Оправданно ли электронное обучение? на послешкольное образование, www.nces.ed.gov/programs/digest/d08/tables/dt08_026.asp?referrer=list), глава Министерства образования США Арне Дункан признал, что лишь 73% студентов, поступивших в высшие учебные заведения, их заканчивают, а в некоторых регионах этот показатель опускается до 50%. Более того, трое из каждых четверых молодых людей не готовы служить в армии из-за неспособности к обучению. В США также один из самых низких среди развитых стран показателей числа выпускников колледжей, а плата за обучение в колледже каждый год увеличивается намного быстрее инфляции (www.ed.gov/news/speeches/2009/11/11092009.html). Большая часть этих проблем напрямую не связана с ИТ, но зачастую именно технологии могут здесь помочь.

Большинство учебных курсов до сих пор преподают традиционным образом – преподаватель находится в аудитории вместе со студентами, однако за прошедшее десятилетие появилось электронное обучение, и примерно один студент из четырех сейчас берет по крайней мере один онлайновый курс в рамках послешкольного обучения и один из 20 студентов – по программе K-12 (средняя школа). Прием в колледжи на курсы электронного обучения в 2008 году был на 16,9% выше, чем в 2007-м, при общем числе 4,6 млн студентов, и более половины колледжей и университетов в США имеют онлайн-курсы или программы электронного обучения. Открытый университет Великобритании играет важную роль в системе образования Евросоюза, наблюдается также значительный рост интереса к электронному обучению в Азии, в частности в Японии, Корее, Китае и Индии.

Программы K-12 и послешкольного образования

Главную роль на рынке электронного обучения в рамках послешкольного образования играют крупные государственные учебные заведения, такие как Университетский колледж университета Мэриленда, Университет Пенсильвании, Университет Массачусетса (UMassOnLine) и сотни более мелких колледжей с программами электронного обучения, ориентированными на получение образования на ступени бакалавриата. Университетский колледж Университета Мэриленда является крупнейшим в мире образовательным учреждением, имеющим программу онлайнового образования, этот университет предлагает свыше 40 программ для получения степеней бакалавра и магистра, причем это обучение можно целиком получить в режиме онлайн (www.worldwidelearn.com/umuc/index.php).

Свыше половины студентов, обучающихся в онлайне, проходят программу первых двух курсов бакалавриата. Среди коммерческих вузов первое место занимает университет Феникса, провозгласивший себя крупнейшим частным университетом Северной Америки (www.citytowninfo.com/school-profiles/uph-online), его годовой оборот составляет 4 млрд долл., и он предлагает программы в США и в Европе. Представить масштаб самого крупного коммерческого вуза позволяет тот факт, что оборот учебных услуг Университета Феникса почти вдвое превышает бюджет Университета Вирджинии, включая университетскую медицинскую школу. Многие из этих вузов имеют традиционные кампусы в дополнение к онлайновым программам, и даже малоизвестные колледжи стремятся получить в регионе аккредитацию для своих онлайн-курсов.

Игры, симуляторы, онлайн-лекции и множество других средств электронного обучения весьма разнообразят программу K-12, но пока не столь широко распространены в программах послешкольного обучения. В недавно опубликованном отчете Sloan Consortium, посвященном электронному обучению по программе K-12, утверждается, что хотя свыше миллиона из 63 млн учащихся американских младших школ берут онлайновые курсы, электронное обучение по программе младшей школы «пока еще находится на ранней стадии». Но в отчете отмечается, что электронное обучение уже начинает применяться в бедных сельских школах.

Клейтон Кристенсон из Гарвардской школы бизнеса уверен, что к концу десятилетия обучающее программное обеспечение станет неотъемлемой частью большинства программ K-12. В качестве примера того, в каких ситуациях платформы электронного обучения позволят эффективно использовать ограниченные ресурсы, он привел тот факт, что в штате Джорджия есть 440 вуза, но только 88 из них имеют квалифицированных преподавателей физики.

Внештатные и штатные преподаватели

Кто преподает на онлайн-курсах? Согласно данным American Association of University Professors (www.aaup.org/AAUP/issues/contingent), свыше 70% всех преподавателей послешкольного образования работают либо по совместительству, либо внештатно. В области онлайнового обучения эта доля даже больше в силу роста числа программ электронного обучения в коммерческих университетах, преподаватели которых главным образом работают по совместительству.

Многие штатные профессора предпочитают не учить в онлайне – университеты отмежевываются от онлайновых курсов: почему сотрудники факультета должны разрабатывать онлайновые курсы, если это может пагубно отразиться на их карьере или пребывании в должности? Будущее электронного обучения, скорее всего, будет тесно связано с возможностью университетских «внештатников» вести обучение, поскольку штатные преподаватели участвуют в этом весьма неохотно. Годовые отчеты Sloan Consortium снова и снова свидетельствуют о том, что и администрация университетов, и преподаватели рассматривают развитие инфраструктуры и обучение преподавателей работе в сфере электронного обучения как крайне нежелательную деятельность.

Платформы для систем управления обучением

Сегодня активно обсуждаются такие темы, как стандарты электронного обучения, управление метаданными и их хранение, а также обучение на базе игр. Не остались без внимания вопросы свободных

Камерон Эванс, директор по технологии Microsoft Education по Северной Америке, недавно описал, каким образом можно кардинально изменить ситуацию в электронном обучении, значительно снизив расходы на образование: «Творческие специалисты государственного университета могут перенести свои реализации Moodle в облака, причем не обладая навыками программирования. Это открывает возможность создания всегда находящейся в готовности системы управления курсом обучения без дополнительных инвестиций в центры обработки данных». Общесистемные стандарты, такие как Sharable Content Object Reference Model (SCORM), также будут способствовать более эффективному использованию LMS во множестве приложений.

систем управления обучением (Learning Management System, LMS), таких как Moodle, Sakai и ATutor, а также коммерческих моделей, в том числе Web CT, Blackboard, Gradepoint и Desire2Learn. Двумя самыми популярными LMS для электронного обучения пока остаются система Moodle (свободная) и Blackboard (коммерческая).

Качество электронного обучения

Электронное обучение нередко критикуют за то, что студенты лучше учатся в аудитории, чем с помощью рабочей станции. За последние десять лет ученые провели тысячи исследований по этой теме, ряд из них вошел в состав знаменитой коллекции из сотен исследований, собранной в 2001 году Томасом Расселом. Эти отчеты показывают, что в большинстве случаев нет существенной разницы между результатами онлайн- и аудиторных занятий. Недавно в Стэнфордском исследовательском институте (Stanford Research Institute, SRI) проанализировали сотни конкретных примеров электронного обучения и подготовили значимую выборку. Оказалось, что в среднем студенты, обучающиеся в онлайне, добиваются лучших результатов, чем те, кто занимается с преподавателем лично.

Тем не менее дискуссию нельзя считать законченной, поскольку большинство преподавателей, практикующих электронное обучение, не являются высокооплачиваемыми штатными сотрудниками университетов и не обнаружено тесной связи между привлечением внештатных преподавателей и долгосрочными успехами студентов в обучении. Кроме того, процесс набора студентов на курс электронного обучения вызывает немало вопросов, например, Apollo Group, которой принадлежит Университет Феникса, недавно выплатила 78,5 млн долл. в качестве урегулирования за нарушения, допущенные при приеме студентов в 2003 году.

Политические шаги и законодательство

В 2006 году Конгресс США оказал существенную поддержку программам электронного обучения, отменив «правило 50%», согласно которому получить финансирование в рамках федеральной программы Title IV (Pell Grants, Federal Supplemental Educational Opportunity Grants и т.п.) можно было только в том случае, если по крайней мере половина материалов курса была прочитана в аудиториях. В 2007/2008 учебном году коммерческие институты получили свыше 16 млрд долл. в федеральных кредитах Title IV, грантах и финансовой помощи, но вынуждены были платить более высокие налоги, чем другие группы.

Инициатива American Graduation Initiative, предусматривающая инвестиции в размере 12 млрд долл. до 2020 года, создана с целью увеличить на 5 млн человек число выпускников местных колледжей, а это более половины всех студентов, проходящих курс электронного обучения в местных колледжах (www.whitehouse.gov/the_press_office/Excerpts-of-the-Presidents-remarks-in-Warren-Michigan-and-fact-sheet-on-the-American-Graduation-Initiative). Кроме того, действующий образовательный закон для фондов Title IV предусматривает выделение 500 млн долл. в помощь местным колледжам на развитие необходимой инфраструктуры, в том числе на расширение возможностей электронного обучения. Существует также множество других федеральных программ – например, Post 9/11 GI Bill, которая предусматривает большие образовательные льготы.

Преимущества в стоимости

Использование ИТ часто приводит к значительному снижению издержек при решении трудоемких задач. Однако вряд ли можно добиться существенной экономии в послешкольном образовании без серьезной реорганизации порядка выделения средств для основных статей расходов, таких как оплата труда преподавателей и содержание инфраструктуры. В послешкольном образовании в США существует свыше 4 тыс. разных вариантов каждой академической дисциплины (математики, истории, естественных наук, экономики и так далее) вместе с их административной поддержкой: регистрация, обслуживание студентов и др. Можно ли это изменить? В отчете Educause Quarterly предлагаются следующие четыре основные стратегии, которые в долгосрочной перспективе позволят ежегодно экономить десятки миллиардов:

План National Educational Technology Plan (NETP), подготовленный Министерством образования США, предусматривает поиск возможного компромисса с тем, чтобы определить, каким образом информационные и коммуникационные технологии могут помочь изменить американское образование.

  • региональная консолидация академических отделений и персонала;
  • подобная организованной в университете Феникса связь между крупными взаимодействующими кластерами электронного обучения;
  • реорганизация процедур выделения помещений для факультетов университетов (резервирование аудиторий для смешанного обучения, использование аудиторий и офисов в качестве телевизионных студий и т.д.);
  • изменение существующего низкого статуса и повышение льгот для внештатных/почасовых сотрудников, из которых состоит большинство преподавателей.

Государственный и коммерческий секторы

По мере того как электронное обучение становится все более популярным средством получения послешкольного образования
и обучения по программе K-12, оно также начинает все шире использоваться в государственном и частом секторах. В США расходы на обучение сотрудников в 2008 году составляли 134 млрд долл., или свыше 1 тыс. долл. на сотрудника, и более 10% этих инвестиций было сделано в продукты и сервисы электронного обучения для самообразования. Согласно данным Ambient Group, здравоохранение, школьное образование по программе K-12 и высшее образование должны продемонстрировать значительные темпы роста в ближайшие пять лет. Министерство обороны также является основным пользователем онлайн-курсов и программ самообразования, симуляторов и игр.

Открытые обучающие программы

Некоторые университеты, в частности Массачусетский технологический институт, Йель и Университет Карнеги-Меллона, предоставили для открытого доступа дорогостоящие материалы курсов, в том числе учебные планы, обучающие модули и онлайн-лекции. Для предлагаемых сейчас 1900 курсов имеются бесплатные конспекты лекций, материалы экзаменов и видео из МТИ. Зарегистрированные студенты также вносят свой вклад в ресурсы открытых учебных программ, например, студенты Гарварда еженедельно публикуют на Finalsclub.com подробные конспекты лекций по некоторым курсам.

Неудачи

Программы электронного обучения иногда оканчивались неудачей, поскольку их провайдеры переоценивали спрос или недооценивали затраты. Престижные школы тоже не застрахованы от неудач, например Колумбийский университет (Fathom) и Нью-Йоркский университет (NYUonline). Недавно в Университете штата Иллинойс приняли решение закрыть широко разрекламированный, но спорный Global Campus – крупномасштабное подразделение дистанционного обучения, которое по первоначальному замыслу должно было действовать главным образом вне кампуса и вне университетской инфраструктуры.

В конце 2009 года организация U21 Global, которая называла себя «основной мировой онлайн-магистратурой» и рассчитывала привлечь 500 тыс. студентов, сообщила, что ее набор сократился до 5 тыс., она потеряла своих инвесторов и сейчас ее будущее представляется весьма туманным. По-видимому, можно сделать вывод, что крупные успешные программы электронного обучения, подобные тем, что предлагают Университет Феникса и Университетский колледж Университета Мэриленда, должны эффективно использовать совокупные преимущества низкой удельной стоимости в расчете на преподавателя, совместно используемой инфраструктуры и хорошего маркетинга наряду с соответствующим нормам содержанием курса.

Что дальше?

Сегодня есть возможность развертывать приложения электронного обучения и даже весь пакет университетского курса (учебный план, лекции, приложения регистрации, загружаемые книги, методические пособия и т.д.) на iPhone и BlackВerry, планшетных ПК и других подобных устройствах, что позволяет студентам по-настоящему быть мобильными, а лучшие лекции профессоров может видеть и изучать более широкая аудитория. Лекции iTunes U через Открытый университет Великобритании загрузили уже более 10 млн человек, а университеты Стэнфорда, Флориды, Пенсильвании и ряд других также могут похвастаться подобными показателями. Почему бы, по словам Стоуна, не предоставить кредит на курсы, которые студенты будут получать через iTunes U или YouTube Edu? Крис Андерсон из Wired считает такую перспективу неизбежной. В своей книге Free: The Future of a Radical Price он обращает внимание на бизнес-модель «бесплатных завтраков» –  бесплатные онлайн-лекции станут стимулом для потребителей покупать другие образовательные услуги. Но многие университеты с неохотой соглашаются открыть свои материалы.

Web 2.0 – еще один потенциальный стимул к онлайн-обучению, но, скорее всего, еще очень не скоро его начнут широко использовать для обучения по программе K-12 и для послешкольного образования. Отраслевая группа American Society for Training and Development недавно заказала исследование компании Booz Allen Hamilton с целью выяснить, каково влияние Web 2.0 на обучение, причем особое внимание уделялось индивидуальному обучению через передачи, которые можно скачать из Интернет, блоги, wiki и так далее. Хотя менее 10% компаний считают, что обучение с помощью Web 2.0 в ближайшем времени начнет играть важную роль, большинство все же согласно с тем, что это серьезная задача. Виртуальные миры, такие как Second Life, уже составляют существенную часть обучающей среды многих компаний (например, IBM) и в конечном итоге могут стать образцом для подражания при развертывании LMS.

Изменить старые привычки будет непросто – децентрализованной, имеющей триллионные обороты, инертной системе образования США потребуется время для реализации футуристических сценариев обучения, например весьма необычна идея использования импортно-экспортной модели для университетских курсов, которые бы оплачивались кредитами, предоставляемыми на образование. Как подсчитать накладные расходы? Получит ли исторический или экономический факультет свою долю доходов, если обучение импортируется извне университета? Возможно, текущий резкий рост годовых затрат на обучение в один прекрасный день заставит задать другие вопросы. Например, нужны ли по-прежнему факультеты на 4 тыс. человек? Специалисты университета науки и технологии Нью-Джерси Старр Хилтц и Мюррей Турофф описывают проблему следующим образом: «Если курсы предлагаются в цифровом формате, а также в кампусах, то географические монополии и барьеры, которые стоят на пути тысяч различных колледжей и университетов в США и по всему миру, будут разрушены».

Стефен Рут (ruth@gmu.edu) – профессор Университета Джорджа Мейсона.


eLearning – обучение с приставкой «е»

История общедоступных персональных компьютеров насчитывает уже три десятилетия, однако обучение с помощью компьютерных технологий начало развиваться гораздо позже. http://www.osp.ru/os/2004/11/184806

Ресурсы

International Review of Research in Open and Distance Learning (www.irrodl.org) – самый известный журнал, посвященный вопросам электронного обучения и содержащий примеры из практики университетов по всему миру.

 

IEEE Transactions on Education (www.ieee.org) – высококачественные исследования по вопросам образования в инженерных и компьютерных дисциплинах.

Interservice/Industry Training, Simulation and Education Conference (I/ITSEC; www.iitsec.org) – описания новейших случаев применения в обучении игр, моделирования и симуляторов, в частности в практике Министерства обороны США.

Online Education Ratings, подготовленный в US News and World Report (www.usnews.com/sections/education/online-education/index.html), подробные данные о сотнях программ электронного обучения.