15 марта Евгений Чаркин, новый директор по информационным технологиям РЖД, пришедший в компанию в декабре, на встрече с журналистами обозначил приоритеты развития ИТ-инфраструктуры национальной железнодорожной сети.

В настоящее время развитие ИТ в РЖД осуществляется в рамках стратегии, принятой прежним руководством. Евгений Чаркин пообещал скорректировать и представить обновленную ИТ-стратегию до конца этого года.

«Уже сейчас можно сказать, что одним из главных ее направлений станет развитие сервисов для пассажиров. Мы постараемся предложить им максимум удобств, основанных на инновациях, связанных с мобильностью и технологиями Wi-Fi», — заявил он.

Кроме того, будут наращиваться усилия по развитию и оптимизации базовых технологий, отвечающих за перевозочный процесс. Его эффективность планируется повысить благодаря совершенствованию ИТ-обеспечения предиктивного ремонта эксплуатируемой железнодорожной инфраструктуры. Меры, направленные на выявление предотказного состояния ее элементов, по мнению Чаркина, дадут серьезный экономический эффект и будут способствовать снижению рисков для непрерывности бизнеса РЖД. Особое внимание будет уделяться вопросам безопасности, которые, впрочем, традиционно находятся в фокусе руководства компании.

«Естественно, мы будем поддерживать в оптимальном состоянии ИТ, обеспечивающие технологические процессы, финансы, персонал. Для нас люди — это такой же актив, как инфраструктура, если не больший. Мы все будем делать для развития человеческого потенциала, предоставим дистанционное обучение, корпоративный университет», — отметил Чаркин.

В следующем году, с запуском первой очереди резервного ЦОД в Екатеринбурге, также планируется завершить действующую программу консолидации ИТ-ресурсов РЖД. От развития небольших локальных ЦОД при совершенствовании корпоративной ИТ-инфраструктуры решено отказаться. Зато будет создан специальный Центр управления архитектурой, основной задачей которого станет обеспечение централизованного развития многочисленных ИТ-систем РЖД.

Еще одна составляющая ИТ-стратегии РЖД связана с импортозамещением. В компании завершается разработка дорожной карты по развитию информационных систем, в которой будет определено, какие из систем являются целевыми для того или иного процесса, какие будут замещаться новыми разработками, какие являются базовыми. Вот с этих позиций ИТ-служба и будет рассматривать предложения отечественных производителей, пояснил ее руководитель. Конкретных целевых показателей по доле российского ПО при этом устанавливать не планируется.

По словам Чаркина, уже сегодня значительная часть ИТ-ландшафта РЖД сформирована отечественными решениями. Практически все прикладное ПО в компании – российское.

«У нас есть базовые технологии SAP или, например, Oracle… Но все разработки, которые осуществляются на их основе, отечественные. А если мы посмотрим на технологические процессы, базовые для железнодорожной отрасли, то там степень использования полностью отечественного ПО еще выше», — заявил он.

В четвертом квартале прошлого года, еще до прихода Чаркина, в РЖД обсуждалась возможность широкомасштабной замены базовых компонентов ИТ-инфраструктуры зарубежного происхождения на отечественные технологии. Тогда же было принято решение о тестировании российских аналогов SAP — продуктов компаний «1С» и «Галактика».

Чаркин заявил, что в целом поддерживает это решение, но выразил определенную озабоченность по поводу того, смогут ли эти продукты удовлетворить потребности РЖД с точки зрения масштабируемости и функциональности.

«Мне пока неизвестно о внедрениях масштаба, аналогичного нашей компании, у отечественных вендоров. Второй момент – системы класса SAP работают в РЖД с конца 90-х годов. Эти системы создавались на протяжении десятков лет, при этом был учтен опыт крупнейших мировых компаний. Мы, конечно, должны поддерживать отечественного производителя и развивать свои технологии в стране. Но при этом надо четко понимать, что на внедрения, связанные с технологиями SAP, уже потрачены немалые деньги. И они должны работать и приносить отдачу», — подчеркнул глава ИТ-службы.

Таким образом, решение о переходе с SAP на отечественные разработки в РЖД еще не принято. Проводится их детальное тестирование и анализ возможностей. В зависимости от результатов стендовых испытаний, ИТ-служба будет готовить предложения об использовании российских аналогов.

Вопрос возможной миграции будет зависеть и от того, каким будет ИТ-бюджет РЖД. В настоящее время инвестиции компании в ИТ составляют примерно 8 млрд руб. в год. Но сейчас специальный координационный совет, куда входят все внутренние функциональные заказчики, внимательно анализирует поступившие предложения по инвестированию в ИТ. Ожидается, что ревизия инвестиционной программы может быть завершена в течение месяца. В программе будут сделаны акценты на поддержку экономически обоснованных затрат, переход к категорийному управлению в области закупок ИТ, повышение производительности труда и сокращение операционных расходов.