Коллективная деятельность людей отличается от жизнедеятельности сообществ в животном мире наличием внешней коммуникационной среды, овеществленной в средствах хранения и передачи информации, однако информационная сущность социально-экономических отношений подчас недооценивается. Сама по себе информация не является товаром и при снижении себестоимости электронных коммуникаций становится бесплатной: любые попытки монетизации информации в условиях беспрецедентных возможностей ее тиражирования приводят либо к формированию необоснованного спроса, который может легко «сдуться», либо к созданию скороспелых информационных гигантов.

Эволюция ИТ: от продуктов до услуг
Об облаках сейчас много говорят и пишут, причем часто приходится слышать не слишком квалифицированные скептические воззрения, порожденные недопониманием сущности происходящей сегодня «сервисной революции» в ИТ.

В постиндустриальную эпоху доля услуг в общем мировом продукте начинает превосходить долю производства товаров. Информационные услуги в севисной экономике занимают существенное место, меняя ее архитектуру, вытесняя традиционные товарно-денежные отношения. Это связано с особенностью именно информационных сервисов, которыми в отличие от обычных услуг, оказываемых индивидуально, могут пользоваться одновременно десятки, сотни, а иногда и миллионы людей одновременно. В информационном обществе нет ни технических, ни организационных ограничений в производстве и в распространении информации, что позволит управлять мировой экономикой как единым организмом с использованием средств автоматизированных систем управления. Деньги, как и власть, — это лишь мандат на право принятия решений, но в условиях слабого развития коммуникаций и непрозрачного управления они временно играют роль единственных инструментов управления. По мере развития коммуникаций такой мандат будет предоставляться уже не на основе рыночных механизмов, а с привлечением профессиональной общественной экспертизы, которая станет обязательным атрибутом менеджмента.

Уже сейчас новые формы социализации населения начинают оказывать значительное влияние на экономику и на государственное управление, формируя общественное мнение. Осознанное использование коллективной профессиональной экспертизы как эффективного метода поддержки принятия решений дает государствам и бизнесу существенное конкурентное преимущество, и, наоборот, сопротивление эпохе «коллективизации» информации или игнорирование ее распространения чревато прорывом наружу масштабных утечек государственных секретов, спонтанными протестами и революциями.

Экспертная природа рыночных отношений

Самым значительным историческим итогом развития коммуникаций между людьми стало появление товарного обмена, а потом и товарно-денежных отношений, которые вплоть до сегодняшнего времени были основой мировой экономики. Рыночные отношения оказались действенным инструментом измерения результатов экономической деятельности и получения необходимой для управления экономикой информации. Неудивительно, что торговля сразу была взята под защиту государственными институтами и стала незаменимым орудием в укреплении власти, более эффективным, чем прямые методы принуждения и идеология. Желание разбогатеть мотивирует граждан на каждодневные подвиги в хозяйственной деятельности — не случайно для любого государства, как кость в горле, бессребреники и безбожники, которыми нельзя манипулировать.

Товарный обмен предполагает оценку необходимости товаров со стороны потребителей — фактически участники обмена выступают в роли экспертов, определяющих необходимость и количественный спрос в товаре. По мере развития товарно-денежные отношения вовлекают в экспертную и управленческую деятельность все более широкие слои населения. Человек, совершающий покупку, если только он не находится на грани выживания и не приобретает самую дешевую еду, делает выбор между теми или иными товарами и услугами, фактически «голосуя» за производителя. Чем больше денег у человека, тем значимей его «голос» — он может отдавать предпочтения предприятиям, отраслям и государствам. Деньги вовлекают их владельца в управленческую деятельность, заставляя его принимать решения на основе своих экспертных возможностей.

Однако востребованность такой формы экспертизы проявляется лишь при оценке производства и потребления товаров — в области науки, культуры и социальной защиты, в эпохи кризисов и войн, когда приоритеты экономики уступают целям достижения непроизводственных результатов, товарно-денежные отношения не работают. «Из созданной Адамом Смитом концепции экономической свободы следует, что рынок представляет собой оптимальную систему координации решений экономических субъектов. Действие некой 'невидимой руки' рынка обеспечивает оптимальное распределение благ и ресурсов между производителями и потребителями», — пишет директор Института экономики РАН Руслан Гринберг в своей книге «В мире перемен», а затем опровергает этот тезис: «В реальной действительности фактические результаты рыночной системы часто отклоняются от социально приемлемых — не совпадают с общественными ожиданиями. Тогда приходится иметь дело с так называемыми 'провалами' или 'ошибками' рынка».

«Коллективизация» экспертизы сегодня

Современная коммуникационная среда меняет характер товарно-денежных отношений. Если проанализировать процесс покупки сложной бытовой техники, возможности которой становятся все более и более разнообразными, можно увидеть, что покупатель, как правило, не сам определяет потребительские качества товара, а прибегает к помощи экспертов, которым он доверяет, — друзей, родственников, знакомых, консультантов. Такую же экспертную роль берут на себя и сбытовые сети, формируя доверие к себе у покупателя лозунгами: «низкие цены», «лучшее качество обслуживания», «шаговая доступность», «лучшее соотношение цены и качества» и т. д. Формирование лояльной клиентской базы – это желание занять место экспертного гуру для того или иного сообщества.

В условиях информационного бума человек уже не способен выполнять экспертную роль во всех сделках, в которых он вынужден участвовать, и ему приходится кооперироваться, выступая для кого-то экспертом, а в большинстве случаев используя экспертные возможности других людей. Покупатель, идущий в магазин, соглашается с предлагаемыми ему ценами или выбором из них, поскольку доверяет экспертизе работников магазина. Последние также стремятся поддерживать доверие своего клиента, поскольку сиюминутная выгода может привести к его потере. С развитием коммуникационной среды все общество становится экспертным, предоставляя результаты своей экспертизы, причем бесплатно (и это очень важно), как поставщикам услуг, так и их потребителям.

Именно свободные коммуникации и безвозмездный обмен информацией среди людей становится сегодня новой средой формирования потребительской стоимости через оценку значимости товара или услуги отдельными экспертами или группами экспертов. Информационное общество формирует среду таких коммуникаций, создавая глобальные социальные сети для получения экспертной информации на ту или иную тему, а экономика все дальше отходит от классических рыночных отношений.

Как только средства сетевой социализации объединят реальные профессиональные сообщества, став для них не только формой обмена информацией, но и основным действенным рабочим инструментом, профессиональная коллективная оценка принятия решения будет востребована и как эффективное средство управления. Сегодня многие международные стандарты предприятия включают в себя элементы коллективной экспертизы со стороны сотрудников компаний, клиентов и партнеров. Такие же формы общественной экспертизы начали практиковать в рамках внедрения программ e-Democracy — начинается новая эпоха, в которой сетевая организация общества изменит привычные представления о власти и социальном управлении.

Роль коллективной экспертной оценки в механизме определения потребительской стоимости становится более понятной, если «отключить» современного человека от всей информационной помощи, предоставляемой ему современными технологиями. Оказавшись один на один с массой похожих друг на друга товаров и услуг, часто с трудно идентифицируемыми достоинствами, не имея возможности позвонить другу, лишенный объективной информации из обсуждений в Интернете и не доверяющий продавцу, покупатель будет выбирать по принципу снижения рисков (дешевле и меньше функциональности), что означает деградацию — экспертиза со стороны мало социализированного покупателя всегда ограничена лишь примитивными характеристиками товара, связанными с удовлетворением базовых потребностей. 

Вырождение рыночных отношений

Рыночные отношения как система регулирования экономики теряют свою универсальность, это связано не только с существенным увеличением сферы ответственности государства в области поддержки фундаментальной науки, культуры и общего образования, но и с тем, что стандартная экономика перестает эффективно саморегулироваться. Уже не единичные, а повсеместные "ошибки рынка" становятся хроническим явлением — целые отрасли и даже экономики стран время от времени оказываются на грани краха и требуют нерыночной поддержки со стороны мирового сообщества.

Почему стали отказывать саморегулирующие функции? Удовлетворение текущего спроса населения на товары, необходимые исключительно для поддержки жизнедеятельности, не обеспечивает заказами всех участников рынка и провоцирует стимулирование спроса со стороны производителей товаров и услуг. Реклама, которая ранее была призвана помочь в захвате рынка у конкурентов, теперь выступает инструментом формирования самого рынка, в том числе и за счет манипулирования сознанием населения, дискредитируя тем самым объективность оценки при рыночных отношениях. В таких условиях классический механизм формирования потребительской стоимости перестает работать и не дает адекватной оценки качества товаров на рынке. Последний кризис показал, что целые отрасли экономики не смогли подтвердить свою «потребительскую» значимость.

Кроме того, информационная отрасль нарушила сложившийся веками инвестиционный климат рынка, например затраты на создание программного обеспечения не пропорциональны числу распространяемых лицензий, что позволяет производителям получать сверхприбыли (Microsoft, Goоgle, Skype, Facebook и др.). Интернет предоставил возможность распространять информацию и сервисы, тиражируя их практически без ограничения и увеличения стоимости, что позволило компаниям получать дивиденды почти из воздуха. Однако пока эта сторона новой экономики еще редко обсуждается экономистами, и даже идеолог информационного общества Мануэль Кастельс считает, что резкие подъемы и спады объемов рынка ИКТ связаны лишь с его инновационной природой. 

Особенности поведения рынка ИКТ следует искать в природе информации, которая не может быть товаром: будучи единожды произведена, она «продается» многократно, а услуги, оказываемые провайдерами, не пропорциональны числу их подписчиков. Это новое свойство услуг должно быть особо учтено в условиях увеличения доли информационных продуктов в общем объеме производства. Мир столкнулся с ситуацией, когда экономика кардинально изменилась, но ее регулирование осталось в рамках традиционных товарно-денежных отношений.

Коллективная экспертиза – основа модернизации экономики

Кризис стал сигналом наступления новой эпохи и необходимости пересмотра правил «игры» в мировой экономике — доля рынка, которая эффективно регулируется товарно-денежными отношениями, стремительно уменьшается. С ростом доли «информационных» отраслей экономика перестала эффективно саморегулироваться. Деньги являются лишь формой скрытой экспертизы потребительской стоимости товаров, и там, где они не «работают», должны быть заменены реальной экспертизой со стороны общества. Рекламная деятельность по своей сути является не чем иным, как информированием населения о новых товарах и услугах, о возможности использования в повседневной жизни новых технологий. Именно как информационная деятельность она должна контролироваться экспертными сообществами, включающими в себя ученых, технологов и активных потребителей.

Де-факто такая экспертиза уже начинает реализовываться в социальных сетях и обществах защиты прав потребителей, где традиционная реклама проходит проверку. Но пока еще в таких сообществах мало профессионалов, их деятельность не финансируется и они не могут серьезно противостоять массовым манипуляциям со стороны крупного бизнеса. Необходимы усилия всего международного сообщества по развитию профессиональных сетевых объединений и ограничению прямой рекламной деятельности. Примером деятельности профессиональных экспертных сообществ может служить наука, в которой сами ученые рейтингуются своими коллегами. Примером новой информационной экономики можно назвать свободные от рекламы информационные ресурсы. Поддержка новой информационной экономики осуществляется государствами, крупным бизнесом, благотворителями пока бессистемно, однако доля и влияние свободных от рыночного регулирования отраслей растет, и в будущем именно экспертное управление производством информационных услуг станет доминирующим.

Профессиональная коллективная экспертиза станет не только важной составляющей новой информационной экономики, но и превратится в эффективный инструмент управления обществом: будущее за профессиональными экспертными сетевыми сообществами. Каждый эксперт регулярно подтверждает свою квалификацию и рейтинг своей научной и исследовательской работой, инновациями, экспертизами, преподаванием и т. д. Это аналог товарно-денежных отношений, где более эффективному в бизнесе «эксперту» причитается прибыль. Профессиональные сообщества, участвующие в экспертизе, не должны быть «закрытыми» и напоминать некоторые экспертные советы в российских ведомствах, о деятельности которых можно лишь догадываться.

Новая система управления обществом, включая новую экономику, будет формироваться одновременно с совершенствованием коммуникационной среды, с появлением возможностей свободного доступа к информации для всех жителей планеты. Скорее всего, новые отношения «растворят» исторически возникшие различия между людьми – по национальному и языковому признакам, по государственной принадлежности и вероисповеданию.

Борис Славин ( bbslavin@gmail.com ) – директор по исследованиям и инновациям компании «АйТи» (Москва).