Год назад Джон Чамберс, прежний генеральный директор Cisco, писал: «К 2020 году 75% бизнеса во всем мире будет полностью цифровым или будет готово к переходу в такое состояние. Компании, которые не смогут использовать возможности Всеобъемлющего интернета, потеряют доступ к рынку объемом 19 трлн долл., однако цифровая трансформация будет означать коренной пересмотр всей стратегии предприятий». Чак Роббинс, нынешний глава компании, похоже, воспринял изложенное как руководство к действию: вдвое, как отмечалось в кулуарах европейского форума Cisco Data Center Partner Connection 2016, ускорились собственные бизнес-процессы компании, а ее активность, кроме развития технологических решений, таких как инфраструктура, ориентированная на приложения (Application Centric Infrastructure, ACI), стала все больше направляться на развитие экосистемы цифровой трансформации, в которой люди и процессы не менее важны, чем технологии.

Представители технологических и бизнес-партнеров в рамках форума постоянно отмечали: цифровая конвергенция идет сегодня во всех индустриях, и никакой ИТ-производитель не сможет в одиночку предложить универсальные решения. К тому же цифровая трансформация — непрерывный процесс адаптации предприятий к динамичному рынку и запросам клиентов, которые изменяются сегодня быстрее производителей, диктуя им, что делать, а не наоборот, как было совсем недавно. Прошло время, когда, чтобы реализовать нужную функциональность продукта, клиентам или партнерам крупной корпорации надо было ждать месяцы, а то и годы, — в условиях переизбытка альтернатив это недопустимо. Выход — налаживать партнерство для совместного быстрого вывода запрашиваемых рынком товаров или услуг, спецификации которых управляются данными, а сами они разрабатываются на основе опыта и инноваций всех партнеров. Однако различие применяемых компаниями технологических решений мешает воплотить такую стратегию. Поэтому, как отметил Франк Палумбо, вице-президент Cisco по продажам ЦОД и систем виртуализации, для цифровой трансформации требуется умная инфраструктура, использующая все преимущества Интернета вещей и знающая, что за каждой «вещью» стоит конкретный клиент.

«Бизнес не может более рассматриваться как закрытая система. Бизнес-модель любой компании зависит от других участников рынка и в условиях цифровой экономики каждая компания должна определиться со своим местом в экосистеме», — считает Палумбо. Задача Cisco в сложившейся ситуации — предоставить всем участникам такой экосистемы «платформу успеха», обеспечивающую формирование, поддержку и перестройку в реальном времени цепочек доставки ценности.

Для этого компания предлагает открытую, программно-конфигурируемую инфраструктуру Cisco ACI, включающую единый контроллер коммутации Application Policy Infrastructure Controller (APIC) и семейство коммутаторов Cisco Nexus 9000. Инфраструктура позволяет разрабатывать и выполнять приложения, предназначенные для виртуальных, физических сред или контейнеров с применением различных межсетевых экранов, средств балансировки нагрузки, гипервизоров и инструментов управления облаками и оркестровки наподобие CliQR. По сути, все это означает, что приложение работает на масштабируемом динамическом ЦОД, автоматически настраиваемом в реальном времени на требования среды. Такие технологические партнеры Cisco, как Citrix, DataTorrent, F5 Networks, Intel, Microsoft, SAP, заявили об интеграции своих решений с ACI.

В 2015 году мобильные пользователи во всем мире загрузили 180 млрд приложений, используя для этого множество облаков разных типов и различные сервисы. У разработчиков остается все меньше времени на создание программ, однако традиционные ИТ-инфраструктуры уже не способны поддерживать соответствующие процессы разработки. «Сегодня в индустрии все чаще говорят о бимодальных ИТ, состоящих из традиционных ИТ, которые относительно редко изменяются, и гибких, призванных мгновенно реагировать на все новые требования», — отметил Патрик Шмит, управляющий директор Cisco по ЦОД и системам виртуализации в регионе EMEAR (страны Европы, Ближнего Востока, Африки и Россия). А значит, нужно уметь за минуты, а не часы развернуть аппаратную инфраструктуру поддержки разработки и эксплуатации приложений, создаваемых из микросервисов. И Cisco предлагает новую генерацию своей гиперконвергентной системы HyperFlex, специально рассчитанную для работы с микросервисами и контейнерами, требующими различных нагрузок, которые под управлением системы Cisco One Enterprise Cloud Suite могут выполняться в гибридных и частных облаках.

Как считают аналитики, нынешние клиенты корпораций совсем не обязательно останутся с ними в цифровой экономике. И, чтобы проверить, действительно ли индустрии готовы к инициативам цифровой трансформации, в Cisco провели исследование среди 2 тыс. руководителей из восьми стран в восьми отраслях. Результаты этой работы на форуме озвучила Инбар Лассер-Рааб, вице-президент Cisco по маркетингу инфраструктурных и цифровых решений. Ближе всех по совокупности признаков к цифровой эпохе оказалась Великобритания, что подтверждает и Шмит: в этой стране, а также в Швейцарии больше всего размещается заказов на облачные решения. Менее половины компаний готовы выполнить запрос на предоставление обычных ИТ-услуг быстрее чем за двое суток, причем более 60% запросов требуют вмешательства человека. С новыми ИТ-сервисами дела обстоят еще хуже — на наладку инфраструктуры для вновь инициированных проектов в 75% случаев уходит больше недели. Имеющиеся сегодня у предприятий среды разработки тоже не отличаются оперативностью — 30% опрошенных заявили, что им требуется более месяца на ввод нового приложения в промышленную эксплуатацию. Все это свидетельствует о медлительности потенциальных субъектов цифровой трансформации. Не принес особых сюрпризов и вопрос о готовности компаний работать с облаками — 72% используют публичные облака только для выполнения стандартных приложений и хотя 25% опрошенных имеют бизнес-критичные приложения, готовые к переносу в облака, их по-прежнему предпочитают выполнять на физических серверах компаний. Критичные для бизнеса данные перенесли в облака только 19% опрошенных, и неудивительно, что особую озабоченность при проведении цифровой трансформации у предприятий вызывают вопросы информационной безопасности, автоматизации при настройке сервисов и организация самообслуживания.

