накладывает свои ограничения на разрешение экрана и способы представления данных, поэтому, чтобы приложение выглядело «родным» для мобильного устройства, задействующим присущие ему интерфейсы ввода, при разработке используются «скины» — библиотеки, которые отвечают за представление данных и интерфейсы конкретного устройства, а также содержат сценарии поведения приложения. В процессе сборки приложения внутрь дистрибутива загружаются необходимые библиотеки для предполагаемых платформ.

В Worklight Studio (рис. 1) имеется множество симуляторов различных мобильных устройств от разных поставщиков, что позволяет тестировать приложение без его развертывания на реальных устройствах с iOS, Android, Windows Phone или BlackBerry. Эта среда разработки совместима с библиотеками HTML5 и рядом других библиотек и инструментов, таких как PhoneGap (Apache Cordova), предоставляющих возможность через JavaScript работать с устройствами смартфонов: камерами, компасами, GPS и др. Другая библиотека — Dojo — реализует независимые от платформы интерфейсные элементы (например, меню, таблицы и т. д.) и асинхронные механизмы взаимодействия с сервером.

 

Универсальная платформа для мобильных устройств

Рис. 1. Пример экрана Worklight Studio

 

Поскольку основная разработка мультиплатформных мобильных приложений может быть организована с помощью стандартных технологий HTML5, CSS и JavaScript, это сокращает сроки и уменьшает стоимость проектов. Кроме того, позволяет повторно применять в мобильных приложениях уже существующие Web-ресурсы организации и снижает требования к разработчикам — код один для разных платформ, а значит, нет нужды в выделении команд программистов для каждой операционной системы. Тем самым решается вопрос с синхронизацией версий под разные платформы.

Во время работы с приложением на мобильном устройстве пользователю часто приходится оперировать данными и документами без доступа к серверу. Для этой задачи в контейнере, устанавливаемом на мобильном устройстве, реализовано хранилище, где в зашифрованном виде содержатся все необходимые данные.

Особое внимание в платформе Mobile Foundation уделено безопасности. Поддерживаются различные сценарии авторизации и идентификации в режимах онлайн и офлайн, предусмотрена работа с подписями, шифрование канала обмена данными и т. д. Есть возможность расширения работы контейнера (например, использование локальных алгоритмом шифрования и подписи).

Распространение и установка готовых мобильных приложений происходит через корпоративный сервер Mobile Application Center, учитывающий все приложения, их версии, вычисляющий рейтинги приложений и реализующий обратную связь с разработчиками. Можно распространять приложения через публичные ресурсы и затем управлять обновлениями напрямую через Mobile Application Center.

Важную роль в платформе IBM Mobile Foundation играет компонент IBM Worklight Server, обеспечивающий взаимодействие конечного мобильного устройства с корпоративными системами через безопасный шлюз. Управление организовано через интерфейс Worklight Console, позволяющий управлять версиями приложений для разных платформ, отправлять уведомления пользователям о различных событиях, собирать и анализировать накопленную статистику при работе с приложениями. Взаимодействие Worklight Server с корпоративными системами осуществляется посредством встроенных технологических  адаптеров,  входящих в состав продукта IBM WebSphere Cast Iron.

IBM WebSphere Cast Iron позволяет не программировать, а настраивать межсистемное взаимодействие (рис. 2). Готовые адаптеры к распространенным информационным системам позволяют создать интеграционный шлюз к корпоративным ресурсам, включая приложения из облаков. Расширить шлюз к корпоративным ресурсам можно за счет подключения центра управления и мониторинга обмена данными с мобильными устройствами.

 

Универсальная платформа для мобильных устройств

Рис. 2. Пример интерфейса Cast Irone

 

Задачи управления конечными устройствами реализованы с помощью решения Endpoint Manager for Mobile Devices, позволяющего контролировать установку новых версий ОС, учитывать развернутые приложения, предотвращать установку опасного или вредоносного кода, контролировать исполнение политик безопасности, блокировать устройство, удалять данные в случае его утери и т. д.

***

Платформа IBM Mobile Foundation предназначена как для использования внутри корпорации с целью построения мобильного предприятия, так и для широкого круга пользователей. Она позволяет реализовать комплексный подход к мобилизации внутренних ресурсов организации, предоставляя инструменты не только для разработки многоплатформных решений на основе открытых стандартов, но и для управления всей необходимой инфраструктурой, что обеспечивает безопасную и эффективную работу с корпоративными ресурсами.

Эдуард Долгалев (Eduard.Dolgalev@ru.ibm.com) — руководитель направления ПО IBM WebSphere, IBM Россия и страны СНГ (Москва).