Этим путем идут практически все поставщики принтеров и МФУ — рынок в большинстве сегментов падает, и они ищут себя в новых нишах, связанных с основным бизнесом. Вендоры берут на себя обслуживание парка устройств, затем начинают вникать в процессы, связанные с документооборотом, как «бумажным», так и цифровым, поскольку на разных стадиях жизни документ порой неоднократно переходит из одного агрегатного состояния в другое. А поскольку документооборот и бизнес-процессы крепко связаны, то вполне возможен и переход к работе с сопутствующими бизнес-процессами заказчика.

В России новая стратегия развития была представлена в начале июня. Николай Дмитриев, президент Konica Minolta Business Solutions в России (Business Solutions — «принтерная» часть компании, на которую приходится 77% ее продаж), отметил, что «печать – лишь часть документооборота», причем далеко не самая затратная. Гораздо больше сил и средств практически в любой компании уходит на обслуживание других стадий его жизненного цикла. И Konica Minolta готова стать для клиентов «экспертом в области документоемких процессов».

Пока основные достижения на этом пути в нашей стране у компании лежат в области оптимизации печатной инфраструктуры. Имеются программные продукты для автоматизации различных аспектов печатных процессов, создания систем облачной и мобильной печати, обеспечения безопасности, по работе с корпоративным контентом и т. д. Например, в облачной среде важно проконтролировать не только объемы печати от каждого сотрудника, но и содержание документов, выводимых им на принтер. Это дисциплинирует — выдать личные распечатки за служебные документы не получится, а, кроме того, поможет при расследовании в случает утечки конфиденциальной информации в бумажном виде.

Бизнес компании в прошлом году вырос в рублевом выражении на 15-20%; в текущем, в условиях более стабильного поведения национальной валюты, рост ожидается приблизительно такой же. Через партнерскую сеть (70% оборота в России) пока больше продается техники, а вот в прямых продажах доля услуг достигла в прошлои году 50%, и растет она опережающими темпами. Среди клиентов Konica Minolta в России — «Хайнекен», BMW, «Санофи», РИА «Новости».

В отличие от большинства других «принтерных» вендоров, изначально специализировавшихся на решениях для офисной печати (в основном — формата A4), Konica Minolta сильна в решениях коммерческой печати, а также в сегменте устройств формата A3, особенно цветных. Так что в компании надеются избежать прямого столкновения с конкурентами благодаря работе с другим сегментом заказчиков.

В соответствии с новой стратегией будет перестраиваться и партнерская сеть. Сейчас в ней около сотни компаний, предполагается, что их количество не сильно изменится. Однако теперь их будут сегментировать не по объемам продаж, а по специализации. Кроме того, Konica Minolta надеется привлечь к сотрудничеству системных интеграторов, имеющих опыт внедрения MPS-решений. Вместе с тем компания намерена вкладываться в партнеров, продвигающих только ее продукты и услуги.

Развивать бизнес по-новому будет и новая команда. Два топ-менеджера — выходцы из самой компании: Дмитриев работал директором по развитию бизнеса, а Станислав Парфенов, директор по сервисной поддержке и аутсорсинговым решениям, руководил департаментом корпоративных продаж компании. Еще два пришли из других компаний: Алексей Каминский, коммерческий директор, — из Unify (ранее Siemens Enterprise Communications), а Жамиля Каменева, директор по развитию бизнеса и маркетингу, — из B2B-подразделения Samsung. Комментируя назначения, Дмитриев особо отметил, что и он, и новые сотрудники имеют опыт работы и в сфере печати, и в ИТ-индустрии, и на стороне заказчика.