По слухам, в Symantec подумывают о том, чтобы снова разделить корпорацию в 2017 году, так как медлительность инновации и уходы топ-менеджеров мешают реализации плана по восстановлению лидерства на рынке средств безопасности.

Совсем недавно в Symantec объявили результаты финансовой деятельности за первый квартал, проведенный без Veritas, выделенного в отдельную компанию бизнеса по управлению информацией. Возвращение к единственному направлению работы должно было подтолкнуть рост доходов Symantec, в которой, опираясь на ее репутацию надежного поставщика средств безопасности, планировали начать предлагать новшества на этом быстрорастущем сегодня рынке.

Но неутешительные результаты за первый квартал 2016 года показали, что в Symantec еще много нерешенных проблем. Оборот составил 873 млн долл., на 2,9% меньше, чем за тот же период прошлого года. Одновременно с оглашением финансовых результатов в Symantec сообщили о планируемом сокращении штата во всем мире на 1200 человек и скором уходе Майкла Брауна с поста генерального директора.

«У Symantec — одна из самых обширных аудиторий пользователей средств безопасности, но недостаточные темпы инновации и непрекращающиеся организационные перетряски подрывают доверие заказчиков к корпорации, что приведет к дальнейшему ухудшению результатов в предстоящие два квартала», — считает Джейн Райт, главный аналитик Technology Business Research.

По ее прогнозу, совет директоров Symantec в 2017 году рассмотрит вопрос разбиения корпорации на две структуры, одна из которых будет выставлена на продажу.

«Стратегия развития, которой придерживаются в Symantec, программа сокращения затрат и уход топ-менеджеров привели к тому, что в корпорации не достигли намеченных показателей оборота, — констатирует Райт. — В отличие от конкурентов наподобие Cisco и IBM, которые за счет приобретений быстро вывели на рынок новые технологии безопасности, Symantec последний год потратила на самостоятельную разработку новых продуктов и сервисов. Этот подход в сочетании с радикальной программой снижения затрат обусловил относительно запоздалый выпуск на рынок нового решения Symantec для защиты корпоративных сетей».

Что касается потребительского сегмента, в Symantec тоже потеряли обороты, пытаясь адаптировать семейство продуктов Norton в условиях сокращения использования традиционных персональных компьютеров.

В то же время за прошедший год из Symantec ушли несколько топ-менеджеров, в том числе вице-президент по глобальным продажам и вице-президент по работе с реселлерами в Северной и Южной Америке.

А самый большой удар был нанесен, когда непосредственно перед публикацией отчета о результатах финансовой деятельности за первый квартал 2016 года было объявлено, что Браун, уже третий генеральный директор за последние несколько лет, покинет корпорацию, когда будет найдена замена.

«Помешали росту Symantec и изменения в структуре спроса со стороны корпоративных заказчиков систем безопасности, — добавила Райт. — На предприятиях все чаще предпочитают сервисы, предоставляемые по подписке, а не возобновляемые лицензии на ПО безопасности, которые исторически были основным источником дохода Symantec. Согласно плану развития ассортимента предложений Symantec, в следующие два года должен появиться ряд новых сервисов, предоставляемых из облака. Таким образом в Symantec надеются возместить ущерб от снижения лицензионных доходов».

Как отмечает Райт, в аналогичной ситуации находятся и другие поставщики средств безопасности, например, IBM и FireEye, которые спешат нарастить количество сервисов, чтобы компенсировать снижение доходов от лицензий на локально устанавливаемое ПО.

Сейчас изменения в спросе создают сложности для Symantec и других компаний, но по мнению аналитика, переход на решения, предоставляемые по подписке, в следующие два-три года позволит повысить результативность продаж и получить более стабильные источники дохода.

Разделится ли Symantec?

По мнению Райт, последний финансовый отчет и нынешние действия Symantec указывают на вероятность разделения и продажи части корпорации в будущем.

«Хотя Symantec рентабельна, ее финансовые результаты и инвестиционная стратегия говорят о том, что в корпорации — кризис, — отметила Райт. — Она получила примерно 3,5 млрд долл. (с учетом корректировки цены и вложения в акции) от продажи Veritas, а до этого в 2015 году — инвестиции на сумму 500 млн долл. от Silver Lake Partners. Совет директоров Symantec не стал вкладывать эти средства в приобретения, которые могли бы дать корпорации много новых возможностей. Правление предпочло вернуть эти деньги акционерам и продолжать политику затягивания поясов».

По мнению Райт, снижение доходов, инвестиционные решения и кадровые перестановки (в том приглашение бывшего топ-менеджера Silver Lake на роль временно исполняющего обязанности генерального директора) создают условия, которые вынудят руководство Symantec рассмотреть возможность ее разделения на две компании, одна из которых будет заниматься корпоративными средствами безопасности, другая — потребительскими.

«Мы считаем, что в Symantec рассмотрят возможность продажи бизнеса корпоративных решений, а потребительские по-прежнему будут приносить корпорации хороший доход, — сообщила Райт. — В краткосрочной перспективе такое отчуждение станет серьезным потрясением, но в долгосрочной благодаря ему может восстановиться доверие корпоративных заказчиков, особенно если покупателем станет кто-то, кому уже удавалось успешно проводить интеграцию поглощаемых игроков рынка безопасности, — например, Cisco или IBM».

Ставка на реселлеров

По словам Райт, Symantec, став игроком одного рынка, меняет подход к работе с каналом продаж: «Когда в состав Symantec входила Veritas, реселлеров обучали и поощряли зарабатывать на совместной продаже решений для управления информацией и безопасности. Теперь в Symantec сузили спектр продуктов, предлагаемых через реселлеров, до стратегически важного набора, в который входят средства распознавания угроз для оконечных устройств, системы предотвращения утечек данных, аналитика и сервисы безопасности».

В этом году стратегия работы с реселлерами дополнится — Symantec начнет набирать опытных партнеров по продаже средств безопасности, хорошо разбирающихся в перечисленных областях, прогнозирует Райт.

«Symantec начнет по-новому стимулировать партнеров, например, упростит процесс достижения 'золотого' и 'платинового' статуса и увеличит финансовые поощрения, чтобы ускорить рост партнерской экосистемы», — добавила она.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями