Программное обеспечение, которое использовалось для обхода экологических стандартов примерно в 11 млн автомобилей Volkswagen, фактически давало машине команду перейти в «чистый режим», как только определяло, что ее проверяют на состав выхлопных газов.

Подробности о том, как именно автомобилестроитель обманывал проверки, приведены в письме, направленном во второй половине сентября американским агентством по охране окружающей среды EPA в адрес Volkswagen.

Руководству компании предлагается признать, что полмиллиона автомобилей VW и Audi в Соединенных Штатах (и в 20 раз раз больше — во всем мире) выделяли в атмосферу в 10-40 раз больше вредных веществ, чем полагали в природоохранном ведомстве.

В связи со скандалом генеральный директор Volkswagen Мартин Винтеркорн ушел в отставку. Обман обошелся компании в миллиардные убытки в результате резкого падения ее акций на биржах. По словам Винтеркорна, он «шокирован» и сам «никаких проступков не совершал».

Эксперты замечают, что выяснить, кто в реальности несет ответственность за мошенничество, можно по журналам регистрации программного обеспечения, ответственного за управление работой двигателя.

Как VW удавалось обманывать контроль выхлопа

В письме EPA говорится, что несколько моделей Volkswagen, выпущенных в период с 2009-го по 2015 год, и автомобили Audi A3, выпускавшиеся в 2010-2015 годах, имели в электронном блоке управления программную систему, способную определить, когда производится проверка токсичности выхлопа.

Как пишут в EPA, определенный набор характеристик «положения рулевого колеса, скорости транспортного средства, продолжительности работы двигателя и барометрического давления», указывавший на проведение контроля выхлопа, играл роль активатора механизма фальсификации. Последний по сути переводил блок управления в «чистый режим» на весь остаток процедуры контроля токсичности.

«После возвращения в штатный режим ПО электронного блока управления выполняло процедуру 'дорожной калибровки', которая вновь ухудшала эффективность системы понижения токсичности выхлопа, а конкретно — поглотителя NOx, обеспечивающего снижение концентрации вредных веществ с помощью селективного катализатора», — добавляют в EPA.

«Уловку с программным обеспечением, которой воспользовались в VW, можно уподобить попытке школьного спортсмена-качка нанять тощего ботаника, чтобы тот за него сдал выпускной госэкзамен», — комментирует Керк Веннерсторм, директор по маркетингу выставки ретроавтомобилей Greenwich Concours d'Elegance.

Веннерсторм, поклонник автомобильной старины, семья которого основала винтажное автошоу в 1996 году, отметил, что тесты EPA на контроль токсичности выхлопа весьма строги, проводятся на широком диапазоне скоростей и при запуске двигателя из холодного и горячего состояния, так что «пространство для жульничанья невелико».

Ужесточение требований к содержанию оксидов азота в выхлопных газах в Соединенных Штатах произошло в 2009 году с введением Национальной программы малотоксичных транспортных средств.

Чтобы обеспечить соответствие новым стандартам, производители транспортных средств, работающих на дизельном топливе, снабжают их системой, производящей впрыскивание в выхлоп специальной жидкости — водного раствора мочевины, которая способствует снижению содержания оксидов азота. Но вместе с тем подобные системы увеличивают массу и стоимость двигателя, а также влекут за собой дополнительные расходы для автовладельца, вынуждая его приобретать еще одну спецжидкость.

«В VW заявляли, что нашли способ обеспечить соответствие стандартам без использования очистной жидкости, — говорит Веннерсторм. — Могу представить себе, как остальные ломали голову, пытаясь понять, как именно. Уверен, что немало конкурентов VW разбирали их автомобили, чтобы выяснить, в чем секрет. Может быть, им это и не удалось, но маловероятно. Скорее всего, они поняли, что VW жульничает, но если так, то почему все молчали? Может, у других производителей тоже были свои хитрости?»

После скандала вокруг VW также упали акции BMW, когда немецкий журнал Auto Bild написал, что один из дизельных автомобилей компании выбрасывает в атмосферу в 11 раз больше оксидов азота, чем допускают европейские стандарты.

В BMW в ответ опубликовали заявление о том, что компания «не жульничает и не фальсифицирует результаты тестов на токсичность выхлопа».

Скандал дал повод для многочисленных судебных исков, связанных с обвинениями в том, что загрязнение атмосферы становится причиной преждевременных смертей. На сайте Vox.com приводятся данные анализа, согласно которому из-за манипуляций VW автомобили этой компании, продаваемые в США, ежегодно выбрасывают в атмосферу от 5,8 тыс. до 14,2 тыс. тонн лишних оксидов азота — с учетом того, сколько в среднем за год проезжают машины в этой стране.

По оценкам Vox.com, количество преждевременных смертей из-за загрязнения атмосферы оксидами азота составляет от 5 до 27 в год в Соединенных Штатах, и от 74 до 404 — во всем мире.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями