Поправки уточняют суть отношений между всеми его участниками — сотовыми операторами, SMS-агрегаторами, заказчиками и абонентами, сообщил генеральный директор компании Devino Telecom Данила Шмелев.

Как рассказал исполнительный директор компании Дмитрий Авраменко, смысл поправок заключается в следующем. Во-первых, в них дано определение рассылок, на получение которых требуется согласие абонента, исключающее возможность отправления рассылок с персональных абонентских номеров, зарегистрированных на физические лица. Кроме того поправки к закону обязывают операторов заключать прямые договора с заказчиками рассылок, дабы исключить длинную цепочку посредников, из-за чего установить автора SMS-спама обычно практически невозможно. Теперь отсутствие такого договора автоматически делает рассылку незаконной.

Во-вторых, в поправках конкретизировано понятие «согласие» на получение SMS-рассылок. Теперь такое согласие может быть не только в письменной, но и иной форме, позволяющей четко идентифицировать абонента. Например, считает Авраменко, это может быть верификация согласия на получение рассылок через SMS, что, в частности, исключит вероятность указания абонентом неправильного или ложного номера. Как пояснили в Devino Telecom, о проверке правильности данных, предоставленных абонентом, должна заботиться компания, от чьего имени осуществляются рассылки. И если, например, заполнивший анкету человек укажет в ней чужой номер, принадлежащий совершенно другому абоненту и не давшему, соответственно, согласия на получение SMS, компания может быть оштрафована за несоблюдение закона «О рекламе».

В-третьих, как рассказал Авраменко, поправки к закону упрощают процедуру исключения абонента из базы рассылок. Теперь он может напрямую обращаться к оператору связи с просьбой удалить его номер из рассылки. При этом, считает Авраменко, оператор должен рассматривать каждое такое обращение в отдельности. Особенно актуально это в случае банковских рассылок. Если абонент откажется получать рекламную рассылку от банка, вместе с ней он может лишиться и транзакционных, и сервисных сообщений, что недопустимо по закону «О национальной платежной системе», предупредил Авраменко.

Новые правила, уверен Шмелев, оздоровят рынок SMS-информирования, от чего выиграют все. Абоненты будут получать значительно меньше SMS-спама, что повысит их доверие к этому каналу получения информации и сделает его более информативным. Уход от «серых» схем организации отношений между заказчиком и агрегатором также приведет, по словам Шмелева, к резкому сокращению числа недобросовестных поставщиков, привлекающих клиентов чрезвычайно низкими ценами на рассылку — в районе 6 коп. за сообщение. Такие рассылки, пояснил гендиректор Devino Telecom, как правило, либо вовсе не отправляются, либо рассылаются в ограниченном объеме. Изменения в законодательстве, добавил Авраменко, уменьшат количество не только рекламного спама, но и преступных сообщений, например, от распространителей наркотиков.

Новая схема организации отношений между участниками рынка SMS-информирования неминуемо повлечет за собой изменения в тарификации рассылок. Если раньше компании-агрегаторы суммировали трафик всех своих клиентов, за счет чего итоговая цена, зависевшая от объема, снижалась до минимума, то теперь операторы будут переходить на поаккаунтную модель тарификации клиентов, заключивших с ними прямые договора, пояснил Шмелев, добавив, что на эту модель уже перешла, например, компания «МегаФон». На практике это означает, что цены на SMS-рассылки повысятся, в первую очередь для тех компаний, которые заказывают небольшие и средние по объему рассылки, для крупных же клиентов изменения будут практически неощутимыми, добавил Шмелев.

Еще один сложный вопрос — найдется ли в новых условиях место для SMS-агрегаторов. По мнению Шмелева, этот вопрос не актуален для крупных поставщиков услуг – таких, как Devino Telecom. Помимо рассылки сообщений, пояснил Шмелев, они предлагают и дополнительные сервисы, включая юридический, маркетинговый и CRM-консалтинг, осуществляют премодерацию SMS, чтобы обезопасить клиентов от очевидных штрафов и т.п., чего не делают для подавляющего большинства клиентов операторы. Кроме того, компания готова выступить в качестве агента при заключении договоров между заказчиками SMS-рассылок и сотовыми операторами.