Массер известен как основатель Programmable Web, информационного сервиса по интерфейсам программирования, который в 2013 году купила компания MuleSoft, разработчик ПО для предприятий.

Базовая статистика частоты использования API сохраняется во многих организациях, но из этих данных можно извлечь более конкретные и полезные индикаторы производительности, уверен Массер. По его мнению, нынешняя статистика обращений к API — это все равно что примитивные счетчики посещений страниц на заре WWW.

Когда предприятия начали пользоваться Интернетом, быстро стало ясно, что число посещений сайта и отдельных страниц может быть красноречивым индикатором успеха бизнеса, продукта или маркетинговой кампании.

Дисциплина оценки статистики посещений быстро развивалась, стали учитываться повторные посещения и «конверсия» — доля посетителей, совершивших желательное для владельца сайта действие, например покупку продукта или услуги.

Многие крупные интернет-компании в последние несколько лет снабдили свои сайты интерфейсами программирования, что позволило сторонним приложениям обращаться к онлайн-сервисам и данным с помощью вызовов функций API по сети.

Сегодня обычно лишь учитывают, сколько всего раз обращались к API. Чем этот показатель больше, тем, как считается, успешнее сервис.

Но подобный подход может дать ограниченные и даже обманчивые результаты. Массер предостерег аудиторию от использования «индикаторов тщеславия» — впечатляющих цифр доступа к API, которые на самом деле ни о чем не говорят. В пример он привел Google и Twitter, которые рекламируют огромную статистику вызовов своих API. Массер называет такие компании «клубом API-миллиардеров». В 2011 году в Twitter объявили, что получают по 13 млрд вызовов API в день.

Но подобные цифры могут вводить в заблуждение. В Netflix, к примеру, которая в среднем получала ежедневно по 5 млрд вызовов API, теперь хотят даже уменьшить их число, разработав более функционально богатый интерфейс. Операторы онлайн-словаря Dictionary.com совсем закрыли общий доступ к API через некоторое время после его появления, а программисты музыкальной энциклопедии Discogs вынуждены были ввести сложную процедуру аутентификации и ограничения — из-за приложений, злоупотреблявших сервисом, но не дававших ничего взамен.

Из статистики вызовов можно извлечь много потенциально полезных показателей. Чтобы разобраться, что именно нужно измерять, нужно понимать цели организации. «Задумайтесь, что нужно мерить и зачем», — подчеркнул Массер.

Во многих случаях в подразделении, непосредственно отвечающем за работу сервиса API, просто в силу своей специализации не имеют четких представлений о том, какие показатели необходимо собирать, добавил он.

Если цель публикации API — получить заказчиков, готовых платить, то полезным показателем будет средний доход в расчете на пользователя.

К примеру, операторы сервиса цифровых пожертвований JustGiving выяснили, что поступления через сторонние источники, пользующиеся его интерфейсом программирования, приносят от 20 до 25% дохода, то есть инвестиции в API явно оказались оправданными.

Еще один важный показатель — заинтересованность. В компании Evernote, предоставляющей сервис сохранения «вырезок» из веб-контента, выяснили, что люди, просматривающие Интернет с обычных компьютеров, сохраняют примерно 15% контента, который находят, тогда как пользователи мобильного приложения Evernote Pocket — до 80%. В компании сделали вывод, что приложение Pocket оказалось полезным.

Если же API предлагается, чтобы заинтересовать как можно больше сторонних разработчиков, то полезно будет знать, сколько программистов зарегистрировалось, сколько из них активно, скольких коллег каждый из них привел и сколько разработчиков испытывает затруднения с той или иной частью API.

Важный показатель, по мнению Массера, — это «время до Hello, World», то есть период времени, проходящий с момента знакомства с API до выполнения первой простейшей функции с его помощью.

В организациях также стоит учитывать внутренние показатели, добавил он. Внутренние API используются служащими или внутренними процессами в каких-либо потоках операций. Так, около 70% вызовов API-серверов газеты The Guardian поступает от внутренних источников.

Ряд разработчиков ПО корпоративного уровня предлагают системы управления API, в том числе Oracle, IBM, Tibco, Software AG, Layer 7 и Mashery («дочка» Intel).

Тем не менее направление аналитики, связанное с оценкой ключевых показателей производительности на основе статистики использования API, только зарождается, отмечает Мэрибел Лопес, главный аналитик компании Lopez Research: «Пока что это не считается самостоятельной дисциплиной, и большой активности здесь не наблюдается».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями