Mozilla Foundation — это некоммерческий фонд, управляющий коммерческой корпорацией Mozilla, в которой разрабатывают браузер.

Марк Сермэн, исполнительный директор Mozilla Foundation, и Денелл Диксон-Тейер, руководитель по коммерческим и юридическим вопросам, заявили в недавнем посте, что сбор средств не имеет отношения к поисковым партнерствам, и что деньги от того и другого идут на разные нужды.

«В ряде публикаций указали, что наши поисковые доходы уменьшаются, предположив, что есть связь между соответствующими сделками и кампаниями по сбору средств, — говорится в посте. — Ни то, ни другое совершенно не соответствует действительности».

На стартовой странице Firefox с недавнего времени появилась просьба к пользователям пожертвовать от 3 до 20 долл. в в пользу Mozilla Foundation. Но финансовое положение Mozilla остается «устойчивым», заверили авторы поста, еще раз подчеркнув, что «между нашими поисковыми сделками и акциями по сбору средств связи нет».

Партнерства и сбор пожертвований, как утверждается в посте, «относятся к совершенно разным сферам деятельности Mozilla»: поисковые доходы используются для финансирования разработки Firefox для ПК и Android, мобильной операционной системы Firefox OS и других проектов, таких как сервис синхронизации. Пожертвования и гранты, в свою очередь, идут на поддержку образовательных и информационно-просветительских проектов, например, недавней инициативы, направленной на повышение осведомленности о проблеме приватности в Интернете.

Практически весь доход Mozilla за 2013 год поступил от поисковых сделок, по условиям которых соответствующие сервисы, в особенности Google, используются в Firefox по умолчанию. Общий оборот составил 314 млн долл., из которых 306 млн принесли именно такие договоры. Благодаря соглашению с Google, подписанному в конце 2011 года и истекшему в ноябре прошлого, Mozilla получила примерно 275 млн долл.

Сермэн и Диксон-Тейер также заявили, что резкое падение роста доходов в 2013 году по сравнению с 2012-м — с 88% до 1% — было ожидаемым: «Прирост, зарегистрированный в 2013 году, согласуется с условиями заключенных нами контрактов».

За прошедший год оборот тоже не вырос: «Аналогичных результатов мы ожидаем и за 2014 год, в котором истек срок действия нашего трехлетнего контракта с Google».

О доходах, поступивших в результате последнего раунда поисковых сделок, в том числе договора, делающего Yahoo поисковиком Firefox по умолчанию в США и Канаде, Mozilla отчитается только в конце 2016 года.

Пожертвования в пользу Mozilla за 2013 год составили 2,3 млн долл., а гранты — 4,6 млн долл.

Заверения топ-менеджеров Mozilla Foundation об отсутствии связи между поисковыми доходами и пожертвованиями, похоже, подтверждаются налоговой декларацией за 2013 год: организация потратила 11,3 млн долл. на просветительскую деятельность, работу с волонтерами, стипендии и исследования. А доходы фонда были несколько выше этой суммы: примерно 13 млн долл., если сложить пожертвования и гранты с платежами, совершенными корпорацией Mozilla в пользу контролирующей организации за лицензирование принадлежащих ей товарных знаков, особенно Firefox (6,1 млн долл.).

Но хотя в Mozilla Foundation настаивают на стабильности финансового положения, сомнения могут оставаться, особенно если повышенный уровень затрат 2013 года сохранится и в дальнейшем. В целом расходы по сравнению с предшествующим годом выросли на 42%, в том числе на разработку ПО — самую крупную статью расходов Mozilla — на 38%, а на маркетинг — сразу на 60%. Следствием стало не только отсутствие роста выручки, но и падение чистой прибыли по сравнению с 2012 годом — со 102 млн долл. до 19 млн долл.

Пользователи Firefox, желающие пожертвовать в пользу Mozilla Foundation, но не видевшие ссылки в браузере, могут сделать это на сайте фонда.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями