Алексей Илларионов
Алексей Илларионов: «Взаимодействие РЖД с HDS ведется по трем основным направлениям: виртуализация вычислительных ресурсов, консолидация информационных систем и создание корпоративного облака». Источник: HDS

30 сентября «Российские железные дороги» и Hitachi Data Systems подвели промежуточные итоги многолетнего взаимодействия.

Как пояснил генеральный директор HDS в России и СНГ Юрий Скачков, сотрудничество с РЖД началось в 2008 году и активно продолжается теперь. Ранее японской компании не удавалось войти в список поставщиков ИТ-решений для российских железнодорожников. Зато сегодня, по словам начальника департамента информатизации и корпоративных процессов управления РЖД Романа Лыкова, более половины ИТ-инфраструктуры главной транспортной компании страны базируется на серверах и системах хранения данных HDS.

Алексей Илларионов, вице-президент по информационным технологиям и развитию системы управления РЖД, сообщил, что HDS принимает непосредственное участие в совместной разработке и внедрении программно-аппаратных решений для критически важных информационных систем компании. Работа ведется по трем основным направлениям: виртуализация вычислительных ресурсов, консолидация информационных систем и создание корпоративного облака. Параллельно модернизируется опорная часть ИТ-инфраструктуры, которая сейчас включает в себя 25 систем хранения старшего класса (общим объемом свыше 3 Пбайт), более 100 систем среднего уровня, около 1,5 тыс. высокопроизводительных лезвийных серверов и системы администрирования.

Проект по виртуализации находится в завершающей стадии. На сегодняшний день в РЖД виртуализированы более 3 тыс. (две трети от общего количества) серверов. Объем данных на виртуальных серверах составляет уже более 2 Пбайт. Виртуализация, в частности, позволила уменьшить время восстановления работоспособности некоторых ИТ-сервисов при сбоях более чем в сто раз. Кроме того, вдвое сократились затраты на эксплуатацию серверных систем. Завершить проект виртуализации серверов в РЖД планируют до конца 2015 года. Однако этот процесс затронет не весь серверный парк. Почти пятая часть серверов (19%), имеющихся в распоряжении РЖД, виртуализироваться не будет. На них базируются некие критичные системы, к которым предъявляются особые требования по информационной безопасности, а также ряд специфических для железнодорожной отрасли автоматизированных систем управления. В качестве платформы для построения виртуальной среды в РЖД использовались лезвийные серверы Hitachi CB2000, а также системы хранения Hitachi HUS130.

В РЖД сейчас действует 730 различных информационных систем, и компания продолжает проект по консолидации их вычислительных ресурсов. Уже консолидированы наиболее важные и ответственные информационные системы, отвечающие за управление грузовыми перевозками, продажу пассажирских билетов, оформление товарных накладных, управление финансовыми и трудовыми ресурсами. Все эти системы, ранее размещенные в 14 удаленных информационно-вычислительных центрах, переведены в три головных ЦОД, при этом консолидированный объем данных составил более 3 Пбайт, включая персональные данные более чем 900 тыс. сотрудников компании. В результате удалось сократить стоимость владения ИТ-инфраструктурой на 30%. Одновременно втрое повысился уровень доступности критичных информационных систем (до показателя 99,99%), а производительность труда ИТ-персонала выросла на 7%. В проект консолидации не были вовлечены ряд локальных систем, которые продолжают эксплуатироваться в региональных ИВЦ. Аппаратной основой для консолидации информационных систем РЖД стали дисковые массивы старшего класса — Hitachi USPV и VSP. Кроме того, в дата-центрах железнодорожников была внедрена многоуровневая модель резервного копирования. В качестве хранилища резервных копий первого уровня здесь использована виртуальная ленточная библиотека Hitachi Virtual Tape Library (FalconStor).

Облачные технологии в РЖД рассматривают как средство для организации процесса предоставления стандартизированных, масштабируемых и гибких ИТ-сервисов, которые пользователи смогут получать по мере необходимости. В компании уверены, что сервисно-ориентированный подход позволит сократить эксплуатационные затраты и повысить качество предоставляемых ИТ-услуг. В рамках корпоративного облачного проекта создаются, в частности, несколько центров компетенций, отвечающих за конкретную функцию, а также комплексная система мониторинга всей ИТ-инфраструктуры РЖД.

«В том числе благодаря сотрудничеству с HDS, технологических барьеров для завершения проекта строительства корпоративного облака у нас нет, но его сдерживают некоторые бюджетные ограничения. Тем не менее, мы планируем к 2017 году завершить создание облачной инфраструктуры», — заявил Илларионов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями