Один только журнал IEEE IT Pro посвятил в 2009 году теме сloud computing специальный выпуск и отдал значительную часть своих площадей под обсуждение судеб этой технологии. Между тем в предисловии к специальному выпуску приглашенные редакторы Джеффри Воас и Джиа Жанг задали вопрос [1]: «Считаете ли вы, что вычисления в облаке предлагают что-то особенное? Или это все те же старые ИТ, только упакованные в другую бутылку? А может, это действительно новое вино?»

Основы

Вычисления в облаке представляют в виде решений категории ИТ как сервис (IT as a service, ITaaS), имеющих трехуровневую архитектуру [2]:

  • приложения высокого уровня, предоставляемые по требованию в модели «программное обеспечение как сервис»(Software as a Service, SaaS);
  • программное обеспечение промежуточного слоя, предоставляющее сервисы приложений или среду времени исполнения в модели «платформы как сервис» (Platform as a Service, PaaS) для приложений в облаке;
  • гибкая инфраструктура – и, следовательно, «инфраструктура как сервис» (Infrastructure as a Service, IaaS) распределенных сервис-центров обработки данных, подключаемых через сети типа Internet.

IaaS является основой технологии облачных вычислений, строительными блоками ИТ-инфраструктуры предприятия. В основном IaaS приобретают и используют ИТ-менеджеры, чьи обязанности связаны с общей обработкой, хранением, управлением базами данных и другими основными ресурсами и ИТ-приложениями. К сервисам данной категории относятся: предоставление по требованию ресурсов центральных процессоров, виртуальный веб-хостинг и хранение по требованию. Самыми заметными решениями в этой области на сегодняшний день являются EC2 компании Amazon, Cloud Servers компании GoGrid и продукты Joyent.

PaaS – это новая концепция, возникшая почти одновременно с cloud computing. Предоставление платформы в виде сервиса позволяет разработчикам проектировать, создавать и тестировать приложения, работающие в инфраструктуре провайдера облака, а затем, опять же по запросу, предоставлять эти приложения пользователям. Первыми заметными решениями на этом рынке стали Google App Engine, Microsoft Azure, веб-сервисы Amazon и Force.com от компании Salesforce.com.

SaaS – это способ предоставления сервиса, с которым непосредственно работает конечный пользователь. Вместо того чтобы хранить программное обеспечение на своем компьютере, пользователь по модели SaaS обращается к провайдеру за полнофункциональным приложением. Электронная почта Yahoo, Google Apps, Salesforce.com, WebEx и Microsoft Office Live – это все продукты категории «сервисы в облаке».

Данная трехуровневая архитектура реализуется как на общедоступной основе (то есть через общедоступные облака, ресурсы которых не принадлежат предприятию), так и на корпоративной основе (частные облака, ресурсами которых предприятие управляет централизованно). При любой реализации сервисы, предоставляемые через облако, являются совместно используемыми и удаленными по отношению к конечным пользователям.

Проблемы

Вычисления в облаке сталкиваются с теми же проблемами, что и другие информационные и сетевые технологии: производительность, безопасность, устойчивость к сбоям, интероперабельность, перенос данных и работа с унаследованными системами.

Провайдеры, пользователи и федеральное правительство практически полностью согласны с тем, что сегодня важнейшей задачей является обеспечение кибербезопасности. Учтивая серьезность угроз, исходящих из разных источников (отдельные люди, криминальные группы и даже государства), снизить такой риск можно только объединенными усилиями провайдеров сервисов в облаке, сетевых провайдеров, корпоративных отделов ИТ и пользователей.

Измерение производительности облачных сервисов остается серьезной проблемой, главным образом из-за отсутствия соответствующих стандартов. Параметры оценки производительности для сервисов в облаке далеко не столь совершенны, как соответствующие показатели для телекоммуникационных сетей, где, например, такие метрики, как готовность, задержка и дрожание фазы хорошо определены и понятны как пользователям, так и сетевым провайдерам. В мире вычислений в облаке определения производительности и стандарты серьезно разнятся даже среди провайдеров, предлагающих аналогичные сервисы.

Наконец, как и при любой другой смене парадигмы, происходившей ранее в ИТ, пользователи и провайдеры в равной степени сталкиваются с дополнительными трудностями, связанными с переходом на новые решения и переносом данных с унаследованных систем в облако, а также с интероперабельностью сервисов облака и унаследованными системами.

Что сулит «молодое вино»

Вне зависимости от особенностей конкретной задачи, у провайдеров облачных сервисов больше возможностей для экономии благодаря масштабам предоставляемых услуг при одновременном обеспечении необходимого уровня безопасности и качества сервисов, особенно при оказании услуг небольшим и средним компаниям.

Помимо очевидной эволюции технологии, вычисления в облаке отражают изменения в сфере продаж и предоставления доступа к ИТ. Вычисления в облаке – это альтернатива традиционной стратегии предоставления ИТ, в рамках которой разделяемые, удаленные ресурсы обеспечивают возможности масштабирования вычислений по IP-сетям в виде предоставляемых по требованию, платных виртуализованных сервисов. В результате на ИТ-рынке сегодня формируется новый взгляд на массовые продукты – в эту категорию переходит не только индивидуальное аппаратное и программное обеспечение, но и интегрированные платформы и инфраструктуры. По мере того как облачные сервисы становятся массовыми, пользователи начинают получать все большую отдачу, поскольку ситуация развивается по восходящей спирали:

  • благодаря усовершенствованиям технологии снижаются расходы на инфраструктуру и появляется возможность увеличить эффективность операций;
  • снижение расходов становится более действенным, давая возможность увеличить экономию, обусловленную ростом масштаба производства, и стимулируя спрос со стороны потребителей;
  • высокий спрос усиливает конкуренцию, что приводит к снижению цен и способствует росту инвестиций в новые технологии.

На рынке голосовых телекоммуникаций этот цикл превращения сервисов в предметы потребления можно было наблюдать с конца 1980-х до начала 2000-х годов [3]. За 20 лет появились новые виды цифровых сетей, увеличилась емкость цифровых коммутаторов и передающих структур, а также осуществилась конвергенция сервисов передачи голоса и данных в IP-инфраструктуре, что позволило предприятиям оптимизировать использование разделяемых общедоступных сетей. Как показано на рисунке, цены продолжали снижаться в течение всего двадцатилетнего периода этого цикла. За это время увеличилось число телекоммуникационных предложений и разнообразие их возможностей. Кроме того, они становятся все более и более повсеместными.

Расценки на голосовую связь за два десятилетия снизились благодаря эффективности, конкуренции и усовершенствованиям технологии, позволяющим перевести сервисы в категорию потребительских продуктовНа примере этого цикла можно проследить перспективу с учетом трудностей, которые обычно преодолевает новая технология: обеспечение кибербезопасности остается серьезной проблемой, и, пока ее не решат, она будет препятствовать росту спроса, необходимого для того, чтобы запустить цикл превращения сервисов в товары массового потребления. ИТ-менеджеры с полным правом будут по-прежнему настороженно относиться к изменениям, которые могут повлиять на безопасность их организаций. И опять-таки решение проблемы обеспечения безопасности вычислений в облаке потребует координированной совместной работы провайдеров, разработчиков и пользователей. Однако, прежде чем будет запущен цикл превращения сервисов в товары массового потребления, предстоит решить и ряд дополнительных проблем.

Сообщество сторонников вычислений в облаке должно разработать показатель затрат в расчете на предоставляемый сервис, который даст возможность сравнивать массовые сервисы. В исследовании, посвященном голосовой связи [3], таким «объединяющим» показателем стала стоимость минуты коммутируемого голосового соединения. Эта базовая характеристика воспринимается пользователями и операторами как простой способ определения затрат, позволяющий сопоставлять на уровне апплетов массовые сервисы, предоставляемые разными провайдерами. Такой показатель даст возможность не только сравнивать между собой услуги провайдеров вычислений в облаке, но и ранжировать сервисы из общедоступных и частных облаков.

Перспективы вычислений в облаке связаны не только с развитием технологии, но и со стратегией получения ресурсов, разделяемых между большим числом пользователей. Дальнейшая перспектива – это превращение сервисов вычислений в облаке в товары массового потребления, то есть возникновение рынка таких сервисов. Несмотря на то что всему ИТ-сообществу еще придется решить ряд серьезных проблем, цены будут снижаться, число сервисов – расти, а производительность – увеличиваться. В результате в течение десяти лет провайдеры и пользователи вычислений в облаке будут получать все большую отдачу от усовершенствованных технологий, увеличения эффективности облака и роста конкуренции на рынке.

***

В ответ на вопрос, поставленный Воасом и Жангом, о том, являются ли вычисления в?облаке все теми же старыми ИТ, залитыми в другую емкость, или это действительно новое вино, мы отвечаем: это не только отличное молодое вино, но и одно из тех марочных вин, которые с годами становятся все лучше.

Литература

  1. J. Voas, J. Zhang, Cloud Computing: New Wine or Just a New Bottle? IT Pro, v. 11, N. 2, 2009.
  2. G. Lin et al., Cloud Computing: IT as a Service. IT Pro, v. 11, N. 2, 2009.
  3. H.G. Miller, H.D. Levine, S.N. Bates, Welcome to Convergence: Surviving the Next Platform Change. IT Pro, v. 7, N. 3, 2005.

Х. Гилберт Миллер (hgmiller@noblis.org) – директор по технологиям;
Джон Вейдж (
john.veiga@noblis.org) – ведущий инженер компании Noblis.


H. Gilbert Miller, John Viega. Cloud Computing: Will Commodity Services Benefit Users Long Term? IEEE IT Pro, November/December, 2009. IEEE Computer Society, 2009. All rights reserved. Reprinted with permission.