Продажа услуг, а не коробок приобретает сегодня все больший вес в структуре бизнеса ведущих ИТ-вендоров. По данным IDC, в 2000 году на первое место в мире по объемам полученного дохода среди поставщиков профессиональных услуг вышло подразделение IBM Global Services. Одна из составляющих его бизнеса — это разработка учебных курсов, обучение ИТ-специалистов и профессиональная сертификация. В отличие от других компаний, которые делегируют право преподавания по своим авторизованным программам внешним учебным центрам, заказчики и партнеры IBM получают все «из первых рук», в том числе и услуги по обучению. За это и отвечает IBM Learning Services.

Авторизованные учебные курсы IBM в московском Учебном центре корпорации — эксклюзив, больше программ по продуктам и технологиям IBM не читают нигде. С подобным подходом можно спорить; представители независимых учебных центров и некоторые вендоры считают неправильным продавать обучение параллельно с продажей продуктов. Однако есть и другие компании с развитыми сервисными структурами, например, Siemens Business Services или Нewlett-Рackard, которые не передают полномочия по обучению третьим фирмам (см. «Открытые системы», 2001, № 3, 4, 5-6). В IBM убеждены, что только без посредников можно гарантировать, что уровень образовательных услуг будет адекватен уровню продуктов и решений. Авторизация партнеров несет в себе риск потери темпа передачи компетенции с уровня разработчика технологии на уровень ее потребителя.

Учебный центр IBM был открыт в Москве в 1993 году. Сегодня в его программе представлены авторизованные курсы по большинству технологических направлений самой IBM, включая продукты Lotus, а также курсы компании Cisco Systems. Статус авторизованного центра Cisco учебный центр IBM получил в текущем году в рамках стратегического альянса, заключенного между компаниями. С сентября здесь читаются курсы «Основы построения сетей Cisco» и «Построение масштабируемых сетей Cisco». В декабре начинается подготовка специалистов по другим специализациям Cisco, необходимым для сдачи профессиональных тестов. Кроме технологических учебных программ активно развивается бизнес-направление и консультационные услуги по дистанционному обучению.

Курсы по технологиям

В Учебном центре IBM читаются курсы по всем серверным платформам корпорации. У мэйнфреймов zSeries (S/390) в России ограниченный, но стабильный рынок, поэтому курсы по этому направлению читаются всегда по заказу. Стандартные курсы по технологиям мэйнфреймов объединены в несколько тематических групп, каждая их которых позволяет подготовить специалиста определенной категории — системного или сетевого администратора, администратора баз данных DB2, разработчика приложений на базе OS/390.

Наибольшую популярность среди курсов по серверным направлениям приобретают программы, посвященные линейке Unix-серверов pSeries (RS/6000). Тематика этих курсов сфокусирована на операционной системе IBM AIX: в них затрагиваются такие проблемы, как системное администрирование ОС, ее сетевые возможности, управление производительностью, рабочей нагрузкой и защитой информации; администрирование сетей TCP/IP. Недавно программа пополнилась новым курсом, посвященным построению на базе серверов pSeries географически распределенных кластеров с высоким уровнем готовности.

Серверы AS/400 (ныне iSeries) — единственная серверная платформа, способная поддерживать одновременно четыре различные операционные системы — OS/400, AIX, Windows и Linux. Правда, курсы по AS/400 затрагивают только проблематику OS/400, поскольку остальным ОС посвящены специальные учебные программы. Обучение по iSeries нацелено на подготовку администраторов и программистов для этой линейки серверов. Как отмечает директор Учебного центра IBM Александр Павлов, в России сложилась мощная школа разработчиков для AS/400; многие из них получают возможность при содействии московского центра совершенствовать свои навыки в зарубежных лабораториях корпорации.

Программа по Intel-серверам xSeries (NetFinity) выделяется тем, что в ней помимо технических курсов имеются специальные курсы по маркетингу.

Что касается программного обеспечения, то центр стремится дать возможность вникнуть во все тонкости основных программных разработок IBM, а также освоить объектно-ориентированные языки программирования и познакомиться с ОС Linux. Особое место занимает IBM WebSphere — инфраструктура для создания и развертывания Web-приложений. Первый из курсов программы по WebSphere посвящен администрированию ядра этого семейства, сервера приложений WebSphere Application Server. Цель курса — научить слушателей инсталлировать, настраивать и обеспечивать техническое сопровождение системы. Курс дает знания о средствах размещения Web-приложений, обеспечении безопасности, возможностях масштабирования и управления производительностью, а также разрешения различных проблем в среде WebSphere Application Server. Программа включает также курс по разработке сайтов в среде WebSphere Studio.

Помимо WebSphere, к категории учебных курсов по программному обеспечению для организации электронного бизнеса отнесен и набор курсов по системе доставки сообщений MQSeries, а также курсы по администрированию и программированию DB2 на различных платформах. Близок этой тематике и блок учебных программ по объектным технологиям, куда входят курсы по объектно-ориентированным языкам и средам: Java, C++, Visual Age for SmallTalk и Visual Age for Java.

Не снижается популярность авторизованных курсов Lotus по всему спектру технологий этого семейства программных продуктов. Меньшим спросом на сегодняшний день пользуются курсы по САПР CATIA, по причине достаточной ограниченности рынка. А вот Linux — это хит. Система вызывает огромный интерес отчасти из-за моды, однако у Linux уж есть ряд прочно завоеванных ниш, в частности, Web-серверы и межсетевые экраны. Программа по Linux не отличается такой полнотой и системностью как, скажем, новая программа в Учебном центре Siemens Business Services (см. «Открытые системы», 2001, № 5-6), но ее курсы дают базовые знания по системному администрированию, а также сетевым протоколам и системе безопасности Red Hat Linux. Отдельный курс посвящен Web-серверу Apache.

Новый курс «Настройка Firewall на Linux» свидетельствует о том, что развитие учебных программ центра зависит не только от технологической эволюции продуктов IBM, но и от изменений потребностей рынка. Павлов рассказывает, что этот курс стал ответом на поток вопросов о возможностях обеспечения бесперебойной работы корпоративной сети, сохранности информации и ее безопасной передаче через Internet. Использование межсетевых экранов — один из способов решения этой задачи на базе стандартного оборудования и OC Linux. Этот привлекательный для пользователей вариант подробно рассматривается в новом курсе, посвященном: практической реализации защиты сети от несанкционированного доступа; шифрованию передаваемой через Сеть информации; защите электронной почты от вирусов; разработке политики защиты от вторжения и разрушения сети.

Пожалуй, единственное программное направление IBM, в меньшей мере охваченное вниманием Учебного центра, — это система управления информационной инфраструктурой Tivoli. Есть курсы по управлению сетями с помощью Tivoli Netview и программы по модулю администрирования устройств хранения Tivoli Storage Manager, которые входят в учебный блок по IBM AIX, однако комплексная программа обучения по Tivoli отсутствует. И в этом отношении система проигрывает своим основным конкурентам — продуктам Computer Assоciates и Hewlett-Packard, для которых существуют развернутые учебные программы в московских учебных центрах (см. «Открытые системы», 2001, № 4). С другой стороны, потребность в обучении по Tivoli не очень велика, если измерять ее количеством потенциальных слушателей, однако, для тех организаций, где Tivoli внедряется, отсутствие локализованных курсов в России представляет проблему. Компаниям нужно растить своих специалистов, которые смогут обеспечить квалифицированную поддержку и развитие системы на месте. В связи с этим партнеры IBM, обладающие практическим опытом внедрения продуктов Tivoli в российских организациях, сегодня всерьез задумываются о самостоятельной организации обучения по этой тематике.

Обучение для деловых

Курсы нетехнической направленности считаются в Учебном центре IBM одним из наиболее перспективных направлений. Программа по управлению проектами, существующая не более двух лет, судя по популярности становится своеобразной визитной карточкой центра (см. «Открытые системы», 2001, № 9), получившего статус авторизованного центра по обучению в области управления проектами PMI R.E.P. (PMI Registered Education Provider). Напомним, что Институт управления проектами (PMI) — это профессиональная ассоциация, которая является признанным мировым лидером в области управления проектами и отвечает за стандарты, обучение и профессиональную сертификацию менеджеров. Логическим завершением программы по управлению проектами стал введенный недавно курс «Подготовка к экзамену PMI». Его цель — предоставить необходимую методическую помощь и материалы для целенаправленной и эффективной подготовки претендентов на звание Project Management Professional (PMP). Безусловно, такой курс актуален только для тех менеджеров, которые обладают реальным опытом в области управления проектами. Рекомендуется также предварительно пройти обучение на курсах IBM «Концепции и принципы управления проектами в условиях российского рынка», «Управление рисками и финансами проекта» и «Лидерство в управлении проектами».

Еще одна очень интересная новинка в сфере бизнес-обучения в учебном центре IBM — курсы «Реализация проектов на основе анализа бизнес-процессов заказчика», рассчитанные на менеджеров крупных компаний, которые занимаются консультированием клиентов в сфере трансформации бизнеса, проектирования и модернизации систем, внедрения систем ERP и хотят овладеть премудростями бизнес-консалтинга. Программа разбита на две части — вводную и углубленную. Первая часть представляет собой интенсивное введение в различные аспекты управления, которые являются ключевыми для большинства компаний. Занятия, в ходе которых рассматриваются как общие понятия, так и детали практических операций, призваны развить у слушателей способности к анализу и синтезу в нестандартных ситуациях, научить реально их оценивать и одновременно применять творческий подход при поиске решений.

Один из основополагающих принципов обучения в центре — создать в классах ситуации, максимально приближенные к реальности. В ходе занятий слушатели работают над небольшими исследовательскими проектами, а в начале курса им предлагается крупный объединяющий проект, рассчитанный на то, что в день завершения курса каждая группа представит собственный анализ ситуации и рекомендации. Вторая часть программы позволяет объединить ключевые практические и теоретические знания в области бизнеса и управления. В рамках курса рассматриваются наиболее сложные вопросы организации внесения изменений, при этом реализация изменений становится основным объединяющим моментом всего курса. Используемый подход является полностью практическим, поскольку в ходе курса рассматриваются реальные проекты, имеющие прямое отношение к деятельности слушателей. Стоит отметить, что курсы этой тематики проводятся только по заказу одной компании.

Учиться всегда, учиться везде...

Казалось бы, дистанционное обучение, отнимает хлеб у традиционных учебных центров, практикующих преподавание «живьем». На самом деле это одно из наиболее динамично развивающихся направлений повышения профессиональной квалификации, и многие ведущие учебные центры, специализирующиеся на ИТ, активно занимаются им. В корпорации существует специальное подразделение — IBM Mindspan Solutions, которое предоставляет комплекс услуг по созданию на предприятиях инфраструктуры электронного обучения. В компетенцию подразделения входят процессы по планированию обучения в сети, проектированию среды дистанционного обучения, разработке, внедрению и сопровождению курсов у организации-заказчика. Создание учебных программ, действующих по принципу «everywhere, every time», базируется на семействе продуктов для дистанционного обучения Lotus LearningSpace. Московский Учебный центр IBM ведет консультационную работу и организует курсы по построению систем дистанционного обучения на базе версии Lotus LearningSpace 4.01, по разработке собственных интерактивных курсов для Internet/intranet и их интеграции в среду LearningSpace, а также по методикам активного участия преподавателей в таком учебном процессе.

В 2000 году группа IBM Mindspan Solutions вышла в лидеры по предоставлению услуг в области электронного обучения, внедрив дистанционные курсы в 500 организациях 54 стран. Россия пока не входит в их число, но, по словам Павлова, с рядом заказчиков уже ведутся переговоры. Организации с большим числом географически разнесенных филиалов, крупные ведомственные структуры нуждаются в средствах переподготовки своих кадров без отрыва от производства и без дорогостоящих командировок из дальних регионов. Поэтому консалтинг по созданию систем дистанционного обучения, действующих на постоянной основе, а не для отдельных проектов, здесь считают важной и перспективной областью деятельности.

По словам Павлова, дистанционное обучение по методикам IBM действительно эффективно — оно не ограничивается возможностями удаленного изучения учебных пособий. Lotus LearningSpace поддерживает различные режимы удаленного взаимодействия слушателей между собой и с преподавателем — в реальном времени, синхронный и асинхронный — и позволяет слушателям из любого места в любое удобное время вести диалог с преподавателем, проходить тестирование, подключаться к дискуссии, писать контрольные и т.п. Благодаря соглашению между IBM и Минобразования о специальной поддержке высшего образования система LearningSpace используется в МГТУ им. Баумана, университетах Казани и Иванова и ряде других региональных вузов.