Дмитрий Волков

Как следует из статей этого номера, посвященного аналитике Больших Данных, впервые за всю историю человечества сырьевой базой для его развития становятся не природные элементы, а, как отмечает Леонид Черняк, искусственно созданные и нематериальные — данные (некоторые авторы даже говорят о данных, как о «новой нефти»). Этот сдвиг парадигмы еще не до конца осознан, не выработана терминология, нет даже определения ее субъектов (например, понятия data scientist), но уже очевидно, что в зоне Больших Данных стабильность и размеренность невозможны, зато востребована импровизация, а сами компании и организации будут больше похожи на джаз-банды, чем на симфонические оркестры.

В эру Больших Данных успешными будут компании, способные эффективно пользоваться всеми доступными информационными активами для принятия превентивных решений и получения повышающих конкурентоспособность ценных знаний. Вместе с тем во всем мире сейчас ежедневно генерируется почти 3 тыс. терабайт сырых данных, что усложняет предприятиям работу по поиску, сбору, систематизации и анализу поступающих сведений. Конечно, учитывая некомпетентность большинства, вряд ли стоит рассчитывать, что широко распространенная точка зрения окажется разумной, а следовательно, нужна фильтрация всего потока сведений, тем более что в среднем мы ежедневно обдумываем 60 тыс. мыслей, из которых большая часть — те же самые, что были вчера. Однако и после фильтрации остается еще весьма обширная зона для применения аналитических технологий.

Организация аналитической работы с Большими Данными для обнаружения нужной информации стала сегодня одной из важнейших задач любой отрасли, однако вопрос не только в том, как обрабатывать, а зачем и какую практическую пользу может принести каждый конкретный тип обработки. Можно ли увеличить ценность данных хотя бы на порядок? Как из мозаичного представления восстановить целостную картину, учитывая данные, которыми ранее пренебрегали или не замечали? Ответы можно найти в этом выпуске журнала.

На стыке Больших Данных, параллельных архитектур и облаков родилось новое направление — специализированные машины для поддержки аналитики обработки крупномасштабных массивов данных. Чтобы быть эффективным в любом деле, следует быть ближе к предмету своей деятельности — для анализа не надо загружать данные в хранилища, чтобы потом их извлекать, а делать это следует либо непосредственно в базе данных, либо в оперативной памяти. Сегодня аналитические машины внедрены почти у половины из тысячи крупнейших предприятий мира, использующих новые аналитические технологии для решения различных задач, направленных в конечном счете на получение Больших Денег. Правда, как отмечает один из авторов этого выпуска, в России главным стимулом выбора технологий для работы с Большими Данными будет все-таки объем данных, которые требуется обработать предприятиям под давлением регуляторов, а решение коммерческими компаниями таких задач, как маркетинг, оценка настроений потребителей путем анализа различных медиа и даже глубокая обработка геологических данных, пока отходит на второй план.

С точки зрения ИТ-службы, новые технологии — это возможность соответствовать стратегическим задачам компании и способствовать росту ее бизнеса, управляя ИТ-активами. Например, считается, что, в эпоху сервисов, ITSM для облаков — это как электричество для компьютера. Однако, как отмечает Филис Друкер, перевод управления информационными технологиями в новое измерение наталкивается на сопротивление ИТ-департаментов компаний, которые воспринимают появление очередного новшества как угрозу своему спокойствию и безопасности и всячески тормозят применение новых инструментов в корпоративной среде.

Подобно тому как в пору становления США как государства в его плавильном котле были переплавлены европейские национальности, в зоне Больших Данных переплавляются сегодня передовые технологии для получения нового качества. Кстати, надо отдать должное администрации этой страны, уделяющей серьезное внимание самым разным технологиям и недавно выступившей с инициативой «Большие Данные: исследования и разработки». Такие инициативы в прошлом способствовали созданию суперкомпьютеров и Интернета, а нынешняя обещает затянуть в зону Больших Данных все направления ИТ, которые уже стали в развитых странах важнейшим фактором в обеспечении экономической конкурентоспособности. Речь идет о трансформации науки, медицины, образования, общественно-политического устройства путем движения к открытому правительству и, конечно, о национальной безопасности. Большая часть исследований и разработок в области ИТ осуществляется в США частными компаниями, и хотя данная инициатива поддержана пока еще небольшим финансированием, сигнал дан.

«Открытые Системы.СУБД»