В целом форум продемонстрировал, что важнейшими вопросами, которые нужно будет решать всем ИТ-производителям в условиях цифровой трансформации, станут не столько технологии, сколько культура организации и принципы взаимодействия всех участников рынка. Принимая во внимание все это, Cisco стремится предложить экосистеме цифровой трансформации больше чем платформу — среду, автоматизирующую отношения между ее участниками.

Пазл цифровой трансформации

Патрик Шмит
Патрик Шмит: «Бизнес уже не может ждать, пока традиционные ИТ подготовят аналитикам все данные, необходимые им для принятия решений в условиях реального времени»

Патрик Шмит, управляющий директор Cisco по ЦОД и системам виртуализации в регионе EMEAR (страны Европы, Ближнего Востока, Африки и Россия), в ходе форума разъяснил для Computerworld Россия роль компании в условиях цифровой трансформации.

- В чем отличия подхода Cisco к цифровой трансформации?

Технологические признаки цифровой эпохи — это Интернет вещей, программно конфигурируемые интегрированные инфраструктуры и модульные системы. В этих областях у Cisco имеются свои наработки и 30-летний опыт создания коммуникаций, все это можно считать необходимым условием успеха цифровой трансформации. В эпоху консьюмеризации любой поставщик может выпустить на рынок то или иное оборудование, но везде имеется ПО и каждый «ящик» не работает сам по себе — важна интеграция, причем выполненная с минимальными издержками. Иначе говоря, функционал любого решения сегодня определяется приложением, управляется клиентскими политиками и доставляется в виде сервиса. Обеспечить работоспособность этой весьма длинной цепочки, да еще точно в срок, непросто. Решения, методики и опыт Cisco Customer Experience, Workforce Experience и Digital Ceiling дают возможность интегрировать оборудование, программное обеспечение и сервисы для организации цифрового взаимодействия.

- Что цифровая трансформация означает для ЦОД?

Почти 85% новых приложений уже сегодня разрабатываются в облаках и для самых разнообразных операционных сред, а это для физического ЦОД означает динамические нагрузки и необходимость быстрой установки ПО без снижения требований к безопасности. Вместо монолитных систем появляется много мелких, выполняющих одну-две функции, в частности слой микросервисов, создаваемых обширным сообществом разработчиков, которые обычно ближе к заказчикам и лучше знают их запросы. Все это предъявляет повышенные требования к оркестровке, сертификации оборудования и системного ПО, работающего в ЦОД. Бизнес-модель цифрового предприятия должна строиться на базе тех данных, которые могут быть доступны завтра, а не тех, которые доступны сегодня. Следовательно, традиционный подход — сбор, анализ и утилизация данных — не работает, все сведения и телеметрию требуется обрабатывать «на лету», постоянно внося изменения в код промышленной системы, как это делают в Amazon или Azure. Однако и про архивные данные нельзя забывать — они нужны для формирования добавленной реальности и проведения глубокой аналитики. Ясно, что ЦОД, работающий в среде ACI, должен обладать практически неограниченными возможностями масштабирования, а значит, уметь интегрировать все наиболее распространенные на рынке решения (вычисления, системы хранения, виртуализацию). Здесь мы вместе с партнерами предлагаем инфраструктуру, интегрирующую такие зарекомендовавшие себя решения, как NetApp FlexPod, VCE Vblock, Cisco HyperFlex и UCS, а также IBM VersaStack.

- Цифровая трансформация — это ведь не только технологии...

Безусловно, мы как технологическая компания поняли, что успех во многом зависит от скорости внутрикорпоративных бизнес-процессов и бизнес-модели предприятия, теперь нужна более тесная работа с клиентами и быстрое реагирование на их запросы. По сути, сервисный департамент Cisco выполняет проекты вместе с клиентами. Моя сфера ответственности — цифровая трансформация ИТ, и я с полной уверенностью могу утверждать, что для успеха важны прежде всего люди и процессы, а потом уже технологии. Расстановка людей с нужными знаниями по нужным позициям — это 80% успеха. Чем больше знаний переходит в цифровую форму, тем их проще анализировать, и именно люди должны прогнозировать дальнейшие шаги в бизнесе.

- Какие имеются проблемы на пути к цифровой трансформации?

По сути, цифровая трансформация — это пазл, и если вы собрали все его части, то перед вашим бизнесом откроются новые возможности: сервисная модель, гибкость и т. п. Однако надо понимать, что и люди, и процессы по-отдельности меняются не так быстро, как сообщают нам аналитики в прогнозах о темпах цифровой трансформации. С другой стороны, мир в целом развивается настолько стремительно, что ни один человек или компания самостоятельно не смогут уследить за всеми инновациями и вынуждены обращаться к «общему разум» — к экосистеме из партнеров, клиентов и поставщиков. Делать все самим — это сложный и долгий путь, а в условиях, когда новые решения появляются слишком быстро, он еще и губителен. Однако лишь немногие пока понимают, как это сделать, а большинство идет по классическому пути, рассматривая бизнес как систему со входом и выходом. Главная трудность — увязать вместе новое и унаследованное, так чтобы результирующая инфраструктура позволяла реагировать на запросы клиентов в реальном времени.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями